Решение по делу № 2-18/2022 (2-1423/2021;) от 29.03.2021

76RS0024-01-2021-001215-55

Дело № 2-18/2022 Принято в окончательной форме 15.08.2022г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2022 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,

при секретаре Щукиной Д.И.,

с участием:

представителя истца по доверенности Арбатской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Ю.С. к НАО «Управдом Фрунзенского района», Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам, просит взыскать с надлежащего из них ущерб, причиненный затоплением <адрес>, компенсации морального вреда, штрафа.

С учетом уточнения требований в настоящем судебном заседании, истец просит взыскать с надлежащего ответчика:

- 175042,04 руб. – ущерб,

- 50000 руб. – компенсация морального вреда,

- 11000 руб. – расходы по оценке ущерба,

- 300 руб. – почтовые расходы,

- штраф в размере 50% присужденной судом суммы денежных средств.

В обоснование иска указано, что истец является собственником названной <адрес>, управление домом осуществляет НАО «Управдом Фрунзенского района».

В сентябре 2020 произошло затопление квартиры, повреждена внутренняя отделка и мебель. Протечки кровли начались после начала капитального ремонта крыши, их причина (некачественный капитальный ремонт или ненадлежащее выполнение управляющей компанией своих обязательств по содержанию жилого дома) не определена. Претензии истца оставлены ответчиками без удовлетворения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Ремстрой».

Истец в судебном заседании не присутствовала, представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, не оспаривала результаты судебной экспертизы, просила определить надлежащего ответчика, не возражала против передачи ответчикам поврежденной мебели после исполнения решения.

Ответчики, третьи лица, их представители в судебном заседании не присутствовали, извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Из отзыва НАО «Управдом Фрунзенского района» следует, что ответчик исковые требования не признает и просит в иске отказать, указав, что с 01.06.2015 является управляющей домом организацией по договору от 01.04.2015, что в соответствии с утвержденным Правительством Ярославской области планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов <адрес> был включен в перечень многоквартирных домов на проведение капитального ремонта. 19.08.2020 между ответчиками и ООО Ремстрой был заключен акт передачи кровли <адрес> для выполнения работ по капитальному ремонту, кровля дома передана Региональному фонду, который и является надлежащим ответчиком по делу. Согласно отчету по заявкам каких-либо протечек в квартире истца не происходило, протечки начались только после передачи кровли для выполнения капитального ремонта.

Из отзыва Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области следует, что ответчик исковые требования не признает и просит в иске отказать, указав, что в рамках действующего законодательства региональным оператором заключен договор подряда НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, согласно которому Региональный фонд, заказчик, поручил подрядчику, ООО Ремстрой, и общество приняло на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества (капитальный ремонт крыши) в многоквартирном <адрес>. Срок выполнения работ согласно графику 03.08.2020-15.09.2020. Работы завершены 21.12.2020 – акт приемки выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества от 21.12.2020. Региональный фонд и подрядчик в сентябре 2020 не были уведомлены о наличии протечек, управляющая организация не вызывала для осмотра помещения, не уведомляла о наличии протечек. Информация о протечках доведена до Регионального фонда лишь в январе 2021 от собственника <адрес>, на обращение дан ответ о направлении письма в подрядную организацию, ответ от которой не поступал. Региональный фонд является ненадлежащим ответчиком, подрядчик самостоятельно несет ответственность за допущенные им либо привлеченным к выполнению третьим лицом нарушения, включая возмещение причиненного вреда. Отчет о заявках просят исключить из доказательств, поскольку документ составлен вручную путем выборки заявок. Оснований для компенсации морального вреда не имеется. Между собственниками <адрес> Региональным фондом существуют фактически сложившиеся отношения по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Деятельного регионального фонда не связана с непосредственным оказанием услуг или выполнением работ по капитальному ремонту, а ограничена функциями, указанными в ч. 1 ст. 13 Закона ЯО от 28.06.2013 № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области». Договорные отношения между сторонами отсутствуют.

Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Полякова Ю.С. является собственником <адрес>.

01.06.2015 года между собственниками многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, и НАО «Управдом Фрунзенского района» заключен договор управления многоквартирным домом.

Согласно акту обследования квартиры истца, составленному 04.09.2020 года инженером ПТО, в кухне <адрес>:

- в кухне на потолочной плитке (пластик) желтые следы в стыках и на панелях, деформация и отслоение обоев (виниловых) на стенах;

- в комнате на потолочной плитке (ПВХ) желтые пятна и разводы, на полу деформация ламината по всей площади комнаты;

В н.в. производится кап.ремонт кровли Региональным фондом; со слов жильца, протечки с кровли начались после начала каипитального ремонта крыши.

Согласно акту обследования квартиры истца, составленному 14.09.2020 года инженером ПТО, 1-комнатная <адрес> расположена на верхнем, 9-м, этаже; на кровле ведется капитальный ремонт Региональным фондом, кровля передана по акту, протечка произошла в начале сентября при ремонте кровли (кап.ремонт Региональным фондом):

- в комнате на потолке, облицованном потолочной плиткой, по всей площади имеются рыжие пятна и полосы в стыковых соединениях, на улучшенных обоях стен темные подтеки в верхней части слева от окна и слева от входа, на полу из ламината по всей площади наблюдается деформация в стыковых соединениях и вспученности по отдельным доскам; кроме того, в комнате повреждена в нижней части мебель (письменный стол, тумба, шкаф бельевой, шкаф канцелярский);

- в ванной комнате на стене слева имеется отслоение плитки;

- в кухне на потолке, облицованном ПВХ-панелями, имеются рыжие пятна от протечек на поверхности панелей и в стыках, 4 места; на улучшенных обоях стен слева и справа от окна имеются темные подтеки, отслоение обоев; на пол, облицованном линолеумом по деревянному основанию, имеется деформация; деревянное основание сырое, стоит вода;

- в прихожей на стене справа от входа имеются отслоение и темные пятна на улучшенных обоях; пол из линолеума по деревянному основанию имеет вспученности, деревянное основание мокрое.

30.12.2020 истец направила ответчикам претензию, просила возместить ущерб в размере 297834,50 руб. и расходы на оплату эксперта 11000 руб.

Анализ представленных в дело доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что квартира истца была затоплена при повреждении помещений жилого помещения и мебели в ней по причине протечки кровли (крыши) многоквартирного дома, произошедшей в конце августа - начале сентября 2020 года, что ответчиками по существу не оспорено.

Как видно из дела, <адрес> в данный период времени находился на капитальном ремонте согласно плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 - 2043 годы на 2019 - 2021 годы.

Региональным оператором 27.04.2020 был заключен договор подряда НОМЕР согласно которому Региональный фонд, заказчик, поручил подрядчику, ООО Ремстрой, выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (капитальный ремонт крыши), в частности, в <адрес>.

Согласно п. 5.1.13 договора подрядчик обязан выполнять работы с должной степенью осмотрительности и осторожности в целях недопущения причинения вреда (ущерба)…

Согласно п. 5.1.29 договора подрядчик самостоятельно несет ответственность за допущенные им либо привлеченными к выполнению работ третьими лицами нарушения, включая оплату штрафов и возмещение причиненного вреда…

Срок выполнения работ согласно графику 03.08.2020-15.09.2020.

Фактически работы начаты 19.08.2020, окончены 20.11.2020 (Акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> от 21.12.2020, Акт о готовности общего имущества в многоквартирном доме к выполнению работ по капитальному ремонту (крыши – п. 2) от 19.08.2020).

Исходя из Отчета по заявкам <адрес>, составленного управляющей организацией, заявки истца Поляковой Ю.С. о протечках через кровлю в <адрес> (течет крыша во время дождя) впервые зафиксированы ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

На момент обследования <адрес> сентябре 2020 выявлено наличие следов протечки, в т.ч. сырых, произошедшей в результате затопления квартиры через кровлю при проведении работ по капитальному ремонту кровли дома силами ООО Ремстрой.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Согласно ч. 5 ст. 178 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

Как указано выше, 01.06.2015 года между собственниками многоквартирного дома и НАО «Управдом Фрунзенского района» заключен договор управления указанным многоквартирным домом, предметом которого является то, что управляющая организация по заданию собственников помещений в доме в течение согласованного срока за плату обязалась выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, по содержанию общего имущества в МКД, по текущему ремонту общего имущества МКД, оказывать коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным ломом деятельность, а собственники обязались оплачивать услуги и работы в полном объеме в установленном законом и договором порядке.

Состав общего имущества МКД, в отношении которого осуществляется управление, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 определяется собственниками в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества со стороны управляющей организации в Приложении № 1 к договору.

В отношении имущества, включенного в состав имущества МКД в целях его содержания управляющей организацией, по настоящему договору оказываются работы и услуги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 и Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» и на основании решения общего собрания собственников дома.

Перечень работ и (или) услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, перечень коммунальных услуг, которые выполняет и (или) предоставляет управляющая организация по настоящему договору, сроки и порядок их выполнения (оказания) определяется в порядке, предусмотренном настоящим договором и приложениями к нему.

В Приложении № 1 к договору управления предусмотрено, что в состав общего имущества дома, в целях содержания его управляющей организацией, в т.ч. включена крыша.

В Приложении № 4 к договору указан перечень работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, в т.ч. (п. 5) работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в т.ч.: проверка кровли на отсутствие протечек – 1 раз в год после таяния снега, по заявке собственников.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включаются: б) крыши.

Как следует из п. 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др. Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

Вместе с тем, доводы управляющей организации об отсутствии оснований для возложения на нее ответственности по возмещению истцу ущерба заслуживают внимания.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статьей 182 ЖК РФ предусмотрено то, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;

5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;

6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;

7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;

8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;

10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;

12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

В силу ч. 1 ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Разрешая заявленные требования, оценив все представленные в ходе судебного разбирательства доказательства, в том числе, заключение НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА специалиста Соболева И.Е., ООО Эксперт, заключение НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА специалиста Валдаева А.Ю., ИП, заключение эксперта по строительно-техническому исследованию НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, эксперты Перов А.В., Щевелев С.В., ООО РЭПК, заключение эксперта НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, эксперт Канцырев Р.А., ООО ОК Канцлер, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, ст.ст. 178, 180, 182, 188 ЖК РФ, п.п. 2, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", принимая во внимание, что причиной затопления квартиры истца явилась протечка с кровли дома в период проведения капитального ремонта подрядной организацией ООО Ремстрой, привлеченной региональным оператором, которая ненадлежащим образом исполняла свои обязанности, суд приходит к выводу о возложении ответственности за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядной организацией на регионального оператора - Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.

Учитывая, что лицом, ответственным за возмещение ущерба имуществу истца, признан Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, оснований удовлетворять исковые требования к управляющей домом организации - НАО «Управдом Фрунзенского района» не имеется, в удовлетворении требований к данному ответчику суд отказывает.

Размер причиненного истцу ущерба в результате затопления квартиры (жилого помещения и расположенной в ней мебели) следует определить в общей сумме 175042,04 руб. - по заключениям судебных экспертов ООО РЭПК и ООО Канцлер, в т.ч.: 138067,20 руб. - стоимость работ по восстановительному ремонту <адрес> + 36974,84 руб. = рыночная стоимость с учетом износа поврежденной в результате затопления мебели.

Оснований закладывать в основу решения суда изначально представленные истцом заключения специалиста Соболева И.Е., ООО Эксперт, и специалиста Валдаева А.Ю., ИП, не установлено.

Исходя из заключения специалиста Соболева И.Е. стоимость работ, услуг и материалов, необходимых для восстановления поврежденного объекта недвижимости в ценах, сложившихся в Ярославском регионе на 07.09.2020, составляет 210631,50 руб.

Исходя из заключения специалиста Валдаева А.Ю., рыночная стоимость устранения дефектов движимого имущества с учетом округления составляет 87200 руб.

Определением суда по делу была назначена комплексная судебная экспертиза, на разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

1. Каковы причины и период затопления <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>

2. Каковы объем и стоимость восстановительного ремонта <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, поврежденной в результате протечки?

3. Какова рыночная стоимость поврежденного в результате затопления квартиры движимого имущества (указано в заключении НОМЕР ИП Валдаева А.Ю.), с учетом износа?

Проведение экспертизы было поручено:

1) ООО «Региональная экспертно-проектная компания» в части следующих вопросов:

1. Каковы причины и период затопления <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>?

2. Каковы объем и стоимость восстановительного ремонта <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, поврежденной в результате протечки?

2) ООО ОК «Канцлер» в части следующего вопроса:

3. Какова рыночная стоимость с учетом износа поврежденного в результате затопления квартиры движимого имущества (указанного в заключении НОМЕР ИП Валдаева А.Ю.) по адресу: <адрес>?

Эксперты ООО РЭПК А.В. Перов и С.В. Щевелев, выполнив осмотр помещений <адрес>, осмотр кровли <адрес> над исследуемой квартирой, пришли к следующим выводам:

По первому вопросу:

На основании совокупности данных, изложенных в тексте заключения при ответе на первый вопрос, эксперты пришли к выводу, что залив <адрес> в <адрес> происходил в период проведения капитального ремонта крыши (конец августа-начало сентября 2020).

Исходя из вывода по определению периода затопления квартиры, эксперты ООО РЭПК считают, что наиболее вероятной причиной возникновения протечек воды с крыши и повреждения внутренней отделки <адрес> является несоблюдение требований СП «Организация строительства», проекта организации капитального ремонта (ПОКР) и проекта производства работ (ППР) при их наличии при выполнении работ по капитальному ремонту крыши <адрес> в <адрес>.

По второму вопросу:

В результате проведения визуально-инструментального осмотра объекта исследования и изучения представленных материалов экспертами ООО РЭПК установлено наличие повреждений элементов внутренней отделки и заполнений дверных проемов, возникших в результате протечки воды с крыши.

Экспертами определены объемы работ и виды материалов для проведения восстановительного ремонта в помещениях исследуемой квартиры.

Для определения стоимости ремонтно-восстановительных работ, необходимых для устранения повреждений отделочных покрытий в исследуемых помещениях, составлен локальный сметный расчет № 1 (Приложение № 2).

Сметный расчет составлен базисно-индексным методом, исходя из условий выполнения работ сторонней организацией в соответствии с положениями действующих нормативных документов с применением индексов пересчета в текущий уровень цен по статьям затрат, разработанных для применения на территории Ярославской области и согласованных Департаментом строительства Ярославской области на основании территориальной сметно-нормативной базы.

Расценки сборников территориальной сметно-нормативной базы отражают среднеотраслевой уровень затрат техники, трудозатрат, материалов и организации работ на каждый вид ремонтно-строительных работ.

Согласно указанной методике расчета, стоимость работ составит 138067,20 руб.

Эксперт ООО ОК «Канцлер» Канцырев Р.А., выполнив исследование по перечню поврежденного, согласно акту осмотра от 04.09.2021 года, движимого имущества, пришел к следующим выводам:

По третьему вопросу:

Рыночная стоимость с учетом износа поврежденного в результате затопления квартиры движимого имущества (указанного в заключении НОМЕР ИП Валдаева А.Ю.) по адресу: <адрес>, составила 36974,84 руб., в т.ч.:

Тумба 800*600*400 – 1032,13 руб.

Комод 1200*1100*400 – 4604,24 руб.

Шкаф 1300*2400*350 – 8250,94 руб.

Стол письменный 1100*800*550 – 4198,89 руб.

Кухонный гарнитур 2-ярусный, в т.ч.:

верхний ярус: шкаф 800*750*300 – 5811,83 руб.

нижний ярус: шкаф 400*850*600 – 5804,32 руб.

шкаф 800*850*600 – 1567,15 руб.

Шкаф 550*2200*600 – 5705,33 руб.

В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу положений ст. 67, 68, 71 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. К таковым относятся и подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и письменные доказательства, коими являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.

Оценивая заключения судебной экспертизы в совокупности всех представленных в дело доказательств, сравнивая соответствие заключений судебной экспертизы поставленным вопросам, определяя полноту заключений, их научную обоснованность и достоверность полученных выводов с заключениями, представленными в дело истцом, суд пришел к выводу о том, что в основу решения необходимо заложить заключения судебных экспертов, которые в полной мере являются допустимыми и достоверными доказательствами, не вызывают сомнений, не допускают неоднозначного толкования, не вводят в заблуждение, отвечают требованиям к содержанию отчета об оценке объекта оценки, установленным ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Оснований сомневаться в выводах судебных экспертов не имеется, эксперты обладают специальными знаниями, имеют соответствующее образование, профессиональную переподготовку, стаж работы, Канцырев Р.А. является членом СРО РАО, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения или показаний.

Доказательств, указывающих на недостоверность выполненных заключений судебной экспертизы, ставящих под сомнение выводы судебных экспертов, материалы дела не содержат.

Вместе с тем, установленные судом обстоятельства не свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца с надлежащего ответчика компенсации морального вреда и штрафа.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответчика (исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (истца).

Между тем, в данном случае положения Закона РФ «О защите прав потребителей» к правоотношениям сторон – истца и Регионального фонда - не применимы, поскольку между сторонами имеются деликтные правоотношения. Оказанием услуг собственникам квартир региональный оператор не занимается, обеспечивая финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет фонда капитального ремонта.

Относительных и допустимых доказательств, опровергающих доводы ответчика в обозначенной части требований, материалы дела не содержат.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и штрафа суд истцу отказывает.

Доводы Регионального фонда о том, что данный ответчик является ненадлежащим, несостоятельны и судом отклоняются.

Жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Таким образом, в силу прямого указания закона, у регионального оператора возникает ответственность за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома. Сама ответственность регионального оператора обусловлена событием, а именно фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту.

Доводы Регионального фонда о том, что в <адрес> имелись протечки над иной квартирой дома (<адрес> в августе 2017 года, определяющего правового значения не имеют. Исходя из Отчета по заявкам <адрес>, заявка выполнена в августе 2017, работы произведены, более обращений от <адрес> по вопросу протечек с кровли (крыши) дома не поступало.

Оснований для исключения Отчета о заявках из доказательств, подлежащих учету при вынесении решения не имеется, данный документ является достаточным для того, чтобы заложить его в основу решения, ответчиками не оспорен.

Как указано выше, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Предусмотренных законом оснований для применения положений ч. 3 ст. 1083 ГК РФ суд не усматривает, не просит об этом и ответчик.

    В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно ст.ст. 94, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны признанные судом необходимыми расходы, расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом ко взысканию с надлежащего ответчика заявлены судебные расходы, ч т.ч.:

- 11000 руб. – расходы по оценке ущерба,

- 300 руб. – почтовые расходы.

Расходы истца по оценке ущерба суд признает необходимыми, заявленными в разумных и справедливых пределах и подлежащими возмещению надлежащим ответчиком в полном объеме. Истец была вправе представить в дело доказательства, добытые ею в досудебном порядке, для подтверждения своей позиции по иску. То обстоятельство, что в основу решения заложены заключения судебных экспертиз, не свидетельствует об отсутствии оснований для возмещения истцу понесенных расходов по оценке ущерба.

Почтовые расходы подлежат возмещению истцу частично – в сумме 150 руб., т.к. надлежащим ответчиком является лишь Региональный фонд, управляющая организация надлежащим ответчиком не является, направление претензии данному лицу не требовалось.

На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет в общем размере 4701 руб. (ч. 6 ст. 52 НК РФ).

Поскольку суд пришел к выводу о взыскании с надлежащего ответчика рыночной стоимости поврежденного затоплением движимого имущества, на истца должна быть возложена обязанность передать этому ответчику после получения от ответчика в порядке исполнения решения суда взысканных судом денежных средств по требованию и за счет последнего поврежденное движимое имущество, а именно:

Тумба 800*600*400

Комод 1200*1100*400

Шкаф 1300*2400*350

Стол письменный 1100*800*550

Кухонный гарнитур 2-ярусный, в т.ч.:

верхний ярус: шкаф 800*750*300

нижний ярус: шкаф 400*850*600

шкаф 800*850*600

Шкаф 550*2200*600

Иное приведет к неосновательному обогащению истца.

Необходимость передать данное имущество ответчику, при исполнении последним решения суда, представитель истца в судебном заседании не оспаривала, выразив готовность истца передать ответчику это имущество после получения от последнего взысканных судом денежных средств.

Кроме того, по делу подлежит разрешению вопрос о денежной сумме, подлежащей выплате экспертному учреждению ООО ОК «Канцлер».

В соответствии с ч. 1 ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, … стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч. 1 ст. 96 и ст. 98 ГПК РФ.

Как указано выше, назначенная судом по ходатайству третьего лица ООО «Ремстрой» судебная экспертиза в части обследования движимого имущества проведена ООО ОК «Канцлер», директор Р.А. Канцырев, в дело представлено заключение эксперта, заложенное в основу решения суда, оплата экспертизы возложена на третье лицо на стороне ответчика ООО «Ремстрой», которое, согласно заявлению директора ООО ОК «Канцлер», проведение экспертизы не оплатило - в дело данным экспертным учреждением представлено заявление о возмещении расходов на экспертизу (т. 2 л.д. 240) в связи с неоплатой счета от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР на сумму 30000 руб.

Данное заявление экспертом не отозвано.

На основании изложенного, расходы по проведению экспертизы подлежат возмещению экспертному учреждению надлежащим ответчиком по делу как стороной, не в пользу которой состоялось решение суда.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в пользу Поляковой Ю.С.:

- 175042,04 руб. – ущерб,

- 11000 руб. – расходы по оценке ущерба,

- 150 руб. – почтовые расходы.

В удовлетворении иска в остальной части требований отказать.

Взыскать с Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в бюджет государственную пошлину в размере 4701 руб.

Возложить на Полякову Ю.С. обязанность передать Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов <адрес> после получения от ответчика в порядке исполнения решения суда взысканных судом денежных средств по требованию и за счет последнего поврежденное движимое имущество, а именно:

Тумба 800*600*400

Комод 1200*1100*400

Шкаф 1300*2400*350

Стол письменный 1100*800*550

Кухонный гарнитур 2-ярусный, в т.ч.:

верхний ярус: шкаф 800*750*300

нижний ярус: шкаф 400*850*600

шкаф 800*850*600

Шкаф 550*2200*600

Взыскать с Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в пользу ООО ОК «Канцлер» расходы на проведение экспертизы в сумме 30000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Л. Андрианова

2-18/2022 (2-1423/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Полякова Юлия Сергеевна
Ответчики
Непубличное акционерное общество "Управдом Фрунзенского района"
Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов в ЯО
Другие
ООО «Ремстрой»
ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области
Васькин Михаил Юрьевич
Осипова Оксана Николаевна
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Судья
Андрианова Ирина Леонидовна
Дело на странице суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.05.2021Предварительное судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Производство по делу возобновлено
09.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
09.08.2021Производство по делу возобновлено
17.08.2021Судебное заседание
30.12.2021Производство по делу возобновлено
23.03.2022Судебное заседание
15.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее