Дело № 12-526/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 27 сентября 2018 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Протасова Е.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу Гайсина Ильдара Натфулловича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. от 20 июня 2018 года №02-11/280-18, которым должностное лицо – Гайсин Ильдар Натфуллович, родившийся <данные изъяты> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. от 20 июня 2018 года № 02-11/280-18 должностное лицо – директор ГФУ «Инженерные защиты Чебоксарского водохранилища РМЭ» Гайсин И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Согласно постановлению в действиях Гайсина И.Н., директора ГФУ «Инженерные защиты Чебоксарского водохранилища РМЭ», имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ).
Не согласившись с данным постановлением, Гайсин И.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе указано, что требование к гарантийному сроку товара установлено в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ, предусматривающими, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В статье 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Поскольку в законе не указано, какие именно конкретные показатели должны быть указаны в первой части заявки, заказчик правомерно распространил требования этой нормы на все показатели, указанные в документации об аукционе. Требование к гарантийному сроку относится к качественным характеристикам. Довод административного органа о невозможности предоставления корректно заполненной заявки в связи разночтениями в технической части документации является необоснованным, так как доказательств невозможности предоставления корректно заполненной декларации не предоставлено.
Гайсин И.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, ее подавшего.
Заслушав объяснения защитника Гайсина И.Н. – Мязина А.М., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Бастракова А.В., проверив материалы настоящего дела и дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Согласно приказу ГФУ «Инженерные защиты Чебоксарского водохранилища РМЭ» Гайсина И.Н. от 20 марта 2018 года №-п принято решение о проведении аукциона в электронной форме на поставку специальной одежды и мягкого инвентаря для нужд Учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация опубликованы на официальном сайте 20 марта 2018 года.
Электронной площадка для проведения аукциона: <данные изъяты>
Начальная (максимальная) цена контракта – 172 249 руб. 41 коп.
Исходя из положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, так в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии состатьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии счастями 3-6 статьи 66настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе; 3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии счастью 2 статьи 67настоящего Федерального закона; 5) дата проведения такого аукциона в соответствии счастью 3 статьи 68настоящего Федерального закона; 6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями); 7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; 8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта; 9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федеральногозакона; 10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта; 11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе; 12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениямичастей 8-25 статьи 95настоящего Федерального закона.
В части 3 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии состатьей 14настоящего Федерального закона); б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В подпункте 25.1 информационной карты заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словестное обозначение), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патент (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 33 информационной карты указано, что показатель столбца 8 «гарантийный срок» сопровождается словами «не менее» является минимальным значением. При формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в указанном электронном аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30 марта 2018 года) аукционная комиссия заказчика отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером 5 (ООО «<данные изъяты>») в связи с тем, что в участник не указал гарантийный срок товара, указал конкретный цвет одежды, а именно: в пункте 5 костюм х/б летний ИТР (мужской) не указано конкретное значение показателя «Цвет»: темно – синий, синий, серый; в пункте 6 костюм х/б летний ИТР (женский) не указано конкретное значение показателя «Цвет»: темно – синий, синий, василек, коричневый.
Исходя из положений части 1 статьи 33, части 3 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ, требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей может быть установлено исключительно применительно к характеристикам закупаемого товара (услуги).
То есть заказчик вправе устанавливать требование об указании конкретных показателей по значениям, относящимся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
Вместе с тем, гарантия производителя и ее срок не является функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой товара.
Гарантия производителя является самостоятельной правовой категорией, регулируемой статьей 471 Гражданского кодекса Российской Федерации, и представляет собой способ обеспечения качества товара (в том числе всех его характеристик) на определенный срок.
В силу статьи 471 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара, ввиду чего данный срок не может быть указан конкретно.
Требование к наличию гарантии производителя и ее сроку подлежит указанию в общей части аукционной документации в качестве отдельного требования, факт соответствия которому в силу пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ выражается посредством согласия участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В связи с этим, требование заказчика об указании показателей гарантийного срока, не являющегося характеристикой закупаемого товара, обоснованно расценено, как нарушение пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законов порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.
В соответствии с приказом руководителя Федерального агентства водных ресурсов № 2-кф от 24 января 2013 года Гайсин И.Н. назначен на должность директора Государственного федерального бюджетного учреждения по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл.
Согласно документации об электронном аукционе на поставку одежды специальной и мягкого инвентаря для нужд Учреждения Гайсин И.Н., являясь должностным лицом, утвердил документацию об электронном аукционе с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, в действиях Гайсина И.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Гайсина И.Н. административный орган обоснованно пришел к выводу, что оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется, так как допущенные нарушения повлекли необоснованное отклонения заявки участника аукциона.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 июня 2018 года №02-11/280-18 в отношении Гайсина Ильдара Натфулловича оставить без изменения, жалобу Гайсина Ильдара Натфулловича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики МарийЭл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.М. Протасова