ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Доржиева С.Л.
Дело № 33-1940
поступило 16 апреля 2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 июня 2019 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Ивановой В.А.,
судей Холонгуевой О.Р., Дампиловой Ц.В.,
при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шипицына А.Г. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение меры социальной поддержки как ветерана боевых действий
по апелляционным жалобам истца Шипицына А.Г., представителя третьего лица администрации Советского района г. Улан-Удэ Аюшеевой Д.Н. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 18 февраля 2019 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В., выслушав объяснения Шипицына А.Г., его представителя Балданцыреновой Ч.Ю., допущенной к участию в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ; представителя третьего лица администрации Советского района г. Улан-Удэ Аюшеевой Д.Н., доверенность от 26 июля 2018г.( л.д.144); представителя третьего лица МВД РБ Щетинина М.В., доверенность от 9 января 2019г.; представителя ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Енисеевой Т.А., доверенность от 12 сентября 2018г., изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Шипицын просил признать право на получение меры социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет 25.02.2003 г.
Исковые требования мотивированы тем, что Шипицын является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением МВД РФ от 25.03.2005г. Истец с 25.02.2003г. состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях в администрации Советского района г. Улан-Удэ как ветеран боевых действий, поскольку в период проведения боевых действий с 18.11.1996г. по 18.01.1997г., с 10.12.1999г. по 08.03.2000г. проходил службу на территории Республики Чечня.
Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия Шипицыну отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, поскольку удостоверение ветерана боевых действий получено после 01.01.2005 г. Шипицын считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки с даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях 25.02.2003г.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
В суде первой инстанции истец Шипицын, его представитель Балданцыренова на исковых требованиях настаивали.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца администрация Советского района г. Улан-Удэ, извещенная о рассмотрении дела, не направила в суд представителя, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Дырхеев исковые требования не признал, поскольку удостоверение ветерана боевых действий Шипицыну выдано после 01.01.2005г. соответственно, истец не имеет права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, извещенное о рассмотрении дела, не направило в суд представителя. Министерство направило отзыв на иск, в котором возражало против удовлетворения иска. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-го лица.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Шипицын просит решение суда отменить, принять новое - об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что статус ветерана боевых действий он имеет на основании Федерального закона «О ветеранах», поскольку принадлежит к лицам, указанным в ст. 3 указанного закона и непосредственно участвовал в боевых действиях, перечисленных в Перечне закона.
Считает неверным вывод суда о том, что до 01.01.2005г. он не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, так как был включен в отдельный список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений как ветеран боевых действий с 25.02.2003г.
Жилое помещение по адресу: <...>5, в котором его семья в составе 6 человек проживает, имеет площадь 43,6 кв.м. или 7,2 кв. на человека, что менее размера, установленного для предоставления жилого помещения 9 кв.м., следовательно, не отпали основания для предоставления жилого помещения. Кроме того, с учета нуждающихся в жилых помещениях он не снят ( л.д.146-148).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца администрация Советского района г. Улан-Удэ в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, приняв новое - об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Шипицын является ветераном боевых действий, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два условия: принадлежность к лицам, прямо поименованным в п.1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» и непосредственное участие в боевых действиях. Шипицын принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005г., так как включен в отдельный список граждан имеющих право на первоочередное получение жилых помещений как ветеран боевых действий с 25.02.2003г.( л.д.140-143).
В суде апелляционной инстанции истец Шипицын, его представитель Балданцыренова на доводах своей жалобы настаивали, доводы жалобы третьего лица поддержали.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца администрации Советского района г. Улан-Удэ Аюшеева на своей жалобе настаивала, доводы жалобы Шипицына поддержала. Пояснила судебной коллегии, что Шипицын администрацией района не снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку до сих пор является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление неблагоустроенного жилья по ул. Асеева супруге истца Балданцыреновой не решило жилищную проблему, предоставленное жилье не имело ни окон, ни дверей.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Министерство внутренних дел Республики Бурятия, привлеченное к участию в деле определение судебной коллегии, в лице представителя Щетинина пояснил, что нельзя связывать статус ветерана боевых действий с наличием или отсутствием удостоверения. Кроме того, надо учитывать, что удостоверения ветерана боевых действий были изготовлены Госзнаком после издания постановления Правительства РФ от 19.12.2003г. № 763 и издания соответствующего приказа МВД РФ об утверждении инструкции о порядке выдачи удостоверений. МВД Республики Бурятия данные удостоверения стало выдавать только в 2005 году после поступления бланков, т.е. министерство не могло «физически» выдать удостоверения раньше 01.01.2005г.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Енисеева, не оспаривая решение суда, просила жалобы оставить без удовлетворения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, извещенное о рассмотрении дела с жалобой, не направило в суд представителя. Судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения явившихся лиц, представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подп.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого Перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены «Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года».
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 год, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации разработана и утверждена приказом от 07.05.2004г. № 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым урегулированы вопросы, в том числе изготовления и рассылки бланков удостоверений.
Из материалов дела следует, что Шипицын в период с 18.11.1996г. по 18.01.1997г., с 10.12.1999г. по 08.03.2000г. участвовал в боевых действиях на территории Республики Чечня, что удостоверяется записью в карточке учета сотрудника, справкой МВД РБ. Шипицын получил военную травму, имеет государственную награду медаль «За отвагу» (л.д.10-11; 9; 6; 14 ). Удостоверение серии РМ ... от 23.03.2005г., выданное Шипицыну МВД России, удостоверяет, что предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ( л.д.6).
Супруга Шипицына Балданцыренова - сотрудник МВД, администрацией Советского района г. Улан-Удэ с 25.02.2003г. принята на учет на улучшение жилищных условий с составом семьи супруг Шипицын и дочь ( л.д.42-45). Затем по обращению Балданцыреновой её очередь от 25.02.2003г. переоформлена на супруга Шипицына ( л.д.46). Из пояснений администрации Советского района г. Улан-Удэ следует, что только на основании Закона Республики Бурятия от 07.07.2006г. № 1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ветераны боевых действий, стоявшие на учете, были включены в отдельные списки Министерства социальной защиты населения РБ.
По приложению № 1 к приказу Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия № 827 от 01.11.2018г. Шипицын (под № 61) исключен из списка ветеранов боевых действий Единого сводного списка по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан ( л.д.124-126).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд исходил из недоказанности истцом наличия у него права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем на дату постановки на учет 25.02.2003г., поскольку статус ветерана боевых действий был подтвержден 25.03.2005г. выдачей удостоверения ветерана боевых действий, соответственно, до этой даты истец не мог быть поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории ветеран.
С решением районного суда судебная коллегия не соглашается ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Шипицын относится к ветеранам боевых действий согласно п.1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», поскольку в период с 18.11.1996г. по 18.01.1997г., с 10.12.1999г. по 08.03.200г. участвовал в боевых действиях на территории Республики Чечня. Законодатель не связывает наделение лица статусом ветерана боевых действий с выдачей удостоверения. Так, удостоверение является лишь правоподтверждающим документом (п.1 Инструкции). Как следует из приложения к Федеральному закону в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации указано о том, что на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3, 4 Федерального закона «О ветеранах». Соответственно мера социальной поддержки ветеранам боевых действий в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, вставшим на учет до 01.01.2005г., предоставляется вне зависимости от времени получения ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Федеральным законом.
При разрешении спора не имеет отдельное правовое значение факт переоформления очереди супруги Балданцыреновой на Шипицына, поскольку переоформление очереди на Шипицына состоялось, никем не оспорено в установленном порядке, Шипицын стоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, предоставление супруге Балданцыреновой неблагоустроенного жилого помещения по ул. Асеева также не решило жилищную проблему семьи исходя из качества предоставленного жилья, не соответствующей по степени благоустройства, площади, не отвечающей нормам предоставления на одного человека. Кроме того, из пояснений представителя администрации Аюшеевой следует, что после предоставления данного жилого помещения Шипицын сохранил право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, получение истцом удостоверения ветерана боевых действий после 01.01.2005 г. не являлось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 25.02.2003г.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы Шипицына, администрации Советского района г. Улан-Удэ подлежат удовлетворению, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░-░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.01.1995 N 5-░░ "░ ░░░░░░░░░" ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 25.02.2003 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░.░.