УИД: 59RS0004-01-2022-005343-36 КОПИЯ
Дело № 2-4132/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2022 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Милашевич О.В.,
при секретаре судебного заседания Батуевой К.М.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г. Добрянка – Ченцовой Ю.П.,
представителя ответчика – Калинина Н.Г., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Добрянки к Некоммерческой организации «Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
у с т а н о в и л :
прокурор г. Добрянка, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести капитальный ремонт крыши, фасада многоквартирного жилого дома по <Адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указав в обоснование заявленного требования, что согласно ч. 1 ст. 21 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» является региональным оператором в Пермском крае, который обязан предпринимать меры по организации проведения капитального ремонта в сроки, установленные не только Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Перми на 2018- 2020 г.г. В связи с обращением директора ООО «Класс», проведена прокурорская проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома <Адрес>, в ходе которой установлено что запланированный ремонт крыши и фасада многоквартирного дома по ул. Лесная, 21 г. Добрянка Пермского края, не проведен. Представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства в части проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома ответчиком не исполнено, капитальный ремонт крыши и фасада не проведен. Непроведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома <Адрес> в срок, установленный региональной программой, нарушает права неограниченного круга лиц, в том числе собственников помещений многоквартирного дома, гарантированные законодательством Российской Федерации, на благоприятные условия проживания и сохранность жилищного фонда, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также нарушает права муниципального образования г. Добрянка, поскольку создает риск несохранности муниципального имущества. При данных обстоятельствах способом устранения нарушений является понуждение ответчика к совершению действий по проведению капитального ремонта МКД по <Адрес> в определенный срок на основании решения суда.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ведется доработка и перерасчет смет, в связи с финансовым положением фонда и повышением цен на материалы. Торги н состоялись, сроки неразумные, работы можно начать только с мая 2023.
Третьи лица ООО «Класс», администрация Добрянского городского округа Пермского края в судебном заседании своих представителей не направили. О рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом. Представитель администрации Добрянского городского округа Пермского края ранее направляла письменные пояснения, согласно которым по дому <Адрес> запланирован капитальный ремонт крыши и фасада со сроком проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ. Приемка выполненных работ и оказанных услуг начальником отдела муниципального контроля администрации Добрянского городского округа до настоящего времени не осуществлена. Доводы искового заявления поддерживает.
Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы изложенные в исковом заявлении, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу положений пункта 10.1 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса РФ).Согласно ч. 1 ст. 21 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее - Закон № 304-ПК), региональным оператором в Пермском крае является Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
На основании ст. 22 Закона № 304-ПК, предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы, согласно которой величина износа многоквартирного дома по адресу: <Адрес> на октябрь 2020 составляет 47%, определены плановые периоды проведения капитального ремонта в доме: 2018-2020 годы – комплексное обследование многоквартирного дома, ремонт крыши, ремонт фасада (л.д.89-90).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края №СЭД-24-03-14-13 от ДД.ММ.ГГГГ установлена необходимость выполнения работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества, выполнения работ по капитальному ремонту крыши и фасада в 2020 году в многоквартирном доме № 21 по ул. Лесная, г. Добрянка (л.д. 71-72).
Техническим отчетом по оценке технического состояния общего имущества многоквартирного дома № от 2020 года, выполненного ООО «ВерхнекамПроект» по заказу НО «фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», установлена необходимость проведения капитального ремонта (л.д. 27-57).
Указанным отчетом установлено следующее техническое состояние конструктивных элементов здания в целом: несущих конструктивных элементов здания: фундаменты, стены, перекрытия, крыша, лестницы, лоджии, козырьки входных групп, крыльца входных групп – работоспособное; ограждающих конструкций здания: кровля, полы, окна деревянные, двери внутренние (деревянные), двери наружные (металлические), отмостка – неудовлетворительное; перегородки – удовлетворительное. Общее техническое состояние здания многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>, оценивается как работоспособное. Техническое состояние систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения – не удовлетворительное, системы водоотведения – удовлетворительное.
Физический износ здания составляет 30%.
При обследовании конструкций стен выявлены следующие дефекты и повреждения: наружные стены в уровне цоколя – загрязнение отделочных слоев стен (следы вандализма); наружные стены повсеместно – растрескивание и частичное отслоение герметизирующего раствора межпанельных швов; наружные стены со стороны подъезда (стеновые панели) – трещины в узлах сопряжения внутренней и наружной стен с разрушением отделочных слоев.
Крыша и кровля: деструкция гидроизоляционного ковра в результате воздействия солнечной радиации, трещины и разрывы верхнего слоя гидроизоляции; скопление строительного мусора и мха на поверхности кровли; повреждение кровли коррозией; следы застоя атмосферных осадков на поверхности кровли; утрата гидроизоляционного слоя плиты покрытия выхода на кровлю.
Дальнейшая эксплуатация здания многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>, допускается при проведении более частых периодических обследований в процессе эксплуатации (п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2011). Согласно приложению 2 к ВСН-58-88(р) минимальная продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Общий срок эксплуатации здания на момент проведения технического обследования составляет 32 года. Исходя из вышесказанного рекомендованная продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный ремонт превышена. Потребность в капитальном ремонте конструктивных элементов и инженерных сетей здания определяется в Приложение И. Задание на проектирование по восстановлению усилению или ремонту конструкций, оборудования, сетей представлено в приложении К. В связи с тем, что при визуальном обследовании обнаружены дефекты и повреждения конструкций здания, снижающие эксплуатационные качества (по 2-й группе предельных состояний) (п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 31937-2011) и в связи с высоким износом инженерных систем дома, рекомендуется дополнительно провести инструментальное обследование строительных конструкций и инженерных сетей здания. Для дальнейшей нормальной эксплуатации и с целью повышения здания эксплуатационных качеств объекта рекомендуется выполнение комплекса ремонтных работ (в соответствии с перечнем мероприятий по устранению дефектов и повреждений, согласно Приложений В и Г). Капитальный ремонт конструкций общего имущества многоквартирного дома рекомендуется проводить на основании детального обследования и разработанной проектной документации.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Добрянка по результатам рассмотрения обращения директора ООО «УК «Мой Город» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13), в адрес НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» было внесено представление о необходимости принятия действенных мер, направленных на исполнение в установленный программой срок ремонтных работ в отношении многоквартирного дома №21 по ул. Лесная г. Добрянка (л.д. 58-61).
Во исполнение региональной программы капитального ремонта, ДД.ММ.ГГГГ между НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» и ООО «ВерхнекамПроект» заключен договор №ПД-000010/2021/ЭА на выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края. По условиям договора срок окончания работ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.6.2).
Согласно информации, представленной администрацией Добрянского городского округа, в ответе на запрос заместителя прокурора г. Добрянка от ДД.ММ.ГГГГ, НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» ДД.ММ.ГГГГ приняты работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (л.д. 73).
Объявленный электронный аукцион по подбору подрядной организации на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома №21 по ул. Лесная г. Добрянка (извещение №) срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, не состоялся, поскольку не подано ни одной заявки.
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований. Установленные региональной программой сроки и виды работ по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома 21 по ул. Лесная, г. Добрянка, которые должны быть проведены в период с 2018-2020 годы (комплексное обследование многоквартирного дома, ремонт крыши, ремонт фасада) в полном объеме не проведены.
По состоянию на дату вынесения решения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» проведены работы по комплексному обследованию многоквартирного дома, работы по ремонту крыши и фасада до настоящего времени не проведены, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось. Установленные сроки проведения работ не переносились, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства, на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» необходимо возложить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Добрянка, ул. Лесная, д. 21.
С учетом уже выполненных работ по комплексному обследованию многоквартирного дома, проведенному в 2020 году, суд возлагает на ответчика обязанность провести в многоквартирном доме №21 по ул. Лесная г. Добрянка капитальный ремонт крыши и фасада.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая сложность и объем работ по капитальному ремонту крыши и фасада, длительность предшествующих проведению работ процедур, суд считает необходимым и достаточным предоставить ответчику срок продолжительностью до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (ИНН 5902990563, ОГРН 1145958003366) обязанность провести работы по капитальному ремонту крыши и фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Лесная, д.21, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.В. Милашевич
Копия верна.
Судья О.В. Милашевич
Мотивированное решение изготовлено 01.12.2022
Подлинное решение вшито в материалы дела № 2-4132/2022
Ленинского районного суда г. Перми