ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 мая 2022 г. <адрес>
Судья Промышленного районного суда <адрес> Пудовкина Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица:
<данные изъяты>, адрес регистрации: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, составленному главным специалистом управления организации отдыха и оздоровления детей департамента регионального государственного контроля (надзора), организации отдыха и оздоровления детей министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Стрельниковым Н.А., ООО «Мост» 24.03.2022 в 10:06 часов допущено нарушение требований п.п. 2.4, 2.5 постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 №258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», выявленное сотрудниками Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара в ходе обследования территории Промышленного внутригородского района г.о.Самара. с целью соблюдения условий режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, выразившееся в том, что в помещении аптеки «Вита», расположенной по адресу: <адрес>, где осуществляет свою предпринимательскую деятельность юридическое лицо - ООО «Мост», на момент обследования, в торговом зале находились, т.е. были допущены посетители (граждане) на которых не было средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), которые в свою очередь обслуживались сотрудниками аптеки. Также не полу аптеки в торговом зале отсутствует (не нанесена) специальная разметка, необходимая для обеспечения социального дистанцирования. Действия ООО «Мост» квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ административный материал вместе с вышеуказанным протоколом поступил в Промышленный районный суд г. Самары.
ООО «Мост» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, возражения не представило, ходатайств об отложении не заявлено.
Представители министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Судья, изучив протокол об административном правонарушении №303 от 07.04.2022 и представленные в суд материалы, приходит к следующему.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. «а.2» п. «а» ст. 10 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, в соответствии с пп. «б» п. 3, пп. «в», «г» п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. «б» п. 6 ст. 4.1, пп. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в частности в первую очередь определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее по тексту - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
В связи с угрозой распространения в Самарской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 №39 введен режим повышенной готовности.
В развитие приведенного правового регулирования 22.10.2021 Губернатор Самарской области принял постановление №258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» в котором определил комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности.
В силу положений п. 2.4 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 №258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, включая гигиенические) в случаях, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом"; на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории )включая прилегающую территорию); на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность не допускать в здания, строения, сооружения, в которых осуществляется их деятельность, граждан, не соблюдающих требования, предусмотренные абзацем третьим настоящего пункта (о масочном режиме).
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», предусмотрена обязанность лиц, находящихся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
При этом следует учитывать, что по аналогии права, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статей 2, 10 и 11 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения помимо прочего обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу положений п. 2.5 постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 №258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» на руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Самарской области (далее - работодатели) возложена обязанность обеспечить выполнение санитарных норм и правил, установленных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), а также актов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19); обеспечить выполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Самарской области, которые установлены настоящим Постановлением.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15 (ред. от 13.11.2020) утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее СП 3.1.3597-20).
Согласно п. 1.1 СП 3.1.3597-20 указанные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются в том числе соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
Согласно п. 2.11 «МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1 Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020) рекомендовано в торговом зале и перед кассами нанести разметки, позволяющие соблюдать расстояния между посетителями не менее 1,5 м.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период введения режима повышенной готовности на территории Самарской области, ДД.ММ.ГГГГ в 10:06 часов в помещение аптеки «Вита», расположенной по адресу: <адрес>, где осуществляет свою предпринимательскую деятельность ООО «Мост», в нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417, п.п. 2.4, 2.5 постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» были допущены посетители (граждане) на которых не было средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), которые в свою очередь обслуживались сотрудниками аптеки. Также не полу аптеки в торговом зале отсутствует (не нанесена) специальная разметка, необходимая для обеспечения социального дистанцирования.
Данные обстоятельства подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным уполномоченным должностным лицом министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ;
- уведомлением №-М от ДД.ММ.ГГГГ о составлении протокола об административном правонарушении; отчетом об отслеживании отправления; списком внутренних почтовых отправлений № отДД.ММ.ГГГГ.
- актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в объекте – аптека «Вита», расположенном по адресу: <адрес>, г.о.Самара, Промышленный внутригородской район, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 06 мин. выявлено нарушение Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», сотрудник аптеки, находясь на своем рабочем месте, осуществляла обслуживание покупателя у которого не было маски на лице; на полу в торговом зале отсутствует разметка социального дистанцирования 1,5 м;
- фотоматериалами к протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что в помещение аптеки допущен посетитель на котором не было средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски); на полу в торговом зале отсутствует разметка социального дистанцирования 1,5 м;
- лицензией ПО-63-02-002645 от ДД.ММ.ГГГГ;
- выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой основным видом деятельности ООО «Мост» является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Мост», составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, надлежащим должностным лицом, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу. Нарушение прав юридического лица допущено не было.
Исследованные доказательства согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судом не усматривается.
Существенных нарушений норм процессуального закона при составлении протокола об административном правонарушении и оформлении других материалов дела, которые не могли бы быть устранены при рассмотрении дела, не установлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из системного толкования норм, приведенных выше актов, следует, что организации, в том числе ООО «Мост» обязаны обеспечить выполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Самарской области, установленных Постановлением Губернатора Самарской области от 22.10.2021 №258, а также иными документами, принимаемыми в соответствии с законодательством РФ в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Доказательств, подтверждающих, что ООО «Мост» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований обязательного для исполнения юридическими лицами Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 №258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № материалы дела не содержат, тогда как возможность для соблюдения действующего законодательства в период режима повышенной готовности, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у данного юридического лица имелась, что свидетельствует о его вине.
В данном случае сам по себе факт нахождения посетителей в помещении, доступном для неограниченного круга лиц, без средств индивидуальной защиты, отсутствие разметки социального дистанцирования 1,5 м, свидетельствует о том, что юридическим лицом не было принято достаточных и эффективных мер, направленных на исключение нарушения вышеназванных требований Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 №258 со стороны его работников.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, судья приходит к выводу о совершении ООО «Мост» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и виновности ООО «Мост» в его совершении.
Обстоятельства, исключающие производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, не установлены.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не установлены.
Срок давности привлечения ООО «Мост» административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, не истек.
С учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, принимая во внимание, что допущенное правонарушение совершено ООО «Мост» впервые, учитывая отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить ООО «Мост» наказание в виде предупреждения, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания, достижения предупредительной цели административного производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ООО «Мост» <данные изъяты> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения, указав на недопустимость повторного нарушения норм законодательства Российской Федерации об общественном порядке и общественной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.С. Пудовкина