Решение по делу № 33а-1345/2019 от 14.01.2019

Судья Горина Л.М. Дело № 33а-1345/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 февраля 2019 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Тертышной В.В.,

при секретаре

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» к прокурору Ворошиловского района г. Волгограда о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан

по апелляционным жалобам административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» и участвовавшего в деле прокурора

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 14 ноября 2018 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» к прокурору Ворошиловского района г. Волгограда о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить предписание прокурора Ворошиловского района г. Волгограда от 1 августа 2018 года в части возложения обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона.

В остальной части административных требований отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» (далее – ООО «Газпром трансгаз Волгоград») обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокурору Ворошиловского района г. Волгограда о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан.

Требования мотивированы тем, что 1 августа 2018 года прокурором Ворошиловского района г. Волгограда в адрес ООО «Газпром трансгаз Волгоград» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обращении граждан. Данное представление административный истец считает незаконным, поскольку ООО «Газпром трансгаз Волгоград» не относится к организациям, входящим в систему органов государственной власти, в связи с чем, действия прокурора направлены на вмешательство в деятельность Общества как хозяйствующего субъекта. Действующим законодательством не предусмотрено рассмотрение организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере обеспечении потребителей на договорной основе газом, обращений граждан в предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" порядке. Выявленное при проведении прокурором проверки несоблюдение порядка рассмотрения обращений не может быть принято во внимание, поскольку такое обращение не носило публично-правовой характер, а было связано с погашением требований ООО «Газпром трансгаз Волгоград» в рамках дела о банкротстве ООО «Волгоградспецводмонтаж». Полагает, что в представлении не указан перечень конкретных мер по устранению и недопущению выявленных нарушений, а также содержится необоснованное требование о привлечении виновным лиц к дисциплинарной ответственности.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Газпром трансгаз Волгоград» оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на нарушение норм материального права.

В апелляционной жалобе участвоваший в деле прокурор оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что отмена представления прокурора в части действующим законодательством не предусмотрена.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу участвовашего в деле прокурора представитель ООО «Газпром трансгаз Волгоград» просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ООО «Газпром трансгаз Волгоград» заинтересованное лицо Степанов И.Я и его представитель Одина О.В. считают решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя ГУ МВД России по Волгоградской области Жарких А.О., считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения нарушении закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Судом апелляционной инстанции установлено, что прокуратурой Ворошиловского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения ООО «Газпром трансгаз Волгоград» законодательства об обращениях граждан.

В результате проведенной проверки, было выявлено нарушение требований ст. ст. 10,12 ФЗ от 02.05.2006 № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а именно на письменное обращение Степанова И.Я. от 24.04.2018, был дан ответ 20.06.2018.

01.08.2018 прокурором Ворошиловского района г. Волгограда в адрес ООО «Газпром трансгаз Волгоград» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обращении граждан.

Отказывая в удовлетворении административного иска о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на деятельность ООО «Газпром трансгаз Волгоград» распространяются положения Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в том числе по обязанности дать ответ на письменное обращение в установленный законодательством срок, и прокурор, внося оспариваемое представление, действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований, однако считает необходимым отметить следующее.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В силу ст. 9 указанного Закона обращение подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 5 указанного Закона гражданин, направивший обращение, вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с п. п. 6 - 6.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области" действие Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", как следует из части 1 его статьи 1 и части 1 статьи 2, распространяется на обращения, направляемые в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Само по себе такое определение круга адресатов обращений граждан согласуется с положениями статьи 33 Конституции Российской Федерации, из которой прямо не вытекает необходимость законодательного закрепления гарантий прав граждан при их обращении к иным, помимо органов публичной власти и их должностных лиц, самостоятельным субъектам правоотношений. Вместе с тем подобная возможность Конституцией Российской Федерации не исключается, - Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (Постановления от 19 мая 1998 года N 15-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 19 декабря 2005 года N 12-П, Определение от 1 июня 2010 года N 782-0-0 и др.), а соответствующие гарантии могут быть им установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом в том числе характера деятельности тех или иных организаций, как имеющей публично-правовое значение, и конкретных условий развития политико-правовой системы Российской Федерации (Определения от 9 декабря 2002 года N 349-0 и от 9 ноября 2010 года N 1483-0-0).

Такой же позиции придерживается Европейский Суд по правам человека при рассмотрении вопросов об ответственности государства за действия негосударственных организаций в случае, если такие организации выполняют публичную функцию (Постановления от 23 ноября 1983 года по делу "Ван дер Мюсселе (Van der Mussele) против Бельгии", от 25 марта 1993 года по делу "Костелло-Робертс (Costello-Roberts) против Соединенного Королевства", от 16 июня 2005 года по делу "Шторк (Storck) против Германии" и др.).

В то же время, обязание рассматривать обращения граждан и их объединений применительно к организациям, не входящим в систему органов публичной власти, означает определенное вмешательство в их деятельность как самостоятельных субъектов права и, по сути, ограничение их прав и свобод, тем более что исполнение этой обязанности обременительно как с организационной точки зрения, так и с точки зрения несения дополнительных расходов, в том числе на содержание персонала.

Следовательно, именно федеральный законодатель, реализуя правовые возможности, предоставленные ему статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации для обеспечения полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт "в", Конституции Российской Федерации), и исходя из необходимости соблюдения баланса конституционно значимых интересов, вправе возложить на определенные категории организаций в качестве условия осуществления ими публично значимых функций обязанность рассматривать обращения граждан и их объединений.

В то же время, учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений - организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе, при том, что как сама эта обязанность, так и порядок рассмотрения должны быть установлены законодателем четко и определенно.

Таким образом, важное правовое значение в рамках рассматриваемого дела имеет особенность и характер правоотношений, возникших между ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и Степановым И.Я.

Из материалов дела следует, что Степанов И.Я. обратился с генеральному директору ООО «Газпром трансгаз Волгоград» с предложением о погашении требований Общества в рамках дела о банкротстве ООО «Волгоградспецводмонтаж», руководителем и учредителем которого являлся Степанов И.Я. до признания банкротом, то есть с предложением внесудебного урегулирования вопроса погашения задолженности.

Таким образом, деятельность административного истца в данном случае не является публично - значимой и затрагивающей права и свободы граждан, в связи с чем обязанность дать ответ Степанову И.Я. в рамках предписаний Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" у ООО «Газпром трансгаз Волгоград» не возникла.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене представления прокурора Ворошиловского района г. Волгограда от 1 августа 2018 года в части возложения обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Поскольку представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования, а не решением должностного лица прокуратуры, и внесено прокурором Ворошиловского района г. Волгограда в рамках реализации предоставленных законом полномочий, права и законные интересы административного истца в данном случае не нарушаются.

Поскольку ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не было установлено, что представление прокурора непосредственно нарушает права и свободы заявителя, то отказав в удовлетворении его заявления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении административного иска в указанной части судебная коллегия находит ошибочным, он противоречит материалам дела и не соответствует нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.

С учетом изложенного, решение суда в этой части нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Доводы жалобы административного истца о неизвещении его о подготовке дела к судебному разбирательству, о необоснованном продлении срока рассмотрения дела председателем Ворошиловского районного суда, о формальном подходе к привлечению Степанова И.Я. для участия в деле, основанием к отмене решения не являются, поскольку не привели к неправильному разрешению спора.

Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 14 ноября 2018 года о признании незаконным и отмене представления прокурора Ворошиловского района г. Волгограда от 1 августа 2018 года в части возложения обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона отменить, принять в этой части новое решения об отказе в удовлетворении требований.

В остальной части решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 14 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33а-1345/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Газпром трансгаз Волгоград
Прокурор Ворошиловского района г. Волгограда
Другие
Степанов Игорь Яковлевич
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Тертышная Вероника Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
07.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее