Решение по делу № 2-1-255/2020 от 25.02.2020

Дело № 2-1-255/2020

УИД 12RS0016-01-2020-000246-23

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

город Козьмодемьянск 22 мая 2020 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре судебного заседания Кудрявцевой А.А., помощнике судьи Журавлевой Е.В., с участием истца Короткова А.Ф.,

рассмотрев материалы дела по иску Короткова А.Ф. к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика - уполномоченный орган государственной власти Республики Марий Эл - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл,

о признании незаконным решения администрации от 04.12.2019 года об отказе в постановке на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

обязании администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» поставить Короткова А.Ф. на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

у с т а н о в и л :

истец Коротков А.Ф. в исковом заявлении указывает, что письмом администрации Горномарийского муниципального района от 04.12.2019 -К он извещен о том, что его заявление о постановке на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей оставлено без удовлетворения, указав, что на момент обращения и в настоящее время он имеет жилье, нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления по месту жительства – Микряковской сельской администрацией не признан; необходимо было сразу обратиться в органы власти до оформления жилого дома на себя по возвращении из районов Крайнего Севера; администрация заявление о постановке на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей оставила без удовлетворения.

Истец не согласен с решением администрации Горнормарийского муниципального района Республики Марий Эл. Заявляя о том, что он прибыл в районы Крайнего Севера в 1976 году ( не позднее 1 января 1992 года), имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей более 27 лет (при необходимых не менее 15 календарных лет), не имел других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нуждался в получении жилья и не получал субсидии на эти цели, просит суд признать незаконным решение администрации от 04.12.2019 года об отказе в постановке на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать администрацию муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» поставить Короткова А.Ф. на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Истец Коротков А.Ф. в судебном заседании полностью поддержал свои исковые требования, подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении. Пояснил, что он, как граждан Российской Федерации, выехавший из районов Крайнего Севера не ранее 1 января 1992 г., имеет право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, которая производится по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан. Он, переехав в Республику Марий Эл, неоднократно обращался в органы местного самоуправления, ему все давали обещания, рекомендовали приступить к строительству жилого помещения самостоятельно, а потом он получит социальную выплату на приобретение жилья.

Согласно договору подряда от 10.06.1998, заключенному между Коротковым А.Ф. и директором ОАО «Горномарийская ПМК», начато строительство одноквартирного жилого дома в <адрес>, у него сохранились документы о сметной стоимости выполненных работ и затрат. Строительство велось за его счёт в течение длительного времени и некачественно, например, Актом от ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлены недоделки, некачественное выполнение работ, требующие ремонтные работы.

Ответчик администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл заявлением от 20.03.2020 просит рассмотреть дело без участия своего представителя, представил отзыв по существу иска, в котором указано, что ответчик просит отказать в удовлетворении иска исходя из следующего.

08.11.2019 Коротков А.В. обратился в администрацию Горномарийского муниципального района с заявлением о постановке на учет на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, ссылаясь на Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Согласно представленным документам: копии свидетельства о государственной регистрации права от 29.08.2008, Коротков А.Ф. имеет в собственности трехэтажный жилой дом, назначение – жилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Сведения о признании жилья непригодным к проживанию Коротковым А.Ф. не представлены. Ссылаясь на ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, обращая внимание на то, что Коротков А.Ф. не относится ни к одной из перечисленных в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ категорий граждан, малоимущим не признан, размер площади находящейся в собственности жилого дома значительно превышает установленный норматив (на одного человека – 15 кв.м общей площади жилья в Горномарийском районе), ответчик считает, что отказ истцу (исходящий от ДД.ММ.ГГГГ) в постановке на учёт на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья правомерен.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика - уполномоченный орган государственной власти Республики Марий Эл - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о месте и времени судебного заседания извещено, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, не сообщило об уважительной причине неявки представителя, не просило о рассмотрении дела в его отсутствие, по существу иска не представило свой отзыв. Суд признает неявку представителя 3 лица неуважительной и рассматривает дело без его участия.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Коротков А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по месту жительства с 01.06.2004 по адресу: <адрес> имеющий в собственности жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей -1), общая площадь <данные изъяты> кв.м, инвентарный , лит. <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, запись регистрации в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ ,

08.11.2019 обратился в администрацию Горномарийского муниципального района с заявлением о постановке на учет на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, ссылаясь на Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке , заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя Короткова А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Справке, выданной государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда России в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл, от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что он имеет стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей более 27 лет 2 месяца 8 дней.

Указанные обстоятельства ответчиком и третьим лицом не оспорены.

Ими также не подтверждено, что истец Коротков А.Ф. реализовал своё право на получение жилищных субсидий, как прибывший в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Суд принимает во внимание то, что Коротков А.Ф. в период до 22.11.2003 не имел других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Коротков А.Ф. жилой дом в <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ) построил без реализации своего права на получение жилищных субсидий.

Администрация Горномарийского муниципального района 04.12.2019 Короткову А.Ф. на его обращение направила ответ за , в котором указала, что в силу статьи 1 Федерального закона от 25октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан, которые вправе передавать полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органам местного самоуправления.

На момент обращения и в настоящее время у заявителя имеется жильё, оформленное на его имя в законном порядке, площадь которого больше установленного в Горномарийском районе норматива ( на 1 человека – 15 кв.м общей площади жилья). По данной причине нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления по месту жительства не признан. Заявителю необходимо было обратиться в обязательном порядке в орган власти по вопросу улучшения жилищных условий сразу после возвращения из крайнего Севера до оформления жилья в собственность.

Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 31.10.2019 (дело , УИД ) в удовлетворении исковых требований Короткова А.Ф. к главе Микряковской сельской администрации и Микряковской сельской администрации о признании незаконным постановления Микряковской сельской администрации от 30 августа 2019 года, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 29 августа 2019 г. отказано. Суд пришел к выводу о том, что на Микряковскую сельскую администрацию как на неуполномоченный орган не может быть возложена обязанность поставить Короткова А.Ф. на учет как имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, притом, что предусмотренных законом оснований для понуждения административного ответчика постановить административного истца на учет как нуждающегося в жилом помещении не имеется.

Из материалов дела следует, что Коротков А.Ф. и его супруга Кузнецова П.М. зарегистрированы и фактически проживают в жилом доме площадью 148,1 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности истцу (свидетельство о государственной регистрации права от 29 августа 2008 года серии ). Помимо этого супруга административного истца ФИО12 является собственником квартиры площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 , регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведения о количестве граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

    В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения, к которым относятся: приобретение (строительство) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии.

Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, должны соответствовать требованиям вышеуказанного Закона об отсутствии жилых помещений за пределами указанных районов и местностей или нуждаться в улучшении жилищных условий весь период нахождения на учете на получение жилищных субсидий (социальных выплат).

В соответствии с п.п. 7, 8 Положения, контроль за осуществлением в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведения о количестве граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Юридически значимыми обстоятельствами для настоящего спора являются обстоятельства, указанные сторонами, в том числе об органах, осуществляющих регистрацию и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, по смыслу Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, порядок реализации прав граждан, указанных в его статье 1, на получение и использование жилищных субсидий предусматривает постановку их на учёт по месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а при передаче осуществления государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учёт и учёту граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, - органами местного самоуправления (статья 3).

Условия возникновения права на получение жилищных субсидий вместе с кругом лиц, имеющих такое право, определены также статьёй 1 данного Федерального закона.

Исходя из приведённых норм постановке на учёт подлежат только лица, у которых возникло это право.

Суд приходит к выводу о том, что, с учётом исследованных в судебном заседании доказательств, у истца Короткова А.Ф. имеется право на получение жилищных субсидий, которое им не реализовано по независящим от него причинам. Жилое помещение им построено за счет собственных средств. Данных о получении и использовании жилищных субсидий сторонами не представлено.

Регистрация и учет граждан производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан. В данном случае в силу статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2012 г. -З такие полномочия переданы органам местного самоуправления Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль в соответствии с пунктом 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей органами за деятельностью органов местного самоуправления в части регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Короткова А.Ф. к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл о признании незаконным решения администрации об отказе в постановке на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязании поставить Короткова А.Ф. на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Обязать администрацию муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл поставить Короткова А.Ф. на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий И.М.Малышев

Решение в окончательной форме принято 26 мая 2020 года

2-1-255/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Коротков Александр Федорович
Ответчики
администрация МО "Горномарийский муниципальный район"
Другие
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства по РМЭ
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Малышев Ипполит Мефодьевич
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
18.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее