Решение
именем Российской Федерации
Дело №2а-396/2020
УИД 53RS0015-01-2020-000504-23
06 августа 2020 года п.Батецкий
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Навойчик М.Н.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
с участием представителя административного истца - прокурора Батецкого района Новгородской области Зайкина С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и обязании ликвидировать несанкционированные свалки мусора в д. Погост-Сабле Батецкого района,
установил:
Прокурор Батецкого района Новгородской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Батецкого района Новгородской области проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического в части обращения с ТКО на территории Мойкинского сельского поселения в д. Погост-Сабле Батецкого района на территории гражданского кладбища обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, что является грубейшим нарушением требований законодательства об охране окружающей среды. Твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов. Размещение бытовых отходов на территориях, не отведенных для этих целей, не допускается, может повлечь за собой возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих заболеваний. В соответствии с действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, поэтому именно органы местного самоуправления поселения обязаны принять все возможные меры к вывозу мусора с территории поселения, однако в нарушение указанных положений ответчиком не принимаются меры к ликвидации указанной свалки. Просил признать бездействие администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области по ликвидации несанкционированных свалок незаконным, обязать ликвидировать указанные свалки в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель административного истца Зайкин С.Б. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что до настоящего времени сведения о ликвидации указанных свалок в прокуратуру района не поступали.
Представитель административного ответчика администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, каких-либо пояснений по существу спора не представил.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Положениями ст.11 вышеуказанного Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ст.51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; тогда как твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Положениями п.п.2, 7 ст.12 указанного Федерального закона предусмотрено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01) твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов.
Размещение отходов производства и потребления вне полигонов на местах временного складирования твердых бытовых отходов не допускается.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.3 ст.8 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из содержания п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.3 ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п.1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст.1 Областного закона Новгородской области от 23 октября 2014 года №637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Новгородской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п.п.5, 15, 18, 22, 33.1, 38 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ.
Таким образом, к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
При этом объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный органу местного самоуправления, не может быть сведен к формальному участию поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» несет орган местного самоуправления.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства ответчик обязан участвовать в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения с целью решения вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной истцом проверки на территории Мойкинского сельского поселения выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно в д. Погост-Сабле Батецкого района, на территории гражданского кладбища расположены несанкционированные свалки мусора, что подтверждается рапортом от 23 июня 2020 года с приложенной к нему фототаблицей.
Таким образом, факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в судебном заседании установлен. Каких-либо доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Исходя из совокупности вышеизложенного, суд находит установленным, что административным ответчиком надлежащим образом не исполняется обязанность, возложенная на него законом по организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, тем самым допущено бездействие.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Батецкого района Новгородской области действовал в рамках представленных ему полномочий.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности административного ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки требуют затрат времени и средств, погодные условия, суд полагает необходимым установить срок в один месяц с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого административный ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с подп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования и.о. прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и обязании ликвидировать несанкционированные свалки мусора в д. Погост-Сабле Батецкого района удовлетворить.
Признать бездействие администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области по ликвидации несанкционированных свалок незаконным.
Обязать администрацию Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные в д. Погост-Сабле Батецкого района Новгородской области, на территории гражданского кладбища.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца.
Председательствующий М.Н. Навойчик