№ 16-190/2021 (№ 16-3506/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 17 мая 2021 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Ванинский морской торговый порт» Безденежных Ю.Ю. на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. от 28 ноября 2019 года № 447, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 февраля 2020 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, в отношении юридического лица – акционерного общества «Ванинский морской торговый порт»,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. от 28 ноября 2019 года № 447 акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» (далее – АО «Порт Ванино») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 февраля 2020 года постановление должностного лица от 28 ноября 2019 года № 447 оставлено без изменения, жалоба защитника АО «Порт Ванино» Коноваловой Н.В. без удовлетворения.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 15 мая 2020 года постановление должностного лица от 28 ноября 2019 года № 447 и решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 февраля 2020 года изменены, исключены выводы о нарушении АО «Порт Ванино» пункта 2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года. В остальной части постановление должностного лица и судебный акт оставлены без изменения, жалоба защитника АО «Порт Ванино» Безденежных Ю.Ю. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО «Порт Ванино» Безденежных Ю.Ю. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты как незаконные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) следует, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложены обязанности, в частности: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из части 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ следует, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу пункта 3.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03) и действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО «Порт Ванино» к административной ответственности, хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
Согласно пункту 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II – в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III – в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV – навалом, насыпью, в виде гряд.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться, в частности, следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Из материалов дела следует, что в период с 15 октября 2019 года по 12 ноября 2019 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 8 октября 2019 года № 1815/201 проведена плановая документарная выездная проверка в отношении АО «Порт Ванино», фактически осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены допущенные обществом нарушения требований статей 1, 11, 22 и 39 Федерального закона № 52-ФЗ, пунктов 2.3, 3.5, 3.6 и 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, а именно:
- не представлены документы, подтверждающие определение степени (класса) опасности отходов, образующихся при обработке металлических изделий на токарном станке (металлическая стружка) и использований промасленной ветоши, АО «Порт Ванино» не определен (пункт 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03);
- допускается хранение люминесцентных ламп, которые являются твердыми промотходами 1 класса в производственном помещении механических мастерских АО «Порт Ванино» на участке № 2 в негерметичных оборотных (сменных) емкостях; две люминесцентные лампы в упаковке завода изготовителя размещены в свободном доступе для работающих (пункты 3.5 и 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03);
- на территории автобазы АО «Порт Ванино» организовано хранение отработанных покрышек (4 класс) навалом без защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.) на бетонированной площадке с нарушенным покрытием, через которое прорастает трава, что свидетельствует об отсутствии герметичности и водопроницаемости покрытия (пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03);
- хранение отходов производства и потребления (металлический лом, промасленная ветошь, остатки инструмента, картон, бытовой мусор – отнесенные к 3 и 4 классам) на территории автобазы АО «Порт Ванино» осуществляется приспособленной емкостью (кузов самосвала); допускается смешение условий хранения отходов различных классов без тары, навалом, на открытом воздухе (пункт 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Изложенные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 13 ноября 2019 года № 1815/201 и послужили основанием для привлечения АО «Порт Ванино» к административной ответственности по части 1 статьи 6.35 КоАП РФ должностным лицом.
Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 февраля 2020 года постановление должностного лица от 28 ноября 2019 года № 447 оставлено без изменения.
Принимая решение об изменении постановления должностного лица и решения судьи районного суда путем исключения из них вывода о нарушении АО «Порт Ванино» пункта 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03, судья Хабаровского краевого суда обоснованно указал, что представленные АО «Порт Ванино» в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица документы, подтверждающие определение степени (класса) опасности отходов, судьей районного суда оставлены без внимания, тогда как в материалах дела сведения о том, что административным органом при проведении проверки указанные документы запрашивались, отсутствуют.
В остальной части фактические обстоятельства совершенного АО «Порт Ванино» правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: распоряжением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 8 октября 2019 года № 1815/201 (л.д. 66-68); актом проверки от 13 ноября 2019 года № 1815/201 (л.д. 69-93); предписанием от 12 ноября 2019 года № 11.6-2028 (л.д. 94-102); протоколом об административном правонарушении от 21 ноября 2019 года № 447 (л.д. 116-118) и иными материалами дела, которым дана оценка нижестоящими судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее действующие санитарные правила, что свидетельствует о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО «Порт Ванино» не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушило требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечения общества к административной ответственности.
Действия АО «Порт Ванино» правильно квалифицированы по части 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что АО «Порт Ванино» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права и подлежат отклонению, поскольку состав указанного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований санитарно-эпидемиологических требований, при этом материалами дела достоверно установлено, что АО «Порт Ванино» осуществляет обращение с отходами, в том числе их накопление (хранение).
Утверждение заявителя жалобы о том, что люминесцентные лампы и автопокрышки ошибочно приняты в качестве отходов продуктов потребления, является несостоятельным, поскольку объективно ничем не подтверждено.
Кроме того, как обоснованно указано в решении судьи Хабаровского краевого суда от 15 мая 2020 года, в соответствии с частью 12 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, АО «Порт Ванино» имело право представить в административный орган возражения в отношении акта проверки и документы, подтверждающие их обоснованность, однако таким правом не воспользовалось.
Доводы жалобы, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО «Порт Ванино» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении АО «Порт Ванино» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание АО «Порт Ванино» назначено в пределах санкции части 1 статьи 6.35 КоАП РФ по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. от 28 ноября 2019 года № 447, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 февраля 2020 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, в отношении юридического лица – акционерного общества «Ванинский морской торговый порт» оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Ванинский морской торговый порт» Безденежных Ю.Ю. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов