Судья Елистратова О.Б. Дело №7-21-735
Р Е Ш Е Н И Е
29 июля 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Транснефть- Порт Козьмино» Чеплянского Д.П. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 11 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Транснефть - Порт Козьмино»,
установила:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Находка / Главного государственного санитарного врача по городу Находка, Партизанскому району Череваниной Л.В. № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Транснефть-Порт Козьмино» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Находкинского городского суда от 11 мая 2021 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя юридического лица – без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, генеральный директор ООО «Транснефть-Порт Козьмино» Чеплянский Д.П. подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав защитника ООО «Транснефть-Порт Козьмино» Филатову О.Н., поддержавшую доводы жалобы, заключение прокурора Наприенко О.В. о законности решения судьи, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Находкинской транспортной прокуратурой совместно со специалистом ТО Роспортербнадзора по Приморскому краю в городе Находке в отношении ООО «Транснефть Порт Козьмино» проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и об охране окружающей среды при обслуживании и эксплуатации установки реконструкции паров нефти, установлении границ санитарно-защитной зоны, в ходе которой установлено, что Обществом в нарушение статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункта 5.3 СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» определены, но не согласованы с отделением Роспотребнадзора в установленном порядке посты наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, периодичность отбора проб атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Транснефть Порт Козьмино» оспариваемым постановлением к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре данного дела судья городского суда признал правомерным привлечение Общества к административной ответственности.
Отклоняя доводы Общества о наличии у него соответствующего согласования, судья согласился с позицией административного органа о том, что поскольку у предприятия отсутствует утвержденный постановлением главного государственного санитарного врача окончательный размер санитарно-защитной зоны, определенные в проекте обоснования расчетного (предварительного) размера санитарно-защитной зоны посты наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, периодичность отбора проб атмосферного воздуха, не свидетельствуют о выполнении Обществом требований пункта 5.3 СанПиН2.1.6.1032-01. 2.1.6.
Вместе с тем такие выводы административного органа и судьи городского суда следует признать преждевременными.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 4.1.1 «СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 года № 14 (далее - СанПиН 2.1.6.1032-01.2.1.6), установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в частности: обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке (пункты 5.1, 5.3 СанПиН 2.1.6.1032-01.2.1.6).
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона № 52-ФЗ установлена обязанность юридических лиц осуществлять производственный контроль в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 32 Федерального закона № 52-ФЗ).
Санитарные правила 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СП 1.1.1058-01) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
Согласно пункту 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (пункт 2.5 СП 1.1.1058-01).
Согласно пункту 2.6 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
С учетом приведенных положений ООО «Транснефть-Порт Козьмино» обязано проводить лабораторно-инструментальные исследования атмосферного воздуха на производстве, в зоне влияния предприятия.
Как следует из материалов дела ООО «Транснефть-Порт Козьмино» разработана и утверждена генеральным директором Общества ДД.ММ.ГГГГ программа производственного экологического контроля для производственного объекта «Нефтебаза с площадкой береговых и причальных сооружений и коридором коммуникаций от нефтебазы до береговых и причальных сооружений», в которой определены посты наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, периодичность отбора проб атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия.
Кроме того, Санитарно-эпидемиологическим заключением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям Проекта обоснования расчетного (предварительного) размера единой санитарно-защитной зоны АБК, площадки № 2 «Нефтебаза», площадки береговых и причальных сооружений, в котором в разделе 9 «Предложения по организации натурных исследований» представлены предложения по организации лабораторных исследований атмосферного воздуха.
Учитывая, что в вину Обществу по настоящему делу вменено исключительно нарушение пункта 5.3 СанПиН 2.1.6.1032-01, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является выяснение вопроса о том, в каком порядке Обществу надлежало согласовать с Роспотребнадзором размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха и соотнести имеющиеся у Общества документы с данным порядком.
Между тем, данный вопрос по настоящему делу административным органом не исследовался, выводы о невозможности принятия в качестве документа, подтверждающего наличие такого согласования Санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ должным образом не мотивированы.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и судьи городского суда нельзя признать законными и обоснованными.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, утвердившего новые санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 с 1 марта 2021 года Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 года № 14 «О введении в действие санитарных правил» вместе с «СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» признаны утратившими силу.
В соответствии с пунктом 73 СанПиН 2.1.3684-21 на хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, возложена обязанность, в том числе в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.
При этом действующими санитарными правилами и нормами обязанность по согласованию с органами Роспотребнадзора программы производственного контроля не предусмотрена.
Таким образом, приведенные выше положения СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6., невыполнение которых вменено ООО «Транснефть-Порт Козьмино» по настоящему делу об административном правонарушении, утратили силу.
Сведения об исполнении Обществом постановления о назначении административного наказания в материалах дела отсутствуют.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты, состоявшиеся в отношении ООО «Транснефть-Порт Козьмино» о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Находка / Главного государственного санитарного врача по городу Находка, Партизанскому району Череваниной Л.В. № от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 11 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.П. Судницына