Дело № 2-167/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июня 2019 г. пгт. Арбаж
Яранский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Гулиной Н.А., при секретаре Хорошавиной Ф.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой О.Н. к министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» о взыскании затрат понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Пономарева О.Н. (далее - истец) обратилась в суд с иском к министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» (далее - ответчики) с учетом уточнения просила взыскать с ответчиков 59215 рублей 81 копейку в качестве компенсации за отопление жилья и использование электрической энергии за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>
В обоснование своего требования истец Пономарева О.Н. указала, что с <ДД.ММ.ГГГГ> она начала трудовую деятельность в КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» в должности медсестры и работает в этой должности по настоящее время, проживает в сельской местности. До 01 января 2005 г. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ льготы отменены, в статью 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» введены части 4-6, согласно которым меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время истец пользуется правом на частичную компенсацию расходов на отопление и освещение, предусмотренную Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области». Размер частичной компенсации в месяц с 2016 г. составляет 628 рублей. Размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание жилого помещения с освещением и отоплением, что существенно нарушает её права. За период с 01.04.2016 г. по 01.04.2019 г. Пономарева О.Н. понесла расходы на отопление жилья и электрическую энергию в сумме 81823,81 рубля, ей была предоставлена частичная компенсация на оплату коммунальных услуг в сумме 22608 рублей, разница между уплаченными и компенсированными денежными средствами составила 59215,81 рублей.
Истец Пономарева О.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила заявление об уточнении исковых требований.
Ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Министерство финансов Кировской области в возражениях на исковое заявление просило в удовлетворении требований отказать, поскольку субъектом Российской Федерации – Кировской областью исполнены все обязательства, указанные в законе Кировской области от 28.10.2004 № 267 - ЗО. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта Российской Федерации – Кировская область. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 г. По мнению ответчика, данная льгота должна предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности за счет средств федерального бюджета, в связи, с чем просит привлечь к участию в деле в качестве ответчика Министерство финансов Российской Федерации.
КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» в отзыве на исковое заявление требования истца признало, указало, что учредителем и собственником имущества больницы является Кировская область, функции, и полномочия учредителя выполняет министерство здравоохранения Кировской области. КОГБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» является бюджетным учреждением и финансируется за счет средств областного бюджета в виде субсидий. Министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирует деятельность в указанных сферах иных органов исполнительной власти Кировской области. Требования, закрепленные в частях 4 - 6 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Законе Кировской области № 267-ЗО не освобождают субъект Российской Федерации от меры социальной поддержки за счет бюджета субъекта.
Дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчиков в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено: Истец Пономарева О.Н. начала трудовую деятельность в КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» с <ДД.ММ.ГГГГ> в должности медсестры и работает в этой должности по настоящее время. Проживает в поселке городского типа Арбаж, Арбажского района, Кировской области по адресу: ул. <данные изъяты>, д. № <...>, кв. № <...>.
Учредителем и собственником имущества КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» является министерство здравоохранения Кировской области.
Истец Пономарева О.Н. (до <ДД.ММ.ГГГГ> имела фамилию ФИО1 л.д.27) до 01 января 2005 года пользовалась льготами медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, что подтверждается сведениями из смет расходов по <данные изъяты> ЦРБ за 2000 год, за 2005 год.
Кроме того, решением мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 19 мая 2015 года удовлетворены требования истца о взыскании компенсации за отопление и электроэнергию за периоды с апреля 2012 года по март 2015 года в связи с осуществлением трудовой деятельности - медицинского работника КОГБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ».
За период с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2019 года истцом оплачено за отопление квартиры и электроснабжение в общей сумме 81823 рубля 81 копейка, в том числе за отопление - 45 000 рублей, за электроснабжение - 36823 рубля 81 копейка.
На основании Закона Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 г. «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», за период с апреля 2016 г. по март 2019 г. истцу произведена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общей сумме 22608 рублей.
Истец просит взыскать с ответчика разницу между понесенными расходами на отопление и освещение квартиры и предоставленной частичной компенсацией расходов на теплоснабжение и электроснабжение.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей до 01.01.2005 г. имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан отменена, статья 63 дополнена частью 5, которой установлено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.; при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.02.2008г. № 383-О-П при рассмотрении вопроса об оспаривании конституционности отдельных положений пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ высказал правовую позицию о том, что закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Кировской области» от 03.11.2004 г. № 267-ЗО установлено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.
В период с апреля 2016 года по март 2019 года истцу на основании указанного Закона предоставлена денежная компенсация расходов за использование жилого помещения, его отопления и использования электрической энергии в сумме 628 рублей в месяц, а всего 22608 рублей. Однако данный объем льгот не обеспечивает сохранение прежнего уровня социальной защиты истца Пономаревой О.Н., которым она пользовалась до 01 января 2005 года.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика разницы между понесенными расходами на отопление и электроснабжение квартиры за период с апреля 2016 года по март 2019 года и предоставленной частичной компенсации за тот же период обосновано, соответствует закону и потому подлежит удовлетворению.
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/316 «Об утверждении Положения о министерстве финансов Кировской области» установлено, что министерство финансов Кировской области, сокращенное наименование - Минфин Кировской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что министерство финансов Кировской области является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору.
Учитывая принадлежность КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница», в котором работает истец, к субъекту РФ «Кировская область», оснований для привлечения к участию в деле и возложению обязанности по компенсации заявленных истцом расходов на Министерство финансов РФ не имеется.
В удовлетворении иска к КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» истцу следует отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку решение вынесено в пользу истца, то с министерства финансов Кировской области подлежат взысканию расходы истца на уплату государственной пошлины в сумме 1976 рублей 47 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пономаревой О.Н. к министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Пономаревой О.Н. 59215 рублей 81 копейку в качестве компенсации за отопление и электроснабжение жилого помещения за период с 01 апреля 2016 года по 31 марта 2019 года, 1976 рублей 47 копеек расходов на уплату государственной пошлины, всего 61192 рубля 28 копеек.
Пономаревой О.Н. в удовлетворении требований к КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Яранский районный суд.
Судья Н.А. Гулина