Решение по делу № 2а-1952/2021 от 07.04.2021

№ 2а - 1952 / 2021

УИД 22RS0013-01-2021-002303-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Бийск                                 06 июля 2021 года

Бийский городской суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Кучеревского С.А., при секретаре Поповой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к Мельникову С.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, соответствующей пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с указанным административным иском.

В обоснование административных исковых требований ссылается на то, что по данным ГИБДД УВД г.Бийска ответчику в 2015-2018 году принадлежали транспортные средства: ВАЗ 21007, автомобили легковые, 72 л.с.

Кроме того, согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ответчику в 2015-2018 году принадлежало следующее имущество: <данные изъяты>

Административному ответчику направлялись налоговые уведомления о необходимости оплатить налоги за 2015-2018 год, однако налоги своевременно уплачены не были.

Недоимка по транспортному налогу за 2015-2018 год составляет 720 руб. за каждый год, недоимка по налогу на имущество за 2015 год составила 184 руб., за 2016 год составила 244 руб., за 2017 год составила 262 руб., за 2018 год составила 272 руб.

За несвоевременную уплату налога на основании ст.75 Налогового кодекса РФ начислена пеня по транспортному налогу за 2015-2018 год в размере 51,37 руб., по налогу на имущество 16,77 руб.

Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления и взыскать с административного ответчика за 2015 - 2018 год: недоимку по транспортному налогу в сумме 2880,00 руб., пени по транспортному в сумме 51,37 руб., недоимку по налогу на имущество за 2015-2018 год в сумме 962,00 руб., пени по налогу на имущество в сумме 16,77 руб., всего 3910,14 руб.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю извещенный надлежащим образом не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Мельников С.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Суд с учетом положения ст.150 КАС РФ полагает возможным провести судебное заседание при сложившейся явке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Разрешая административные исковые требования о взыскании недоимки по транспортному налогу, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1).

В судебном заседании установлено, что ответчику принадлежали транспортные средства: в 2015-2018 году ВАЗ 2107, автомобили легковые, 72 л.с.

Соответственно, Мельников С.Ю. на основании ст.ст.357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком транспортного налога.

Транспортный налог является региональным налогом, что предусмотрено разделом IX Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 ст.2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2016 года абзац 3 п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года №320-ФЗ, согласно которому Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – 10 руб. с каждой лошадиной силы, от 100 до 150л.с. включительно - 20 руб. с каждой лошадиной силы.

Таким образом, транспортный налог, подлежащий уплате ответчиком за принадлежащие ему транспортные средства в 2015-2018 году составил 720 руб. за каждый год (72 л.с. х 10 руб.).

Представленный административным истцом расчет налога на имущество соответствует требованиям действующего налогового законодательства, судом проверен, является арифметически правильным.

В соответствии со ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В п.1 ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налог на имущество является местным налогом, что предусмотрено ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации и разделом X Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (п.2 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п.1 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года №320-ФЗ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из приведенных норм следует, что Мельников С.Ю., являясь плательщиком налога на имущество, должен был его уплатить в установленные действующим законодательством сроки.

Статьей 405 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

В судебном заседании установлено, что Мельникову С.Ю. в 2015 году принадлежало следующее имущество:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из единого реестра недвижимости о правах отдельного лица на объекты недвижимости.

При таких обстоятельствах, административный ответчик является плательщиком налога на имущество.

Согласно п.1 ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Решением Думы города Бийска от 20 ноября 2014 года №462 «Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Бийск» в п. 2 установлены ставки налога на имущество физических лиц исходя из умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах муниципального образования город Бийск: в размере 0,10% при стоимости до 300 тыс. руб. (включительно), в размере 0,55% - при стоимости свыше 500 тыс. руб. до 800 тыс. руб. (включительно).

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, находившихся в собственности Мельникова С.Ю. в 2015 году, сумма налога на имущество составила 184 руб. (275678,64 руб. х 1,147 : 1/3 :3/12 х 0,10 + 275678,64 руб. х 1,147 : 3/3 : 9/12 х 0,10).

Исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, находившихся в собственности Мельникова С.Ю. в 2016 году, сумма налога на имущество составила 244 руб. (275678,64 руб. х 1,329 : 2/3 х 0,10).

Исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, находившихся в собственности Мельникова С.Ю. в 2017 году, сумма налога на имущество составила 262 руб. (275678,64 руб. х 1,425 : 2/3 х 0,10).

Исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, находившихся в собственности Мельникова С.Ю. в 2018 году, сумма налога на имущество составила 272 руб. (275678,64 руб. х 1,481 : 2/3 х 0,10).

Представленный административным истцом расчет налога на имущество соответствует требованиям действующего налогового законодательства, судом проверен, является правильным, административным ответчиком не оспорен.

Имущественный налог, согласно п. 2. ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что налог на имущество, подлежащий уплате Мельниковым С.Ю., рассчитывается налоговым органом.

Произведенный административным истцом расчет налогов судом проверен, соответствует положениям налогового законодательства, административным ответчиком не оспорен.

Согласно п.п.1 и 2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

На основании абзацев 1 и 2 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Пунктом 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

По делу установлено, что 17 октября 2018 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю почтовой связью направила Мельникову С.Ю. налоговое уведомление № 87743136 от 28.07.2016 года, в котором указаны суммы транспортного налога, налога на имущество, подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п.3 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации. В налоговом уведомлении указан срок уплаты налогов – до 01 декабря 2016 года. Следовательно, у Мельникова С.Ю. возникла обязанность по уплате указанных налогов за 2015 год.

По делу установлено, что 14.08.2017 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю почтовой связью направила Мельникову С.Ю. налоговое уведомление № 40821480 от 06.08.2017 года, в котором указаны суммы транспортного налога, налога на имущество, подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п.3 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации. В налоговом уведомлении указан срок уплаты налогов – до 01 декабря 2017 года. Следовательно, у Мельникова С.Ю. возникла обязанность по уплате указанных налогов за 2016 год.

10.09.2018 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю почтовой связью направила Мельникову С.Ю. налоговое уведомление № 75790120 от 21.08.2018 года, в котором указаны суммы транспортного налога, налога на имущество, подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п.3 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации. В налоговом уведомлении указан срок уплаты налогов – до 03 декабря 2018 года. Следовательно, у Мельникова С.Ю. возникла обязанность по уплате указанных налогов за 2017 год.

08.07.2019 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю почтовой связью направила Мельникову С.Ю. налоговое уведомление № 2346335 от 28.06.2019 года, в котором указаны суммы транспортного налога, налога на имущество, подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п.3 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации. В налоговом уведомлении указан срок уплаты налогов – до 02 декабря 2019 года. Следовательно, у Мельникова С.Ю. возникла обязанность по уплате указанных налогов за 2018 год.

Вместе с тем, административный ответчик обязанность по уплате налогов в установленный срок не исполнил. Обратное административным ответчиком не доказано.

Согласно абзацу 3 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.п.1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Абзацами 1 и 4 п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование об уплате налога, как следует из п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Поскольку административный ответчик транспортный налог, налог на имущество за 2015 год в установленные сроки не уплатил, у него образовалась недоимка по данным налогам в размере 904,00 руб., что послужило основанием для направления МИФНС России №1 по Алтайскому краю 09.02.2017 почтой в адрес ответчика требования № 4753 по состоянию на 06 февраля 2017 года, со сроком уплаты недоимки – 03 апреля 2017 года.

Поскольку административный ответчик транспортный налог, налог на имущество за 2016 год в установленные сроки не уплатил, у него образовалась недоимка по данным налогам в размере 964,00 руб., что послужило основанием для направления МИФНС России №1 по Алтайскому краю 21.02.2018 почтой в адрес ответчика требования № 36943 по состоянию на 14 февраля 2018 года, со сроком уплаты недоимки – 10 апреля 2018 года.

Поскольку административный ответчик транспортный налог, налог на имущество за 2017 год в установленные сроки не уплатил, у него образовалась недоимка по данным налогам в размере 982,00 руб., что послужило основанием для направления МИФНС России №1 по Алтайскому краю 25.02.2019 почтой в адрес ответчика требования № 29629 по состоянию на 04 февраля 2019 года, со сроком уплаты недоимки – 01 апреля 2019 года.

Поскольку административный ответчик транспортный налог, налог на имущество за 2018 год в установленные сроки не уплатил, у него образовалась недоимка по данным налогам в размере 992,00 руб., что послужило основанием для направления МИФНС России №1 по Алтайскому краю 17.02.2020 почтой в адрес ответчика требования № 28646 по состоянию на 08 февраля 2020 года, со сроком уплаты недоимки – 20 марта 2020 года.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МИФНС России №1 по Алтайскому краю требования Налогового кодекса Российской Федерации об исчислении транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, направлении уведомлений об уплате налогов и соответствующих требований исполнены. В свою очередь, административный ответчик обязанность по уплате налогов не исполнил.

Разрешая административные исковые требования МИФНС России №1 по Алтайскому краю о взыскании пени суд принимает во внимание следующие фактические обстоятельства по делу.

В силу п.2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.

В соответствии с п.п. 1, 2, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пунктами 3, 4, 5, 6 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.

Как установлено по делу, административному ответчику направлялись налоговые уведомления. Налоги не были своевременно уплачены.

О наличии недоимки по налогам за 2015 - 2018 год налоговым органом указано в требованиях.

Так, пени по транспортному налогу и налогу на имущество за 2015 год подлежат взысканию за период с 02 декабря 2016 года по 05 февраля 2017 года. При этом суд учитывает, что налог подлежал уплате в срок до 01 декабря 2016 года, требование № 4753 об уплате пени за данный период было выставлено по состоянию 06.02.2017 года.

Сумма пени по транспортному налогу за 2015 год составила 15,84 руб. (720руб. х10%/300х66 дн.).

Сумма пени по налогу на имущество за 2015 год составила 4,05 руб. (184руб. х10%/300х66дн.).

Пени по транспортному налогу и налогу на имущество за 2016 год подлежат взысканию за период с 02 декабря 2017 года по 13 февраля 2018 года. При этом суд учитывает, что налог подлежал уплате в срок до 01 декабря 2017 года, требование № 36943 об уплате пени за данный период было выставлено по состоянию 14.02.2018 года.

Сумма пени по транспортному налогу за 2016 год составила 13,95 руб. (720руб. х8,25%/300х16 дн. + 720руб. х 7,75%/300х56 дн. + 720руб. х 7,50%/300х2 дн.).

Сумма пени по налогу на имущество за 2016 год составила 4,72 руб. (244руб. х8,25%/300х16 дн. + 244руб. х 7,75%/300х56 дн. + 244руб. х 7,50%/300х2 дн.).

Пени по транспортному налогу и налогу на имущество за 2017 год подлежат взысканию за период с 04 декабря 2018 года по 03 февраля 2019 года. При этом суд учитывает, что налог подлежал уплате в срок до 03 декабря 2018 года, требование № 29629 об уплате пени за данный период было выставлено по состоянию 04 февраля 2019 года.

Сумма пени по транспортному налогу за 2017 год составила 11,45 руб. (720руб. х7,50%/300х13 дн.+ 720руб. х 7,75%/300х49 дн.).

Сумма пени по транспортному налогу за 2017 год составила 4,17 руб. (262руб. х7,50%/300х13 дн.+ 262руб. х 7,75%/300х49 дн.).

Пени по транспортному налогу и налогу на имущество за 2018 год подлежат взысканию за период с 03 декабря 2019 года по 07 февраля 2020 года. При этом суд учитывает, что налог подлежал уплате в срок до 02 декабря 2019 года, требование № 28646 об уплате пени за данный период было выставлено по состоянию 08 февраля 2020 года.

Сумма пени по транспортному налогу за 2018 год составила 10,13 руб. (720руб. х6,50%/300х13 дн.+ 720руб. 6,25%/300х54 дн.).

Сумма пени по налогу на имущество за 2018 год составила 3,83 руб. (272руб. х6,50%/300х13 дн.+ 272руб. 6,25%/300х54 дн.).

Административный ответчик свою обязанность по уплате пени за спорный период времени также не исполнил.

Законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 1 п.2, абзацам 1 и 2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 ч.3 ст.48 НК РФ).

Из материалов дела усматривается, что в порядке приказного производства МИФНС России № 1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье 17 июня 2020 года (требование об уплате недоимки № 28646 подлежало исполнению до 20 марта 2020 года), то есть в установленные законом сроки.

Вместе с тем, административное исковое заявление в связи с отменой 11 сентября 2020 года судебного приказа МИФНС России №1 по Алтайскому краю о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени было подано в Бийский городской суд Алтайского края 07 апреля 2021 года, то с нарушением установленного ч.3 ст.48 НК РФ срока. Срок на подачу административного искового заявления истек 11 марта 2021 года.

Согласно ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен судом.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года №479-О-О).

То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

Заявляя ходатайство о восстановлении срока на подачу искового заявления, в качестве причины пропуска срока, административный истец указывает, что 09 марта 2021 года, то есть в пределах установленного срока, административное исковое заявление направлено в Бийский районный суд.

Вместе с тем, указанные доводы не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока.

Административному истцу было достоверно известно, что Мельников С.Ю. проживает и зарегистрирован на территории г.Бийска, куда ему направлялись налоговые уведомления и требования. Адрес административного ответчика не менялся и на дату подачи административного искового заявления.

Заявление о вынесении судебного приказа подано мировому судьей судебного участка г.Бийска, судебный приказ и определение о его отмене вынесены мировым судьей судебного участка г.Бийска.

В связи с чем, каких либо оснований для направления административного искового заявления в Бийский районный суд не имелось. Объективные причины, препятствующие своевременной подаче административного искового заявления, отсутствуют.

Подача административного искового заявления с нарушением правил подсудности и его возвращение по указанному основанию не приостанавливает, не прерывает течение срока, установленного ст.48 Налогового кодекса РФ, поэтому довод о том, что в Бийский районный суд административный истец обратился в установленный срок (09.03.2021) не являются основанием для восстановления срока.

Административному истцу уже 20 марта 2020 года (срок по требованию 28646) было достоверно известно о том, что уплата налога и пени не произведена. Препятствий для заблаговременного направления административного искового заявления с соблюдением подсудности не имелось.

Кроме того, административное исковое заявление, возвращенное Бийским районным судом, поступило административному истцу 19 марта 2021 года. Настоящее административное исковое заявление направлено в суд только 02.04.2021, то есть спустя 14 дней.

Ни административное исковое заявление, ни материалы дела не позволяют установить какие либо причины, наличие которых объективно препятствовало (затрудняло) административному истцу обратиться с административным исковым заявлением в суд в установленные сроки.

Оценивая доводы административного истца о пропуске срока на обращение за взысканием недоимки, суд считает, что в действительности никаких уважительных причин пропуска срока на обращение в суд налоговой инспекцией не было приведено. Ссылка на своевременное направление искового заявления с нарушением правил подсудности не может быть признана уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд. Взыскание недоимки в установленном порядке является одной из основных задач налоговых органов.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

С учетом изложенного, суд не усматривает уважительных причин пропуска срока в рассматриваемом деле, поскольку имелась возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд, не представлено. В связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 176- 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю в удовлетворении требований в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья                                  С.А. Кучеревский

Мотивированное решение изготовлено 06.07.2021 года.

    

        

2а-1952/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю
Ответчики
Мельников Сергей Юрьевич
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Судья
Курносова Анна Николаевна
Дело на сайте суда
biyskygor.alt.sudrf.ru
07.04.2021Регистрация административного искового заявления
07.04.2021Передача материалов судье
12.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
06.07.2021Судебное заседание
06.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее