Решение по делу № 2-89/2024 (2-1579/2023;) от 28.09.2023

Дело № 2-89/2024

УИН 42RS0001-01-2023-001922-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Степанцовой Е.В.,

при секретаре Бунаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области                                                                       02 февраля 2024 года

гражданское дело по иску Камалетдинова А,Р,, Тимофеевой А,А,, Камалетдиновой Г.Д, к Обществу с ограниченной ответственностью «Чистый город Кемерово» о защите прав потребителя,

                                                У С Т А Н О В И Л:

Истцы Камалетдинов А.Р., Тимофеева А.А., Камалетдинова Г.Д. обратились в Анжеро-Судженский городской суд с исковым заявлением к ответчику о защите прав потребителя. Требования мотивируют тем, что им на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 06.06.2019.

На протяжении всего времени владения данным домом, в их адрес постоянно поступают исковые заявления, заявления о выдачи судебного приказа, о взыскании с Камалетдинова А.Р. денежных сумм за оказание услуг по вывозу ТКО.

Договор на оказание услуг с ответчиком истцами заключен не был, но ответчик в одностороннем порядке заключил с ними данный договор.

Судебные приказы истец Камалетдинов А.Р. отменял ввиду того, что не согласен с данной организацией, так как ответчиком не надлежаще исполняются обязанности по вывозу ТКО.

Камалетдинов А.Р. оплатил услугу по вывозу ТКО в полном объеме, что подтверждается чеком об оплате от 30.08.2023. Указанная сумма оплачена истцом, чтобы на его счета не было обращено взысканий, поскольку судебными приставами было возбуждено исполнительное производство.

Тимофеева А.А. по данному адресу не зарегистрирована, а вынуждена оплачивать услуги вывоза ТКО по двум адресам.

Услуга предоставляется с грубейшим нарушением СанПиН 42-128-4690-88, срок хранения отходов при температуре воздуха от -5 и ниже не должен превышать трое суток, а в теплое время при температуре от +5 и выше – не более одних суток, чтобы исключить гниение и размножение мусора.

Ответчик для себя установил график вывоза мусора, но из частного сектора мусор не вывозили в течение тридцати дней при этом, от многоквартирных домов мусор вывозится ежедневно, а из частного сектора не вывозится почти никогда, если раз в месяц приедет машина, то хорошо.

Просили суд взыскать с ответчика в пользу Камалетдинова А.Р. денежную сумму в размере 2596,30 рублей, обязать ответчика устранить нарушения по установке мусорных баков, в соответствии с законодательством РФ.

В судебном заседании истец Камалетдинов А.Р. на требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

          В судебном заседании представители третьих лиц, привлеченных определением суда от 16.11.2023 (л.д.48-49) и от 26.12.2023 (л.д.64-66), администрации АСГО - Прокопчик М.С., действующий на основании доверенности и Управления Роспотребнадзора – Редозубова А.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали, суду также пояснили, что имеется решение суда, которым постановлено обязать администрацию АСГО установить водонепроницаемые площадки, в том числе и по спорному адресу.

Истцы Тимофеева А.А., Камалетдинова Г.Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Чистый город» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, согласно заявлению просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д.69-70), согласно которому просил в удовлетворении исковых требований истцам отказать.

Заслушав истца, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 Правила № 354 дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из п. 148(1) Правил № 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Согласно п. 148(22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в п. 1 ст. 24.6 предусматривает, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу п. 1 ст. 24.7 названного Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 названного Федерального закона).

Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

В отсутствие письменного договора между истцами и региональным оператором применению подлежат положения типового договора с применением специальной нормы, содержащейся в п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила учета ТКО N 505).

Указанная позиция изложена в п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021, в котором на примере конкретной ситуации в сфере ТКО разъяснен приоритет специальной нормы перед общей при коллизии между обладающими равной юридической силой нормативными правовыми актами (норм Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, перед нормами Типового договора, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, пунктов 5 и 7 указанных Правил обращения с ТКО.

Как установлено судом и подтверждено выписками из ЕГРН (л.д.5-16) жилой дом по <адрес> находится в общей долевой собственности (по 1/3 доли у каждого) Камалетдинова А.Р., Тимофеевой (Камалетдиновой) А.А., Камалетдиновой Г.Д., на основании договора купли-продажи от 06.06.2019.

Согласно сведениям из домовой книги по <адрес> с 04.06.2020 зарегистрированы Камалетдинов А.Р., Камалетдинова Г.Д. (л.д.17-21).

Обращаясь с настоящим иском в суд, истцы основывают свои требования на том, что ответчиком нарушены требования действующего законодательства РФ по установке мусорных контейнеров, мусорные баки находятся далеко от их дома, при этом рядом с их домом площадка позволяет разместить мусорный бак, услуга по вывозу ТКО предоставляется ответчиком с грубейшим нарушением графика вывоза мусора, в качестве доказательств чего истцами в материалы дела представлены фотоснимки (л.д.24-29,57-63,77-82).

Как следует из ответа ГЖИ Кузбасса от 01.11.2022 на обращение истца Камалетдинова А.Р. создание и содержание мест накопления ТКО в их районе относится к обязанности администрации АСГО. Ближайший в их дому контейнер для сбора ТКО расположен около <адрес>, на расстоянии 211 м. Контейнерная площадка расположена от их дома дальше, чем нормативные 100м (л.д.83).

Согласно ответу администрации АСГО от 15.11.2022 место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов к жилому дому истцов находится по адресу <адрес>, что находится в нормативной доступности. Данная площадка включена в муниципальный реестр мест накопления ТКО. Региональный оператор еженедельно осуществляет вывоз ТКО из указанного места накопления в соответствии с утвержденным графиком вывоза ТКО (л.д.87-88).

Согласно материалам дела начисление платы за обращение ТКО осуществлялось исходя из количества собственников жилого дома по пер. Малый, 10 в количестве 3-х, согласно данным, отраженным в ЕГРН, поскольку сведений о зарегистрированных региональному оператору истцами предоставлено не было, что также следует из письма ГЖИ Кузбасса от 10.11.2022 (л.д.84-86).

Из ответа Управления Роспотребнадзора от 19.01.2024 следует, что по обращению истца 18.01.2023 было проведено выездное обследование, в ходе которого выявлено, что по <адрес> установлены 2 металлических контейнера, которые расположены в снегу, подъездной путь отсутствует, что не соответствует п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, нежилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», также у контейнеров имеется разбросанный мусор. Кроме того выявлено, что у <адрес>, установлены 4 металлических контейнера, данные контейнеры также находятся в снегу, подъездной путь отсутствует (л.д.110-111).

Согласно заключению ФБУЗ «ЦГиЭ в Кемеровской области-Кузбассе» от 19.04.2023 на момент проведения обследования мусорный контейнер на расстоянии от 20 до 100 метров от жилого дома по адресу <адрес> отсутствует, ближайший контейнер располагается на расстоянии 320 метров по адресу <адрес>, что не соответствует р. 2 п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, нежилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (л.д.115).

Проанализировав указанные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком в нарушение требований действующего законодательства РФ оказываются услуги по вывозу ТКО ненадлежащего качества.

При этом, при разрешении требований истцов о взыскании с ответчика оплаченных денежных средств в размере 2596,30 и обязании ответчика устранить нарушения по установке мусорных баков, в соответствии с законодательством РФ, суд не находит оснований для их удовлетворения.

Как следует из квитанции 30.08.2023 Камалетдиновым А.Р. была произведена оплата задолженности в сумме 2 532,98 руб. по исполнительному производству -ИП (л.д.22).

07.12.2023 истцом Камалетдиновым А.Р. в адрес ответчика была направлена досудебная претензия, с требованием о возврате оплаченных им денежных средств в размере 2696,30 руб., устранить нарушения по установке мусорных баков, в соответствии законодательством РФ (л.д.54-56).

Согласно судебному приказу мирового судьи судебного участка № 2 Анжеро-Судженского городского судебного района от 31.05.2022 с Камалетдинова А.Р. в пользу ООО «Чистый город Кемерово» взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2019 по 30.04.2022 в размере 1 396,96 рублей, а также в счет возмещения расходов по уплате госпошлины – 200 рублей (л.д.107). определением от 09.06.2022 данный судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения (л.д.108).

На основании решения мирового судьи судебного участка № 2 Анжеро-Судженского городского судебного района от 23.06.2023 с Камалетдинова А.Р. в пользу ООО «Чистый город» взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 2 332,98 рублей за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2019 по 30.10.2022, по адресу <адрес>, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. (л.д.109).

Поскольку денежные средства в размере 2596,30 рублей уплачены истцом в соответствии с требованиями судебного пристава-исполнителя, в ходе возбужденного исполнительного производства на основании судебного акта, взыскание денежных средств должником со взыскателя посредством обращения с иском в суд о взыскании денежных средств положениями ГПК РФ не допускается.

Решением Анжеро-Судженского городского суда от 28.06.2023, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26.09.2023 оставленным без изменений, по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу о понуждении к действиям, обязанность по установке контейнерной водонепроницаемой площадки по адресу: <адрес>, возложена на администрацию Анжеро-Судженского городского округа.

Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, судебным постановлением, вступившим в законную силу, обязанность по организации места сборов твердых бытовых отходов населения возложена на надлежащее лицо – орган местного самоуправления, соответственно, на оператора по сбору ТБО, ответчика по иску, в соответствии с действующим законодательством возложение указанной обязанности необоснованно.

При указанных обстоятельствах, проанализировав нормы права, а также наличие ранее принятых решений, суд полагает в удовлетворении исковых требований истцам отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Камалетдинова А,Р,, Тимофеевой А.А,, Камалетдиновой Г,Д. к Обществу с ограниченной ответственностью «Чистый город Кемерово» о защите прав потребителя - отказать полностью.

        Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

       Председательствующий:

         Мотивированное решение изготовлено: 09.02.2024.

2-89/2024 (2-1579/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Камалетдинов Александр Рашитович
Тимофеева Анастасия Александровна
Камалетдинова Галина Дмитриевна
Ответчики
ООО "Чистый Город Кемерово"
Другие
Администрация АСГО
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской обл.-Кузбассу в г. Анжеро-Судженск,Ижморском и Яйском районах
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Дело на странице суда
anzhero-sudzhensky.kmr.sudrf.ru
28.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2023Передача материалов судье
05.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Подготовка дела (собеседование)
16.11.2023Подготовка дела (собеседование)
08.12.2023Подготовка дела (собеседование)
26.12.2023Подготовка дела (собеседование)
15.01.2024Подготовка дела (собеседование)
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2024Дело оформлено
27.03.2024Дело передано в архив
02.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее