...
Принято в окончательной форме ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Дело № 2-3/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2018 г. г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Жуковой Е.М.,
при секретаре Поляковой М.В.,
с участием прокурора Благова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля к Новосельцеву Артему Александровичу, Олексенко Вере Геннадьевне об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, встречным искам Новосельцева Артема Александровича, Олексенко Веры Геннадьевны к мэрии города Ярославля, Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ДАЗО мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, ДОС мэрии г. Ярославля обратились в суд с иском к Новосельцеву А.А. об изъятии путем предоставления возмещения недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, по цене <данные изъяты> руб. (с учетом округления), в том числе: <данные изъяты> руб. – стоимость <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру НОМЕР и <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР общей площадью <данные изъяты> кв. м; <данные изъяты> руб. – размер убытков, прекращении права собственности Новосельцева А.А., признании права собственности г. Ярославля на <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру НОМЕР и <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что Новосельцев А.А. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру <адрес>, а также собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР общей площадью <данные изъяты> кв.м. Заключением городской межведомственной комиссии от 01.04.2008 № 195 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. 19.05.2009 было принято постановление мэра города Ярославля № 1341 «О расселении и сносе жилых домов». 11.02.2010 собственник отказался от участия в сносе дома. 10.10.2014 мэрией г. Ярославля принято постановление № 2441 «Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка по <адрес>, и жилых помещений». 25.11.2014 ответчику было направлено уведомление в письменной форме о предстоящем изъятии. Органами местного самоуправления проведены мероприятия по определению стоимости изымаемого имущества. Результат оценки отражен в отчете НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, составленного независимой оценочной организацией ООО «Метро-Оценка». ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между городом Ярославлем и ООО «СтройСити» заключен договор о развитии застроенной территории НОМЕР, в соответствии с п. 3.3 которого общество обязано уплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения в вышеуказанном многоквартирном доме и земельный участок, на котором расположен жилой дом, или по соглашению с собственниками предоставить взамен изымаемых другие жилые помещения с зачетом их стоимости в выкупную цену.
Новосельцев А.А. обратился в суд к ДАЗО мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, ДОС мэрии г. Ярославля со встречным исковым заявлением о возложении обязанности предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, в пределах г. Ярославля; прекращении после предоставления указанного жилого помещения право собственности Новосельцева А.А. на <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру НОМЕР и <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что Новосельцев А.А. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру <адрес>. Заключением городской межведомственной комиссии от 01.04.2008 № 195 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. 19.05.2009 было принято постановление мэра города Ярославля № 1341 «О расселении и сносе жилых домов». 11.02.2010 истец отказался от участия в сносе дома, выразил согласие на изъятие находящегося в собственности жилья на условии предоставления другого жилого помещения. Жилой дом НОМЕР по адресу: <адрес> был включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области, утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 г. № 432-п. Предоставление истцу по встречному иску другого жилого помещения должно носить компенсационный характер и гарантировать ему условия проживания, которые не должны ухудшаться по сравнению с прежними.
В производстве Фрунзенского районного суда г. Ярославля находилось также гражданское дело № 2-2939/2017 по исковому заявлению ДАЗО мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, ДОС мэрии г. Ярославля к ФИО3 об изъятии путем предоставления возмещения недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, по цене <данные изъяты> руб., в том числе: <данные изъяты> руб. – стоимость <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру НОМЕР и <данные изъяты> руб. – стоимость <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР общей площадью <данные изъяты> кв.м; <данные изъяты> руб. – размер убытков, прекращении права собственности ФИО3 признании права собственности г. Ярославля на <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру НОМЕР и <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что ФИО3 является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру <адрес>, а также собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР общей площадью <данные изъяты> кв. м.Заключением городской межведомственной комиссии от 01.04.2008 № 195 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. 19.05.2009 было принято постановление мэра города Ярославля № 1341 «О расселении и сносе жилых домов». 10.10.2014 мэрией г. Ярославля принято постановление № 2441 «Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка по <адрес>, и жилых помещений». Органами местного самоуправления проведены мероприятия по определению стоимости изымаемого имущества. Результат оценки отражен в отчете НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, составленного независимым оценщиком ИП ФИО2 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между городом Ярославлем и ООО «СтройСити» заключен договор о развитии застроенной территории НОМЕР, в соответствии с п. 3.3 которого общество обязано уплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения в вышеуказанном многоквартирном доме и земельный участок, на котором расположен жилой дом, или по соглашению с собственниками предоставить взамен изымаемых другие жилые помещения с зачетом их стоимости в выкупную цену. Дополнительным соглашением НОМЕР права и обязанности по указанному договору переданы ООО «СТРОЙХАУС».
Определением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 08.12.2017 г. указанные гражданские дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Определением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 08.12.2017 г. производство по делу было приостановлено до определения правопреемника ФИО1, умершей ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
08.02.2018 в судебном заседании к участию в деле в качестве ответчика привлечена правопреемник ФИО3 – Олексенко В.Г.
19.02.2018 в судебном заседании принят встречный иск Олексенко В.Г. к ДАЗО мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, ДОС мэрии г. Ярославля о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен изымаемых <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый НОМЕР.
Представитель истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску ДОС мэрии г. Ярославля, третьего лица и ответчика по встречным искам мэрии г. Ярославля по доверенностям Безрук Е.С. в судебном заседании первоначальные исковые требования поддержала, возражала против удовлетворения встречных исковых требований.
Представитель истца по первоначальным искам, ответчика по встречным искам КУМИ мэрии г. Ярославля по доверенности Грекова О.Д. в судебном заседании первоначальные исковые требования поддержала, возражала против удовлетворения встречных исковых требований.
Представитель истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску ДАЗО мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску Новосельцев А.А., его представитель по доверенности Аронов В.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения первоначальных исковых требований, встречный иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску Олексенко В.Г. в судебном заседании возражала против первоначального искового заявления, поддержала встречный иск в полном объеме, дополнительно просила суд прекратить право собственности Олексенко В.Г. на <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру <адрес>, передать указанное имущество в собственность мэрии г. Ярославля, после предоставления Олексенко В.Г. в собственность благоустроенного жилого помещения.
Представитель третьего лица ООО «Стройхаус» по доверенности Лисицына О.П. в судебном заседании просила первоначальные исковые требования удовлетворить, отказать в удовлетворении встречных исковых требований.
Представитель третьего лица Территориальной администрации по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержал первоначальные исковые требования, просил отказать в удовлетворении встречных исковых требований.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Ярославской области в рассмотрении дела не участвовал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
С согласия лиц, участвующих в деле, с учетом присутствия в судебном заседании представителя мэрии г. Ярославля, чьим структурным подразделением является ДАЗО мэрии г. Ярославля, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить встречные исковые требования частично, с учетом общей площади жилого помещения, занимаемого истцами по встречным искам, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказать, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Новосельцев А.А. является собственником <данные изъяты> долей, дата государственной регистрации ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, Олексенко В.Г. является собственником <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, площадь объекта <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 28.11.2017, Т.3 л.д. 89-94, свидетельство о праве на наследство по закону, Т.3 л.д. 130, заявление о принятии наследства, Т. 3 л.д. 125).
Согласно выписке из домовой книги, в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, зарегистрированы по месту жительства Новосельцев А.А. и ФИО1 (Т.3 л.д. 97).
Заключением городской межведомственной комиссии от 01.04.2008 № 195 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (Т. 2 л.д. 6-8).
Постановлением мэра города Ярославля № 1341 от 19.05.2009 г. «О расселении жилых домов» установлен срок для расселения указанного дома до 2015 г. (Т. 2 л.д. 9).
Постановлением мэрии города Ярославля от 10.10.2014 г. № 2441 «Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка по <адрес> и жилых помещений» изъяты для муниципальных нужд города Ярославля земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером НОМЕР из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, являющийся аварийным и подлежащий сносу, у Новосельцева А.А. – <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок, у ФИО1 – <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок, а также квартира НОМЕР, находящуюся в собственности, у Новосельцева А.А. – <данные изъяты> долей в праве собственности на помещение, у ФИО1 – <данные изъяты> долей в праве собственности на помещение (Т.2 л.д. 11).
Управлением Росреестра по ЯО осуществлена государственная регистрация указанного постановления, что подтверждается выпиской из ЕГРН (Т.3 л.д. 89-94).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО1 была уведомлена КУМИ мэрии г. Ярославля об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка по адресу: <адрес> и жилых помещений (Т.2 л.д. 13).
Из материалов наследственного дела НОМЕР (л.д. 123-132) следует, что наследницей <данные изъяты> долей квартиры НОМЕР общей площадью <данные изъяты> кв. м, находящийся в <адрес>, кадастровый НОМЕР, после ФИО1, умершей ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, стала ее мать, ФИО3 (свидетельство о праве на наследство по закону, Т. 3 л.д. 130).
Из заявления Олексенко В.Г. (л.д. 125) следует, и подтверждено материалами наследственного дела, что она приняла наследство по закону, оставшееся после умершей ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА матери, ФИО3.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса (далее – ГК) РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Таким образом, суд считает установленным факт принятия наследства Олексенко В.Г. после ее матери, ФИО3, в том числе, <данные изъяты> долей квартиры НОМЕР общей площадью <данные изъяты> кв. м, находящейся в <адрес>, кадастровый НОМЕР.
Согласно Отчету НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ООО «Метро-Оценка» (Т. 2 л.д. 14-89) «Об определении выкупной (рыночной) стоимости объекта оценки:
<данные изъяты> доли в праве собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилищное строительство, кадастровый НОМЕР, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>; <данные изъяты> доли в праве собственности на <данные изъяты>комнатную квартиру НОМЕР, общей площадью <данные изъяты> кв. м, этаж <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> – рыночная стоимость объекта оценки составляет <данные изъяты> руб.
Дом <адрес> был включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области в 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года № 432-П, принятую во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; включен в Перечень аварийных домов Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселением граждан из аварийного жилищного фонда является принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, который предусматривает как заключение соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение и земельный участок, так и заключение соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, был включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данная правовая позиция указана в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012г., а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г.
Проанализировав все в совокупности, принимая во внимание, что многоквартирный дом <адрес>, в котором находится жилое помещение участника общей долевой собственности, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установленный программой первоначальный срок завершения мероприятий по переселению истек, собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп на свое усмотрение. Учитывая волеизъявление истцов по встречному иску Новосельцева А.А., Олексенко В.Г. на предоставление им другого жилого помещения на праве собственности, суд при установленных обстоятельствах приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований Новосельцева А.А., Олексенко В.Г. в части возложения на мэрию города Ярославля обязанности предоставить истцам по встречному иску благоустроенное жилое помещение в рамках «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области в 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года № 432-П, отвечающее санитарным и техническим требованиям, обшей площадью не менее <данные изъяты> кв. м, в пределах города Ярославля, которое является равноценным изымаемому жилому помещению, в размере доли, пропорциональной <данные изъяты> доли у каждого от общей площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м.
Правовых оснований для удовлетворения требований Олексенко В.Г., Новосельцева А.А. о предоставлении им в собственность отдельных жилых помещений каждому не имеется.
Согласно позиции Верховного Суда РФ за третий квартал 2012 года, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу, то собственник жилого помещения в соответствии ст. 16, п. 3 ст. 2 ФЗ от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, поскольку ответчики являются долевыми собственниками одного объекта права и имеют по 13/44 доли в праве собственности на жилое помещение, взамен ранее занимаемого они могут получить либо в общую долевую собственность <данные изъяты> жилого помещения площадью не менее ранее занимаемого, либо денежные средства. Поскольку компенсация изымаемого имущества производна от стоимости, площади, характеристики изымаемого объекта, законом не предусмотрено право собственников одного и того же имущества, требовать различный способ компенсации, в том числе отдельных жилых помещений.
Доводы мэрии города Ярославля и третьего лица ООО «Стройхаус» о расселении многоквартирного дома <адрес> в рамках IV этапа без финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, т.е. с нулевым финансированием бюджетных средств, только за счет средств инвестора основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований Олексенко В.Г., Новосельцева А.А. не являются ввиду следующего.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между комитетом по управлению муниципальным имуществом от имени мэрии города Ярославля и ООО «СтройСити», исполнитель, заключен договор НОМЕР о развитии застроенной территории (т. 2 109-112), согласно которому исполнитель обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства по развитию застроенной территории во <адрес>, ограниченной улицами <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, а мэрия обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств. В Перечень адресов многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, в силу п. 1.2 договора включен, в том числе, дом <адрес>.
Согласно п. 3.3 исполнитель обязан уплатить выкупную цену за изымаемые на основании постановления мэрии города Ярославля жилые помещения, находящиеся в частной собственности, в многоквартирных домах, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 договора, и земельные участки, на которых расположены эти дома, либо по соглашению с собственниками таких помещений предоставить взамен изымаемых другие жилые помещения с зачетом их стоимости в выкупную цену в доме <адрес> до 30.03.2017 года.
Потребность в жилых помещениях, определенная на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, для исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного подпунктом 3.3 пункта 3, предусмотрена подпунктом 7.2 договора.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между ООО «СтройСити», ООО «Стройхаус» и ДАЗО мэрии города Ярославля от имени мэрии города Ярославля заключено дополнительное соглашение НОМЕР к договору НОМЕР о развитии застроенной территории от 03.02.2014г. о передаче прав и обязанностей исполнителя, согласно которому с согласия ДАЗО мэрии г. Ярославля ООО «СтройСити» передает, а ООО «Стройхаус» принимает на себя права и обязанности исполнителя по договору, в том объеме и на тех условиях, которые существовали к дате перехода таких прав и обязанностей (Т.2 л.д. 108).
Заключение вышеуказанного договора о развитии застроенной территории осуществлено в рамках реализации IV этапа Региональной адресной программы.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» одним из условий предоставления Фондом финансовой поддержки за счет своих средств является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона N 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как следует из Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области в 2013-2017 годы, ее задачами является обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ предусматривается расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2012 года, за период 2013 - 2017 годов.
Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства, определенных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ.
Объем финансирования Программы определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой.
Объем финансирования мероприятий по расселению аварийных домов в рамках решений (договоров, соглашений) органов местного самоуправления о развитии застроенных территорий определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках таких мероприятий, и рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, установленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области.
Проанализировав все в совокупности, принимая во внимание, что одним из необходимых условий предоставления Фондом финансовой поддержки за счет своих средств является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, задачами которой является обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, суд приходит к выводу, что осуществление мероприятий по расселению многоквартирного дома <адрес> в рамках реализации IV этапа с нулевым финансированием бюджетных средств само по себе не влечет за собой лишение собственника помещений в указанном многоквартирном доме ввиду включения дома в региональную программу права выбора способа обеспечения жилищных прав и изъятие нежилого помещения только путем предоставления возмещения, поскольку объем финансирования мероприятий по расселению аварийных домов в рамках договора о развитии застроенной территории подлежит определению исходя из общей площади жилых помещений в аварийном доме и рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, установленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, а потому наличие вышеуказанного права должно зависеть от источника финансирования мероприятий по переселению.
Исковые требования ДАЗО мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, ДОС мэрии г. Ярославля к Новосельцеву А.А., Новосельцевой Е.И. об изъятии путем предоставления возмещения недвижимого имущества заявлены в рамках реализации «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области в 2013-2017 годы», утв. постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года № 432-П.
После предоставления в собственность указанного выше жилого помещения право общей долевой собственности Новосельцева А.А., Олексенко В.Г. на <данные изъяты> и <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>; <данные изъяты> и <данные изъяты> доли в праве общей собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов по <адрес> с кадастровым номером НОМЕР подлежит прекращению с признанием права муниципальной собственности на указанные доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение и в праве общей собственности на земельный участок.
Ввиду частичного удовлетворения судом встречных исковых заявлений Новосельцева А.А., Олексенко В.Г., правовых оснований для удовлетворения исковых требований Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования Новосельцева Артема Александровича, Олексенко Веры Геннадьевны удовлетворить частично.
Обязать мэрию города Ярославля предоставить Новосельцеву Артему Александровичу, Олексенко Вере Геннадьевне благоустроенное жилое помещение в рамках «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области в 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года № 432-П, обшей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на праве общей долевой собственности в размере доли, пропорциональной <данные изъяты> доли у каждого от общей площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м, в пределах города Ярославля.
После предоставления в собственность указанного выше жилого помещения прекратить право собственности Новосельцева Артема Александровича и Новосельцевой Екатерины Ивановны у каждого на <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, и на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером НОМЕР с признанием права муниципальной собственности на указанные доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение и земельного участка.
В удовлетворении остальной части встречных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...
...
Судья Е.М.Жукова