Дело № 2-1829/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2017 года город Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего судьи Костевской И.Д.,
при секретаре Ковляшенко Е.А.,
с участием: представителя ответчика Дулениной Е.М., действующей по доверенности от 30.03.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скряжникова Олега Семеновича к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение социальной выплаты по категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, включении в список граждан-участников программы,
установил:
Скряжников О.С. обратился в суд с названным иском, в котором указал, что на основании служебного ордера № № от 29.11.1995г. он с семьей: супругой ФИО7., сыновьями ФИО8 и дочерью ФИО9 – были вселены в жилое помещение по адресу: г.Бикин, Восточный городок, ДОС, 19, кв№. В связи с признанием дома № 19 (ДОС 19) аварийным и постановкой его на капитальный ремонт, в 2003г. его семья была временно переселена в квартиру № № дома № № (ДОС №) Восточный городок, г.Бикин. 14.10.2015г. он обратился с заявлением в ФГКУ «Востокрегионжилье» о включении его в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020гг., составом семьи 3 человека. Уведомлением от 15.12.2016г., ФГКУ «Востокрегионжилье», ссылаясь на подп.«б» п.5 Правил выпуска и реализации подпрограммы, отказало ему в удовлетворении его заявления. С решением ответчика не согласен, поскольку, исходя из указанных Правил, единственным основанием для приобретения права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является сам факт проживания указанных граждан на территории закрытого военного городка.
Просит признать за ним право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020гг., на получение социальной выплаты по категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» включить его с составом семьи 3 человека в список граждан-участников подпрограммы с даты обращения с заявлением – 14.10.2015г.; взыскать с ФГКУ «Востокрегионжилье» понесенные им в связи с обращением в суд судебные расходы: по оплате юридической помощи (юридическая консультация, составление искового заявления) – 4 000 руб. 00 коп., по оплате государственной пошлины – 300 руб.
Ответчиком на иск представлены возражения с дополнениями, в которых он указал, что с требованиями истца не согласен в виду следующего. Скряжников О.С. с 07.05.1984г. по 25.05.1998г. проходил военную службу по контракту и уволен в запас по пп.Б п.2 ст.51 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по истечении срока контракта), календарная выслуга лет на день увольнения составила 14 лет. В период прохождения военной службы ему и членам его семьи ФГУ «Бикинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, согласно ордера от 29.11.1995г. № № была предоставлена квартира в закрытом военном городке, расположенная по адресу: г.Бикин, Восточный городок, ДОС 19, кв.№, с правом занятия 4 комнат, площадью 67 кв.м. Впоследствии, в связи с признанием здания аварийным и постановкой на капитальный ремонт, ему временно была предоставлена кв№ в ДОС № на основании договора найма жилого помещения на время проведения капитального ремонта от 03.03.2015г. № №. Согласно распоряжению Правительства РФ от 01.06.2000г. № 752-р, военный городок Восточный – Бикин входит в перечень закрытых военных городков. Ссылаясь на п.3 ст.6, ст.ст.14, 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.5 ст.2 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подп.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, указывает, что необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения органа местного самоуправления. Довод истца о том, что его проживание на территории закрытого военного городка является основанием для выдачи ему ГЖС основан на ошибочном толковании норм материального права. Поскольку предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из закрытого военного городка не производилось. Проживание некоторое время на территории закрытого военного городка возникновение права у истца на получение ГЖС не влечет. Данных о том, что Скряжников О.С. был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения, либо что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения, не представлено. В соответствии с п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих правил. На основании вышеизложенного, обязательства у Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению истца и членов его семьи государственным жилищным сертификатом по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка», отсутствуют.
Также ответчик не согласен с требованиями истца о взыскании судебных расходов, поскольку сумма судебных расходов в виде оплаты услуг представителя и оказания юридической помощи завышена.
В виду изложенного, просит отказать Скряжникову О.С. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, причину неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Дуленина Е.М. поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнила, что истец был уволен с военной службы до 2005 г. в связи с истечением срока контракта, при этом, выслуга лет составила менее 20, в связи с чем, как военнослужащий он права на обеспечение жилым помещением по линии МО РФ не приобрел, вместе с тем, не может быть выселен из служебного жилого помещения, в котором проживает по настоящее время. Кроме того, до 2005 г. обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, имеющих соответствующую выслугу лет, либо уволенных с военной службы до указанной даты по льготным основаниям, была возложена на органы местного самоуправления, а не на МО РФ. Истец также не подлежит обеспечению жильем по линии МО РФ как гражданин, проживающий на территории закрытого военного городка, поскольку не имеет соответствующего трудового стажа на предприятиях МО РФ. Просит истцу в иске отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Скряжников О.С. с 07.05.1984г. по 25.05.1998г. проходил военную службу по контракту и уволен в запас по пп.Б п.2 ст.51 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по истечении срока контракта), календарная выслуга лет на день увольнения составила 14 лет. В период прохождения военной службы истцу и членам его семьи ФГУ «Бикинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, по ордеру от 29.11.1995г. № № была предоставлена квартира в закрытом военном городке, расположенная по адресу: г.Бикин, Восточный городок, ДОС 19, кв.№, с правом занятия 4 комнат, площадью 67 кв.м. Впоследствии, в связи с признанием здания аварийным и постановкой на капитальный ремонт, ему временно была предоставлена кв.№ в ДОС № на основании договора найма жилого помещения на время проведения капитального ремонта от 03.03.2015г. № №. Согласно распоряжению Правительства РФ от 01.06.2000г. № 752-р, военный городок Восточный – Бикин входит в перечень закрытых военных городков.
Данные обстоятельства подтверждены сторонами, материалами дела.
В период военной службы, при увольнении истец в установленном порядке с заявлением об обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства не обращался, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался.
С заявлением о включении в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, составом семьи 3 человека, обратился к ответчику 14.10.2015 г.
Уведомлением от 15.12.2016 г. ответчик сообщил истцу, что он не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 14 ст.15 Закона № 76-ФЗ. Факт проживания в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания его участником подпрограммы, поскольку у государства перед ним не возникло обязательств по обеспечению жилым помещением по избранному месту жительства, у МО РФ отсутствуют основания для обеспечения его государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета через органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 указанного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу положений абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 Закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020гг.
В силу пункта 6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и изъявившие такое желание, и им предусмотрено предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья в размере равном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме площади жилья, установленной для семей разной численности.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане Российской Федерации – граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Согласно Перечню имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности (утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. № 752-р), военный городок Восточный – Бикин входит в перечень закрытых военных городков.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось.
Правом же на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Служебная квартира была предоставлена истцу и членам его семьи на основании ордера на служебное жилое помещение на период прохождения истцом военной службы.
Скряжников О.С. на учете в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах истец не приобрел право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2015 - 2020 годы.
Несмотря на то, что на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Скряжников О.С.. имел выслугу более 10 лет и относится к числу лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
У Скряжникова О.С. и членов его семьи отсутствуют правовые основания для признания их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2015 - 2020 годы, поскольку в установленном законом порядке Скряжников О.С. не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Один лишь факт проживания Скряжникова О.С. и членов его семьи в военном городке не является самостоятельным основанием для признания их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2015 - 2020 годы, поскольку у государства перед ними не возникло обязательств по обеспечению жилым помещением, в связи с чем, исковые требования Скряжникова О.С. удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом судом в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца понесенных им расходов по оплате государственной пошлины и оплате юридической помощи, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Скряжникова Олега Семеновича к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение социальной выплаты по категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, включении в список граждан-участников программы – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 7 декабря 2017г.
Судья /подпись/
Копия верна: Судья И.Д.Костевская