Дело №2а-3148/2020
УИД 24RS0013-01-2020-002814-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2020 года пгт. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,
при секретаре Заблоцкой С.В.,
с участием помощника Емельяновского прокурора Панариной В.А.,
административного истца Малининой Ю.В., представителя административного истца Вахрушева С.А.,
представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу№3 Дьяченко Е.В.,
заинтересованного лица ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Малининой Ю.В. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № 3 о признании незаконным и отмене решения от 28 июля 2020 года № 4/12 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением «Емельяновским районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» по многомандатному избирательному округу № 3»,
УСТАНОВИЛ:
Малинина Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № 3 (далее - Избирательная комиссия) от 28 июля 2020 года № 4/12 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением «Емельяновским районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» по многомандатному избирательному округу № 3». Заявленные требования мотивированы тем, что 17 июня 2020 года решением Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края назначено проведение выборов депутатов Емельяновского района Красноярского края шестого созыва. 28 июля 2020 года решением Избирательной комиссии №4/12 ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу №3. 05 августа 2020 года решением Избирательной комиссии №6/18 Малинина Ю.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу. Принятым Избирательной комиссией решением №4/12 от 28 июля 2020 года о регистрации кандидатом в депутаты ФИО2 нарушены принципы равенства кандидатов и равного избирательного права, установленные ст.ст. 5, 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) и Законом Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411), а именно: не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях»; кандидат не представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться, отвечающее требованиям к форме и содержанию, установленным п.2 ст.23 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411, ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ; кандидат не представил в избирательную комиссию документы, поименованные и отвечающие по форме и содержанию требованиям, указанным в ст.23, п.5.2 ст.26, п.1 ст.29 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411; в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, не указаны сведения в отношении кандидата, которые должны быть указаны в соответствии с нормами вышеуказанных законов. При таких обстоятельствах, избирательная комиссия при решении вопроса о регистрации кандидата должна была принять решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным п.24 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе по подпунктам б,в,в.1,ж. На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № 3 от 28 июля 2020 года № 4/12 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением «Емельяновским районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» по многомандатному избирательному округу № 3» (л.д. 3-6).
В судебном заседании административный истец Малинина Ю.В., ее представитель Вахрушев С.А., действующий на основании доверенности от 13.08.2020, сроком на 1 год (л.д. 45), заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу №3 Дьяченко Е.В. в судебном заседании по заявленным исковым требованиям возражала, пояснив, что нарушений при регистрации кандидата ФИО2 допущено не было, в заявлении о согласии баллотироваться им были указаны все необходимые сведения, все необходимые документы были предоставлены им в Избирательную комиссию в полном объеме, заверены надлежащим образом, в связи с чем, оснований для отмены решения Избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2 не имеется.
Заинтересованное лицо ФИО2, его представитель ФИО8, действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании против заявленных исковых требований возражали, пояснили, что в заявлении о согласии баллотироваться им были указаны все необходимые сведения, все необходимые документы были предоставлены в Избирательную комиссию в полном объеме, заверены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Территориальной избирательной комиссии Емельяновского района Красноярского края, Избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район, Избирательной комиссии Красноярского края надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания посредством телефонограммы (л.д. 12,13,14), в судебное заседание не явились.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает требования Малининой Ю.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 (ред. от 21.11.2019) "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (подписан Губернатором Красноярского края 16.10.2003) обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов представительного органа муниципального образования, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных образований, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что решением Емельяновского поселкового совета депутатов от 15 июня 2020 года №41-316-Р, назначены выборы депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов на 13 сентября 2020 года ( л.д. 51).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 этого Федерального закона.
28 июля 2020 года Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу №1 принято решение № 4/12 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов, выдвинутый избирательным объединением «Емельяновским районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» по многомандатному избирательному округу № 3.
В соответствии с ч.10 ст. 239 КАС РФ, ч.4 ст. 240 КАС РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
В силу пункта 6 статьи 76 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Малинина Ю.В., являясь кандидатом в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № 3, на основании решения Избирательной комиссии №6/18 от 05 августа 2020 года, в установленный законом десятидневный срок обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Оценивая доводы представителя истца о том, что в выписке из протокола заседания Местного политического совета Емельяновского районного местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 17 июля 2020 года, о выдвижении кандидата ФИО2 не указан адрес места проведения заседания, что является одним из оснований для отмены решения Избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 13 июля 2020 года в Избирательную комиссию поступило уведомление о том, что 17 июля 2020 года в 15-00 часов по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, птг. Емельяново, ул. Московская, дом 155, состоится заседание Местного политического совета по вопросу выдвижения кандидата ФИО2 на выборах депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края шестого созыва, с приглашением принять участие в указанном заседании Местного политического совета (л.д. 51).
О том, что данное уведомление поступило в Избирательную комиссию 13 июля 2020 года (вх. №8) и членам избирательной комиссии было известно о времени, дате и месте проведения заседания Местного политического совета, в судебном заседании подтвердила представитель ответчика Избирательной комиссии Дьяченко Е.В., пояснив, что участие члена Избирательной комиссии в заседании Местного политического совета по вопросу выдвижения кандидатов на выборах депутатов, не является обязательным.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что членам Избирательной комиссии достоверно было известно о времени, дате и месте проведения заседание Местного политического совета по вопросу выдвижения кандидата ФИО2 и отсутствие в представленной в Избирательную комиссию выписке сведений о месте проведения заседания, не может являться основанием для отмены решения Избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2
В соответствии с ч.2 ст. 23 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.7 статьи 26 настоящего Закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что в заявлении о согласии баллотироваться ФИО2 указал дату рождения, место рождения, адрес места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, ИНН, гражданство - РФ, профессиональное образование, с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания, реквизитов документа об образовании и о квалификации, указал, что является пенсионером, указал на отсутствие судимости, а также о принадлежности к политической партии.
Таким образом, в заявлении о согласии баллотироваться приведены все необходимые сведения в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и части 2 статьи 23 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411.
При этом, доводы представителя истца о нарушении ФИО2 требований избирательного законодательства в части неполноты указания сведений в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, о месте рождения (не указан район), наименования органа, выдавшего паспорт (не соответствует записи в паспорте), указания организации, осуществляющей образовательную деятельность (вместо правильного Красноярский сельскохозяйственный институт, указано Красноярский сельхозинститут), суд полагает несостоятельными, поскольку необходимость указания данных сведений в заявлении обусловлена установлением личности кандидата. Данные недостатки при оформлении заявления не повлияли и не могли повлиять на установление личности кандидата ФИО2 Указание ФИО2 в заявлении сведений о дополнительном образовании, также не является снованием отказа в регистрации кандидата.
Кроме того, запись, внесенную ФИО2 в данное заявление об организации, осуществляющей образовательную деятельность - Красноярский сельхозинститут, вместо правильного - Красноярский сельскохозяйственный институт, суд расценивает как техническую ошибку.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи 33, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 23 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411.
Кроме того, в соответствии с частью 5.2 статьи 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23, пунктах 5 и 5.1 статьи 24 настоящего Закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, представляют в соответствии с пунктом 9 статьи 24 настоящего Закона в соответствующие избирательные комиссии следующие документы: удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Из материалов дела следует, что в установленном законом порядке ФИО2 к заявлению о согласии баллотироваться приложены все установленные законом документы, что подтверждается личным делом кандидата.
В том числе заинтересованным лицом предоставлены следующие заверенные кандидатом документы: копия паспорта на 6 л.; копия документов об образовании на 1 л.; копия пенсионного удостоверения; документ, подтверждающий сведения о том, что кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (справка); копия документа о государственной регистрации некоммерческой организации; решение органа политической партии о создании местного отделения партии, его переименовании; решение органа политической партии о согласовании кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты; решение органа политической партии о выдвижении кандидата; уведомление о том, что кандидатом не будет создаваться избирательный фонд и проводиться финансирование своей избирательной компании.
Как следует из представленных в материалы дела документов и установлено в судебном заседании, перечень документов, прилагаемый к заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, предусмотренный Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ и Законом Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411, кандидатом ФИО2 был представлен в полном объеме, представленные копии документов заверены им собственноручно.
Доводы представителя истца о том, что копия паспорта ФИО2 была заверена ненадлежащим образом, поскольку заверительная надпись не соответствует ГОСТу, а именно, на копии паспорта имеется подпись без указания фамилии, инициалов и даты заверения, суд полагает несостоятельными, поскольку избирательное законодательство не содержит требований к способу заверения кандидатом копий представляемых документов и положений о последствиях в виде отказа в регистрации кандидата за несоблюдение какого-либо из способов их заверения, доводы административного иска о нарушении правил заверения копий документов не могут свидетельствовать о незаконности решения Избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Глава 24 названного кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права, в том числе, путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) регистрации кандидата, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.
Учитывая, что доводы истца и ее представителя не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для отмены решения о регистрации кандидата ФИО2, судом признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, а заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Малининой Ю.В. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № 3 о признании незаконным и отмене решения от 28 июля 2020 года № 4/12 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением «Емельяновским районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» по многомандатному избирательному округу № 3», отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья И.Ю. ХомченкоМотивированное решение изготовлено 10-00 часов 18 августа 2020 года.
Решение не вступило в законную силу.