Дело № 2а-402/2021
УИД:86RS0018-01-2021-000701-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Назарука Р. В.
при секретаре Яцына Е. С.
с участием представителя истца – заместителя прокурора Кондинского района Новосёлова Д. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-402/2021 по административному исковому заявлению прокурора Кондинского района к администрации сельского поселения Половинка о признании незаконным бездействия, обязании произвести постановку на кадастровый учёт и регистрацию права муниципальной собственности на колодцы общего пользования, исследование воды, чистку, дезинфекцию и промывку колодцев,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кондинского района обратился в Кондинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Половинка (далее администрация сп. Половинка) о признании незаконным бездействия, обязании произвести постановку на кадастровый учёт и регистрацию права муниципальной собственности на колодцы общего пользования, исследование воды, чистку, дезинфекцию и промывку колодцев.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки прокуратурой Кондинского района требований законодательства о водоснабжении при содержании и эксплуатации систем нецентрализованного водоснабжения установлено, что в муниципальном образовании сп. Половинка сети централизованного водоснабжения отсутствуют, обеспечение населения питьевой водой осуществляется с использованием объектов нецентрализованного водоснабжения – 27 колодцев общего пользования, расположенных по <адрес>. В нарушение п. 3-4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.3 ст. 1, п. 13 ст. 2, ч.9 ст. 7, ч.12 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч.1 и 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 5.7, 6.5, 6.6, 6.7 СанПин 2.1.4.1175-02, ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные 27 колодцев общего пользования сп. Половинка на кадастровый учёт не поставлены, в собственность муниципального образования сп. Половинка не оформлены, мероприятия по их содержанию, в части исследования воды на соответствие требованиям СанПин, чистка, дезинфекция и промывка колодцев не проведены. По фактам выявленных нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в администрацию сп. Половинка внесено представление, однако до настоящего времени мероприятия по оформлению в муниципальную собственность 27 колодцев общего пользования сп. Половинка, а также по исследованию воды на предмет соответствия её требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства не проведены, меры по очистке, дезинфекции и промывке колодцев не приняты, что свидетельствует о ненадлежащей организации нецентрализованного водоснабжения на территории муниципального образования и нарушение прав его жителей на обеспечение качественной питьевой водой.
Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации сп. Половинка по постановке на кадастровый учёт и регистрации права муниципальной собственности на 27 колодцев общего пользования сельского поселения Половинка, по проведению исследования воды в 27 колодцах и обязать в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести постановку на кадастровый учёт и регистрацию права муниципальной собственности на 27 колодцев общего пользования сельского поселения Половинка, провести исследование воды в 27 колодцах общего пользования сельского поселения Половинка, а также по результатам санитарно-эпидемиологического исследования воды в 27 колодцах провести чистку, дезинфекцию и промывку колодцев в которых будет выявлено несоответствие воды требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В суд представитель административного ответчика не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, возражений по существу иска не представил, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика.
В суде представитель истца Новоселов Д. Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, … если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 3,4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно п. 13 ст. 2, ч.9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нецентрализованная система холодного водоснабжения – сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц. В случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Аналогичные требования предусматривались действующим до 01.01.2017 порядком, предусмотренным п. 1.2 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в муниципальном образовании сп. Половинка сети централизованного водоснабжения отсутствуют, обеспечение населения питьевой водой осуществляется с использованием объектов нецентрализованного водоснабжения – 27 колодцев общего пользования, расположенных в <адрес>. Данные объекты нецентрализованного водоснабжения не имеют собственника, что подтверждается ответом администрации сп. Половинка от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статей 18,19 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населённых пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должны быть безопасной и безвредной, а лица, осуществляющие эксплуатацию нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.
Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 25.11.2002 № 40 (далее СанПин 2.1.4.1175-02).
Согласно пунктам 1.3, 1.4, 5.7 СанПин 2.1.4.1175-02 нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путём устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования. Чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств производится за счет средств органов местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона №131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по осуществлению мер по обеспечению водоснабжения с их финансовыми возможностями.
На основании изложенного, возложение обязанности на администрацию сп. Половинка исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по обеспечению надлежащего водоснабжения поселения может быть обеспечено судебным решением.
Указанные в исковом заявлении 27 колодцев, являются источниками нецентрализованного водоснабжения сп. Половинка. Их бесхозяйный статус, отсутствие системы надлежащей эксплуатации, не исключает возможности загрязнения колодцев, имеется угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путём, отравлений, что ставит под угрозу право неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья. Следовательно, бездействие администрации сельского поселения по принятию в муниципальную собственность указанных колодцев, а также по проверке качества питьевой воды, чистке, дезинфекции и промывке нарушает права неопределенного круга лиц граждан, проживающих в п. Половинка на обеспечение качественной питьевой водой.
Эти обстоятельства суд расценивает как подтверждающие обоснованность заявленного иска и основания для его удовлетворения.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Прокурор просит суд установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем при определении сроков исполнения решения суд учитывает принцип разумности, в который обязанное лицо по решению суда имеет реальную возможность исполнить решение суда.
В связи с этим, учитывая требования прокурора, характер спорного правоотношения, необходимость изыскания денежных средств на устранение выявленных нарушений, объемов работ, суд считает возможным установить срок – в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
По мнению суда, указанный срок обеспечит баланс прав и законных интересов сторон, отвечает требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивает существа гарантированных прав лиц, участвующих в деле.
Оснований для взыскания судебных расходов с ответчика, освобожденного от уплаты государственной пошлины, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Кондинского района удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Половинка по постановке на кадастровый учёт и регистрации муниципальной собственности на 27 колодцев общего пользования сельского поселения Половинка, а также по проведению исследования воды в 27 колодцах общего пользования сельского поселения Половинка.
Обязать администрацию сельского поселения Половинка в течение года со дня вступления в законную силу решения суда произвести постановку на кадастровый учёт и регистрацию права муниципальной собственности на 27 колодцев общего пользования сельского поселения Половинка, расположенных в <адрес> и провести исследование воды в данных 27 колодцах.
Обязать администрацию сельского поселения Половинка в течение года со дня вступления в законную силу решения суда по результатам санитарно-эпидемиологического исследования воды в 27 колодцах общего пользования сельского поселения Половинка провести чистку, дезинфекцию и промывку колодцев, в которых будет выявлено несоответствие воды требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию сельского поселения Половинка направить сообщение об исполнении данного решения суда в Кондинский районный суд и прокурору Кондинского района.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированная часть решения изготовлена 13 сентября 2021 года.
.
.
Председательствующий: Р. В. Назарук