Решение по делу № 3а-809/2019 от 17.10.2019

Дело № 3а-809/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 декабря 2019 года г. Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Паламар А.И.,

с участием представителей административного ответчика Архангельского областного Собрания депутатов Чувашевой О.А. и административного ответчика губернатора Архангельской области Андреечева И.С., а также прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,

в отсутствие административного истца Могилевского В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Могилевского В.А. о признании недействующими отдельных положений закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области»,

установил:

решением Архангельского областного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ принят закон Архангельской области № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области» (далее по тексту – закон Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ).

Закон Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ предусматривает право лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области, и лиц, замещавших должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области, на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо к пенсии, назначенной в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также определяет порядок назначения, расчета, индексации и выплаты данной пенсии.

Действующая редакция закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ в оспариваемой части создана законом Архангельской области от 23 декабря 2016 года № 511-31-ОЗ «О внесении изменений в отдельные областные законы в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», опубликованным ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в печатном издании «<данные изъяты>» за 2016 год.

Могилевский В.А. обратился в суд с административным иском о признании недействующим закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ в той части, в которой пенсия за выслугу лет муниципальным служащим устанавливается к сумме страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также в части используемого в тексте данного областного закона словосочетания «страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии».

В обоснование административного иска ссылается на то, что оспариваемые положения противоречат положениям пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ограничивают предусмотренное федеральным законодательством право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Административный истец Могилевский В.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о проведении судебного заседания в свое отсутствие.

Представители административного ответчика Архангельского областного Собрания депутатов Чувашева О.А. и административного ответчика губернатора Архангельской области Андреечев И.С., возражая против удовлетворения административного иска, пояснили, что нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются, принят в пределах предоставленных органам государственной власти Архангельской области полномочий с соблюдением установленной процедуры, действующему федеральному законодательству не противоречит.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Загвоздиной Н.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что Могилевский В.А. с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к данной пенсии. Постановлением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении пенсии за выслугу лет Могилевскому В.А.» с ДД.ММ.ГГГГ. ему как лицу, замещавшему должность муниципальной службы (<данные изъяты>), установлена пенсия за выслугу лет, исчисленная как <данные изъяты>% месячного денежного содержания по ранее занимаемой должности муниципальной службы за вычетом сумм страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к данной пенсии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Могилевский В.А. имеет право на обращение в суд с рассматриваемым административным иском.

Разрешая возникший спор по существу, суд исходит из следующего.

В силу пунктов «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

При отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях, когда в федеральном законе те или иные общественные отношения не урегулированы, законодатель субъекта Российской Федерации, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года № 3-П, от 3 ноября 1997 года № 15-П и от 15 декабря 2003 года № 19-П).

В силу пункта 12 части 1 статьи 11, пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

При этом одним из принципов нормативного регулирования правоотношений, связанных с поступлением на муниципальную службу, является взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается, в том числе, посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца (пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Так, в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному федеральному закону (пункт 4 статьи 7 указанного федерального закона).

Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О накопительной пенсии» и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

К числу страховых пенсий, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на выплату которых установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», относятся страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 указанного федерального закона). Одновременно с ее назначением к страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в порядке и в размере, предусмотренном статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, лицо, имеющее право на назначение страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности одновременно с выплатой такой пенсии получает и фиксированную выплату к страховой пенсии. Как отдельная, самостоятельная мера социальной поддержки при отсутствии права на выплату соответствующего вида страховой пенсии фиксированная выплата не назначается.

Введенное законом Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ, отдельные положения которого оспариваются, правовое регулирование, в соответствии с которым размер выплачиваемого за счет средств местного бюджета пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований, определяется в процентном соотношении к месячному денежному вознаграждению по ранее занимаемой должности за вычетом сумм страховой пенсии по старости либо по инвалидности и фиксированной выплаты к такой страховой пенсии соответствует принципу взаимосвязи государственной и муниципальной службы в части соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.

Так, соответствующее правовое регулирование введено Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (статья 14), законом Архангельской области от 4 апреля 1996 года № 40-22-ОЗ «О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Архангельской области, должности государственной гражданской службы Архангельской области» (статья 1).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что закон Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ в оспариваемой административным истцом части соответствует положениям пункта 6 статьи 5, части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Проверяя обстоятельства, предусмотренные пунктом 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отмечает, что форма и вид, а также процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, что следует из представленных суду материалов, административным истцом не оспаривается.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приложения закона Архангельской области от 16 апреля 1998 г. № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области» федеральному законодательству не противоречат, в связи с чем не подлежат признанию недействующими.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления Могилевского В.А. не имеется.

В силу указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации - http://pravo.gov.ru.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Могилевского В.А. о признании недействующим закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области» в той части, в которой он предусматривает, что пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области назначается к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также в части используемого в тексте указанного нормативного правового акта словосочетания «страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии».

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации - http://pravo.gov.ru.

На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 декабря 2019 г.

Судья Н.В. Лобанова

17.10.2019Регистрация административного искового заявления
17.10.2019Передача материалов судье
18.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2019Предварительное судебное заседание
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2020Предварительное судебное заседание
21.11.2019Судебное заседание
28.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее