Дело 12-31/2016
РЕШЕНИЕ
c. Выльгорт 31 марта 2016 года
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Семенов В.С.,
при секретаре Старцевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» (далее – ООО «СЗЛТ») на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 9 от 15 января 2016 года, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 9 от 15 января 2016 года ООО «СЗЛТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Северо-Западный лесной терминал» обратилось в Сыктывдинский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой указано, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением процессуальных норм, поскольку событие административного правонарушения наступило раньше чем договор «О передаче прав и обязанностей» по договору аренды лесного участка № от <дата> прошел государственную регистрацию и вступил в законную силу 17 июля 2015 года, кроме того, указывает на то, что с момента совершения административного правонарушения 30 июня 2015 года до составления протокола об административном правонарушении 17 декабря 2015 года прошло более 5 месяцев, просит отменить состоявшееся постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ООО «Северо-Западный терминал» Кирушев Н.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Минприроды Республики Коми, должностное лицо которого вынесло обжалуемое постановление, будучи извещенное надлежащим образом о судебном заседании своего представителя не направило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
В ходе производства по делу установлено, что между Комитетом лесов Республики Коми (далее - Арендодатель) и ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» (далее - ООО «СЛПК») заключен договор аренды лесного участка от <дата> № (Далее - договор аренды). В соответствии с данным договором аренды Арендатору передан в аренду лесной участок площадью <данные изъяты> га, расположенный на территории ГУ «<данные изъяты> лесничество» в квартале <данные изъяты> <данные изъяты> участкового лесничества, в кв. <данные изъяты> <данные изъяты> участкового лесничества с целью заготовки древесины.
В соответствии с п.п. 4.4.1 Договора аренды Арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и нормативными правовыми актами и настоящим договором.
Согласно п.п. 4.4.10. договора аренды лесного участка № от <дата> арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на условиях, в объемах и в сроки которые указаны в соглашении, заключенному в соответствии с Проектом освоения лесов за счет средств арендатора.
В соответствии с дополнительным соглашением № от <дата> и № от <дата> об объемах, защите и воспроизводству лесов в 2015 году на арендуемом лесном участке, предоставленном согласно договора аренды № от <дата>, ООО «СЛПК» должен был провести мероприятия по искусственному лесовосстановлению в объеме 21,5 га до 20 июня 2015 года (открытая корневая система).
01 июня 2015 года между ООО «СЛПК» и ООО «СЗЛТ» заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № от <дата>. В соответствии с настоящим договором ООО «СЛПК» передает, а ООО «СЗЛТ» принимает права и обязанности арендатора по Договору аренды лесного участка от <дата> №. Указанный договор зарегистрирован 17 июля 2015 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми №.
28 октября 2015 года в адрес Комитета лесов Республики Коми от ООО «СЗЛТ» поступило ходатайство № от 12 октября 2015 года о переносе срока выполнения мероприятия по искусственному лесовосстановлению в объеме 21,5 га на весну 2016 года. Рассмотрев ходатайство, Комитет лесов Республики Коми отказал в переносе сроков на весну 2016 года в письме № от 06 ноября 2015 года.
17 декабря 2015 года Государственный лесным инспектором Республики Коми, государственным инспектором Республики Коми по пожарному надзору в лесах, инженера по охране и защите Самохваловой Ю.А. за нарушение условий договора аренды от <дата> № лесного участка в отношении юридического лица «ООО «Северо-Западный лесной терминал» составлен протокол № об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
15 января 2016 года в отношении ООО «СЗЛТ» начальником отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осиповым А.И. было вынесено постановление № 9 от 15 января 2016 года о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40000 рублей. Вынесенным постановлением признано, что обществом допущено использование лесов с нарушением условий договора аренды от <дата> №, выразившееся в невыполнении мероприятия по искусственному лесовосстановлению в объеме 21,5 га до 20 июня 2015 года. Временем совершения правонарушения признано 20 июня 2015 года - срок, установленный дополнительным соглашением № от 21 июля 2015 года.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Таким образом, договор от 01 июня 2015 года между ООО «СЛПК» и ООО «СЗЛТ» о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № от <дата> подлежит обязательной государственной регистрации.
Из положений ч. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации, а в силу ч. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как следует из ч. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Договор между ООО «СЛПК» и ООО «СЗЛТ» подлежал регистрации в силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из вышеприведенных положений Гражданского кодека Российской Федерации и Закона следует, что права и обязанности по договору аренды лесного участка № от <дата> перешли к ООО «СЗЛТ» с момента государственной регистрации от 01 июня 2015 года между ООО «СЛПК» и ООО «СЗЛТ» о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № от <дата>, то есть с 17 июля 2015 года.
Таким образом, учитывая, что на момент совершения правонарушения (20 июня 2015 года) ООО «СЗЛТ» не могло нести обязанностей, вытекающих из договора аренды лесного участка № от <дата>, состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях ООО «Северо-Западный терминал» отсутствует.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 9 от 15 января 2016 года, вынесенное в отношении ООО «СЗЛТ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
решил:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» удовлетворить.
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 9 от 15 января 2016 года, вынесенное в отношении ООО «Северо-Западный лесной терминал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.С. Семенов