Дело № 3а-50/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2020 г. гор. Мурманск

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Тихоновой Ж.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Дудка Виктории Викторовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости,

установил:

Дудка В.В. обратилась с административным исковым заявлением к Правительству Мурманской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости.

В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью 6 864 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: здравоохранение, расположенного по адресу: ...

По результатам государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * была определена в размере 38737189 рублей 92 копейки.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25.11.2016 № 585-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области».

Между тем, согласно отчету ООО «***» № 61 от 18 мая 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет 5932000 рублей.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер налоговых платежей, то увеличение кадастровой стоимости затрагивает права и законные интересы административного истца.

Просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером * в размере его рыночной стоимости 5932000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

В судебное заседание административный истец Дудка В.В. извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, её представитель на основании ордера адвокат Чекстер А.В. в судебном заседании до объявления перерыва заявленные требования поддержал, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2016 года в размере равном его рыночной стоимости – 5932000 рублей.

Представитель административного ответчика Правительства Мурманской области по доверенности Дорохова М.А. в судебном заседании не возражала по существу спора.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве оставил вопрос об установлении кадастровой стоимости земельного участка на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления (л.д.210-211).

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Мурманской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 231-232).

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля Васильева С.В., обладающего специальными познаниями в области оценки, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В судебном заседании установлено, что Дудка В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью 6864+/-29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: здравоохранение, расположенного по адресу: ... (л.д. 224-227).

На указанном земельном участке расположен объект незавершенного строительства - инфекционный корпус на 40 коек, степень готовности 40 %, принадлежащий Дудка В.В.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок кадастровым номером * поставлен на кадастровый учет 2 июня 2015 года (л.д. 224-227).

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 22 июня 2020 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет 38737189 рублей 92 копейки. (л.д. 228).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области».

Из содержания постановления Правительства Мурманской области и приложений к нему видно, что кадастровая стоимость земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером * определена по состоянию на 01 января 2016 года в вышеуказанном размере.

Оценка стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Мурманской области осуществлялась в соответствии с главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», на основании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков №01-КО-16, который прошел экспертную проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановление Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585-ПП как нормативный правовой акт не оспаривается, равно как и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.

Вместе с тем, суд полагает, что административный истец вправе оспорить результаты кадастровой стоимостиземельного участка, поскольку применение кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка для целей налогообложения имеет преимущественное значение, и это следует из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В качестве доказательства, подтверждающего действительный размер рыночной стоимости спорного земельного участка административным истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненный ООО «***».

Согласно отчету ООО «***» № 61 от 18 мая 2020 года рыночная стоимостьземельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2016 года составляет 5932000 рублей.

Доводы заинтересованного лица администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района о несоответствии представленного отчета ООО «*** № 61 от 18 мая 2020 г. требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки являются несостоятельными, опровергаются материалами дела и показаниями свидетеля В.С.В.

Так, из содержания отчета ООО «***» № 61 от 18 мая 2020 г. следует, что оценка определялась индивидуально для конкретного земельного участка, с учетом его специфических индивидуальных характеристик, сравнительным подходом к оценке методом «сравнения продаж», для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков в Мурманской области на дату оценки. На различия между объектами оценки и тремя объектами-аналогами применены соответствующие корректировки и на основе полученных результатов оценщик определил итоговую стоимость земельного участка. Характеристики объектов-аналогов представлены в таблицах сравнения.

Оценщик проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений. Вносимые корректировки имеют обоснование.

В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Кроме того, в отчетах приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком (л.д. 10-177).

Выводы оценщика мотивированы, соответствуют нормам Федерального закона от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Кроме того, свидетель В.С.В. являющийся кадастровым оценщиком отдела государственной кадастровой оценки ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» и специалистом в области оценки объектов недвижимости, в судебном заседании подтвердил, что представленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *, выполненный ООО «*** № 61 от 18 мая 2020 г. соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Также свидетель В.С.В. пояснил, что, оценщиком верно проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по ценообразующим факторам. Отметил, что на рынке недвижимости Мурманской области не имеется объектов-аналогов с аналогичным видом разрешенного использования объекта оценки - «здравоохранение».

Примененные корректирующие коэффициенты технически рассчитаны верно и им дано полное обоснование. Определенная в отчете рыночная стоимость в отношении оцениваемого земельного участка в размере 5932000 рублей может быть признана достоверной и соответствует средней рыночной стоимости земельных участков с данными видами разрешенного использования в г. Кандалакша.

Таким образом, обстоятельств, дающих основание сомневаться в объективности и достоверности отчета, судом не установлено.

Оформление и содержание указанного отчета соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Выводы оценщика объективно не опровергнуты, достоверных данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка, суду не представлено.

Ходатайств о назначении судебной экспертизы суду не поступало.

При таком положении следует признать рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года с кадастровым номером * в размере, определенном в отчете ООО «***» № 61 от 18 мая 2020 г. в размере 5932000 рублей, достоверной.

Сопоставляя кадастровую стоимость указанного земельного участка с его рыночной стоимостью, суд признает, что эти стоимостные величины существенно различаются, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость участка.

Учитывая, что налоговые обязательства истца, в частности по уплате земельного налога, прямо зависят от величины кадастровой стоимости земельного участка, обоснованное определение кадастровой стоимости, очевидно, затрагивает его права, следовательно, административный истец вправе требовать уточнения указанного значения.

Возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости законом допускается (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Право административного истца оспорить результаты определения кадастровой стоимости предусмотрено нормами статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Административный истец Дудка В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением 10 июня 2020 года.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленное требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 174, 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ *, ░░░░░ ░░░░░░░░ 6864+/-29 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5932000 (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░10 ░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-50/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ДУДКА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
Правительство Мурманской области
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области
Чекстер А.В.
Администрация МО г.п. Кандалакша Кандалакшского района МО
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Тихонова Жанна Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация административного искового заявления
10.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.06.2020Предварительное судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
28.08.2020Дело передано в архив
10.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее