РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
С.Магарамкент 18.08. 2015 года.
Магарамкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Арабова Г.Я. при секретаре Раджабове ФИО9., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску главы МО СП «село Самур» Магарамкентского района к Тагирову ФИО10 о признании незаконным действий ответчика по самовольному занятию земельного участка площадью 160 кв. метров, принадлежащего администрации МО СП «село Самур» и истребовании данного земельного участка из его незаконного владения в пользу администрации селения Самур,
УСТАНОВИЛ:
Глава МО СП « село Самур» Магарамкентского района Раджабов ФИО11 обратился в суд с иском к Тагирову ФИО12 о признании незаконным действий ответчика по самовольному занятию земельного участка площадью 160 кв. метров, принадлежащего администрации МО СП «село Самур» и истребовании данного земельного участка из его незаконного владения в пользу администрации селения Самур.
В судебном заседании глава МО СП «село Самур» Магарамкентского района Раджабов ФИО13. исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям. По обстоятельствам дела он пояснил, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РД от 29.03.2011 г. в собственности МО СП «село Самур» находится земельный участок площадью 4207,9 кв.м., выделенный для объекта культуры села. Рядом с данным участком расположен земельный участок площадью 154 кв.м., выделенный ответчику в собственность.
Ответчик, не ограничившись тем, что ему выделен указанный земельный участок для использования в коммерческих целях, самовольно захватил часть территории земельного участка, принадлежащего администрации села и произвел там вспашку. Ориентировочно, площадь самовольно захваченного земельного участка составляет 160 кв.м. При этом он снес часть ограждения, которым была установлена граница земельного участка, принадлежащего администрации села и установил свои ограждения, закрыв доступ туда для посторонних лиц. На неоднократные требования со стороны руководства администрации села, со стороны руководства района, куда обратились возмущенные жители с. Самур, последний не реагирует и по настоящее время продолжает незаконно пользоваться данным участком земли.
В соответствии со ст.261 4. ч. 1 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землепользованию.
В соответствии с ч.3 данной статьи собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии со ст.264 ч.3 ГК РФ владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом законодательство РФ прямо указывает на то, что собственник земельного участка не должен нарушать права и интересы владельцев соседних участков. Какого - либо договора о предоставлении ответчику части территории земельного участка, принадлежащего администрации МО СП «село Самур», не имеется.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на землю подлежит восстановлению в случае самовольного захвата земельного участка. В этом случае, в соответствии с данной нормой, нарушение права восстанавливается путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного истец просит суд признать действия ответчика - Тагирова ФИО14. незаконными, заключающимися в самовольном занятии земельного участка площадью 154 кв.м., принадлежащего администрации МО СП «село Самур» и обязать ответчика возвратить данный участок администрации МО СП «село Самур».
Ответчик Тагиров ФИО15 исковые требования не признал, и, возражая против исковых требований, пояснил, что ему 19 марта 2012 года постановлением и.о. главы администрации Магарамкентского района был выделен земельный участок в селении Самур для использования в целях коммерческой деятельности общей площадью 0,0154 га. Границы земельного участка на местности ему указывал работник земельной службы администрации Магарамкентского района. На основании данного постановления он провел межевание земельного участка в размере 154 кв. метра. и получил свидетельство о государственной регистрации прав на данный земельный участок. В настоящее время после подачи иска в суд администрацией селения Самур об освобождении земельного участка он снял ограждение и освободил земельный участок до разрешения спора в судебном порядке. Иск администрации села Самур об освобождении земельного участка он не признает, так как ему также земля была выделена на законных основаниях.
С учетом характера подлежащего разрешению земельного спора судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены к рассмотрению дела Магарамкентский филиал «Земельно-кадастровой палаты» Республики Дагестан и Магарамкентский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан.
Представители третьих лиц, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Выслушав в судебном заседании истца, ответчика и изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Юридически значимыми обстоятельствами разрешаемого земельного спора суд считает установление того, какие субъективные права на земельные участка принадлежат сторонам, какими правоустанавливающими документами они удостоверены, поскольку судебной защите подлежит лишь нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы. В связи с этим необходимо выяснить следующие юридически значимые обстоятельства: соблюдены ли требования земельного законодательства администрацией Магарамкентского района при выделении земельного участка в собственность Тагирову ФИО16, сформирован ли спорный земельный участок как самостоятельный объект, поставлен ли на кадастровый учет, проведена ли его регистрация, имеются ли индивидуализирующие сведения, позволяющие определенно установить местонахождение и характеристики указанного земельного участка и в зависимости от этого установить, правомерны ли действия Тагирова ФИО17 по огораживанию и использованию земельного участка в размере 154 кв. метра и нарушены ли его действиями права администрации селения Самур Магарамкентского района РД.
Как следует из текста постановления №161 от 19.03.2012 года администрации Магарамкентского района «о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданину Тагирову ФИО18, проживающему в селении Самур», временно исполняющий обязанности главы администрации Магарамкентского района Мурадалиев ФИО19. постановил: предоставить гр-ну Тагирову ФИО20 в собственность земельный участок из земель населенных пунктов находящийся по адресу (имеющий ориентиры): сел. Самур, далее Участок, для использования в целях коммерческой деятельности общей площадью 0,0154 га. Гр.Тагирову ФИО21 обеспечить государственную регистрацию прав на Участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Вышеуказанное постановление администрации Магарамкентского района суд считает не соответствующими земельному законодательству Российской Федерации и Республики Дагестан.
Из содержания искового заявления и объяснений сторон следует, что между сторонами возник спор по местоположению земельного участка выделенного Тагирову ФИО22 постановлением главы администрации муниципального района.
Как следует из текста данного постановления о выделении земельного участка Тагирову ФИО23, земельный участок, выделяемый последнему, перед выделением сформирован не был.
В судебном заседании в качестве доказательства наличия в собственности муниципального образования СП «село Самур» земельного участка категории земель населенных пунктов – для объектов культуры, площадью 4207, 9116 квадратных метра на территории селения Самур Магарамкентского района истец представил свидетельство о государственной регистрации права серии 05-АА №379274 от 29.03.2011 года. Он же представил кадастровый паспорт на данный земельный участок от 18.12.2008 года за № 05: 10: 000003-854.
Земельный участок Тагирова ФИО24 на кадастровый учет поставлен условно без определения геодезических координат. Кадастровый паспорт на выделенный ему земельный участок размером 154 кв. метра Тагиров ФИО25 в суде не представил.
В силу ст. 304 и 305 ГК РФ собственник или лицо имеющие право на имущество на основании закона или договора может требовать устранения всяких нарушений его права.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 68 и ч.2 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство, одним из мероприятий которого является установление границ земельного участка на местности, проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами. В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ № 78-ФЗ от 18 июня 2001 года «О землеустройстве» землеустройство проводится в обязательном порядке в случае предоставления земельных участков.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившего в законную силу с 01 марта 2008 года, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 ч. 2 ст. 7 названного ФЗ сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 1 вышеуказанного ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки (право собственности на землю) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются свидетельством о государственной регистрации прав в соответствии со ст. 14 вышеназванного ФЗ.
Таким образом, с учетом положений ч. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», существование земельного участка как недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждается моментом постановки земельного участка на кадастровый учет.
Судом на основании исследования правоустанавливающих документов администрации селения Самур и жителя села Тагирова ФИО26. установлено, что земельный участок администрации в размере 4207.9116 кв. метров с кадастровым номером 05: 10: 000003:854 был создан как объект недвижимости 18 декабря 2008 года (дата постановки его на кадастровый учет), а земельный участок Тагирова ФИО27 размером 154 кв. метра как объект недвижимости сформирован после его фактического произвольного выделения.
Согласно ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, аренды, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласно ст. 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что при выделении Тагирову ФИО28 земельного участка 154 кв. метров были нарушены требования 39,40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства.
Ст. 34 Земельного Кодекса РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Все вышеуказанные требования федерального земельного законодательства при выделении земельного участка Тагирову ФИО30 администрацией Магарамкентского района не выполнены. Земельный участок Тагирову ФИО29 выделен без сформирования и определения границ на местности.
При таких обстоятельствах суд считает, что действия Тагирова ФИО31 по произвольному и самостоятельному определению местоположения земельного участка на территории селения Самур и занятию им ранее сформированного и зарегистрированного земельного участка муниципального образования являются незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск администрации МО СП «село Самур» Магарамкентского района Республики Дагестан к Тагирову ФИО32 удовлетворить.
Признать действия Тагирова ФИО33 по огораживанию и использованию земельного участка в размере 154 кв.метра, принадлежащего администрации МО СП «село Самур» Магарамкентского района Республики Дагестан незаконными и обязать его возвратить огороженный им земельный участок по принадлежности администрации МО СП «село Самур» Магарамкентского района Республики Дагестан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в месячный срок со дня составления в окончательной форме.
Судья Арабов Г.Я.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 22 августа 2015 года.
Судья Арабов Г.Я.