Дело 2 - 513/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Старосубхангулово 24 ноября 2014 года
Бурзянский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего федерального судьи Нагимовой <данные изъяты>
с участием истца Усманова <данные изъяты> и его представителя – адвоката Усманова <данные изъяты>.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Хасановой <данные изъяты> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
при секретаре Исламовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Усманова <данные изъяты> к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ, о признании права на досрочную пенсию,
у с т а н о в и л:
Усманов <данные изъяты>. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> РБ и просит признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении ему пенсии в части не включения в педагогический стаж периоды его нахождения на курсах повышения квалификации и службы в рядах Советской Армии. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; ДД.ММ.ГГГГ.; с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>.; службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.. Признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Усманов <данные изъяты>С. полностью поддержал свои требования и пояснил, что он в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» имеет право на получение досрочной трудовой пенсии при наличии 25-летнего стажа педагогической деятельности. В связи с этим он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ему было отказано решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ года. В отказном решении указано, что стаж педагогической деятельности по предъявленным для назначения документам на ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 лет 4 месяца 10 дней. При этом, не засчитаны в стаж период его службы по призыву в Вооруженных силах Советского Союза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (из них с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участие в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической <адрес>), а также курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.. При этом считает, что согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" период службы по призыву в Вооруженных силах Советского Союза должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а именно, <данные изъяты>. по ДД.ММ.ГГГГ. из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы, а период участия в боевых действиях в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 день службы к 3 дням работы. На момент обращения на ДД.ММ.ГГГГ его педагогический стаж составил 26 лет 00 мес.4 дня. Просит признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении ему пенсии в части не включения в педагогический стаж периоды его нахождения на курсах повышения квалификации и службы в рядах Советской Армии. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с 12.02.1995г. по ДД.ММ.ГГГГ г.; с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ г.по ДД.ММ.ГГГГ г.. Признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Хасанова <данные изъяты> действующая по доверенности иск не признала и пояснила, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается в соответствие с пп. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ. При определении права на досрочное пенсионное обеспечение и исчислении специального стажа применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в соответствие с пп. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и Списком профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. Вышеуказанными Правилами установлено, что в льготный стаж могут быть включены периоды ведения педагогической деятельности, включение в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации Правилами не предусмотрено. Включение в стаж педагогической деятельности периодов службы в рядах Советской Армии Правилами от ДД.ММ.ГГГГ № также не предусмотрено. Период службы в рядах Советской Армии засчитывался при условии ведения педагогической деятельности перед и непосредственно сразу после периода службы в одинарном исчислении, то есть 1 день службы как 1 день работы. Ссылки ответчика на Постановление Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» также необоснованны, поскольку положения Постановления учитываются при назначении пенсий и пособий военнослужащим, а не лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец Усманов <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии, из которых, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в составе ограниченного контингента СА в ДРА, что подтверждается военным билетом серии ГЛ № <данные изъяты> трудовой книжкой серии РОС № (<данные изъяты> справкой отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по городу Белорецк, Белорецкому и <адрес>м № от ДД.ММ.ГГГГ г., с указанием нахождения истца Усманова <данные изъяты>. на территории Демократической Республики Афганистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>). В периоды, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. находился на курсах повышения квалификации, что видно из копии обжалуемого решения № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и справки № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной МКУ Бурзянский РОО Администрации муниципального района <адрес> <данные изъяты> и не оспаривается в суде представителем ответчика Хасановой <данные изъяты>.
Согласно трудовой книжке, Усманов <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, работает учителем в МОБУ СОШ д. <адрес> РБ, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Усманов <данные изъяты>. обратился к ответчику - в ГУ УПФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако решением ГУ УПФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Истцу не засчитано в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в рядах Вооруженных Сил ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по 20.02.2008г.
Эти обстоятельства подтверждаются копией решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Между тем, статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 вышеуказанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В период срочной службы истца Усманова <данные изъяты>. в Вооруженных Силах ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил ФИО4.
При этом в силу п. 4 указанного Положения время работы, указанной в п.п. 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Учитывая то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Закона, следовательно, суд считает необходимым включить в специальный стаж истца период его срочной службы в Вооруженных Силах ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, т.е. 2 года 20 дней.
При этом необоснованными являются требования истца и его представителя о необходимости зачета данного периода в льготном исчислении со ссылкой на положения п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и подп. "г" п. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как указывалось выше, в период военной службы истца по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в котором отсутствовали нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы. Таким образом, в соответствии с действовавшим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил ФИО4 засчитывалась в специальный педагогический стаж при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
При этом абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы, к спорным правоотношениям не применим, поскольку не регулирует вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Постановление ЦК КПСС и ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", согласно подп. "а" п. 1 которого в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим один месяц службы засчитывается за три месяца службы на территории ДРА, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и не может применяться при исчислении специального педагогического стажа истца.
Таким образом следует отметить, что ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах, ни пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, включение в специальный стаж педагогической деятельности периода службы в Вооруженных Силах в льготном исчислении не предусмотрено.
Суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о включении в его специальный стаж периоды нахождения его на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 1 месяц 9 дней). Нахождение истца Усманова <данные изъяты>. на указанных курсах подтверждается самим обжалуемым решением и не оспаривалось в суде представителем ответчика Хасановой <данные изъяты>
Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Согласно п. 5 указанных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, из которой производились отчисления в пенсионный фонд.
Таким образом, с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, на момент обращения истца Усманова <данные изъяты>. - ДД.ММ.ГГГГ в УПФ в <адрес> РБ, педагогический стаж последнего составил только 22 года 06 месяцев и 09 дней, и поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд РФ, истец не выработал стаж более 25 лет, суд считает, что исковые требования Усманова <данные изъяты>. подлежат удовлетворению частично.
Доводы представителя ответчика Хасановой <данные изъяты> о том, что в педагогический стаж Усманова <данные изъяты>. не должны быть засчитаны спорные периоды его службы по призыву в Вооруженных силах Советского Союза и курсы повышения квалификации, суд считает необоснованными ввиду вышеизложенных обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Усманова <данные изъяты> к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ, о признании права на досрочную пенсию - удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении трудовой пенсии по старости в части отказа во включении в стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы Усманова <данные изъяты> в Вооруженных силах Советского Союза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 2 года 20 дней) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 1 месяц 9 дней) - незаконным.
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ включить Усманову <данные изъяты> в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период его службы по призыву в Вооруженных Силах ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 2 года 01 месяц 09 дней).
В остальной части иска, Усманову <данные изъяты> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Бурзянский районный суд РБ.
Председательствующий судья: К. П. Нагимова