дело 1 инстанции: №5-206/2024
РЕШЕНИЕ
11 апреля 2024 года город Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рузиевой Хадисамох Туйчибековны на постановление судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2024 года Рузиева Хадисамох Туйчибековна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Рузиева Х.Т. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление судьи районного суда отменить и принять по делу новое решение, признав Рузиеву Х.Т. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания только в виде административного штрафа в размере 40000 рублей. Указывает, что безосновательно привлечена к административной ответственности, поскольку не смогла покинуть территорию Российской Федерации ввиду проблем со здоровьем и прохождением лечения. Кроме этого, является беременной (22 недели) и на территории Российской Федерации проживает совместно с гражданским мужем. В связи с чем, назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает её права.
Рузиева Х.Т. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, явку защитника не обеспечила, с письменным заявлением об отложении слушания дела не обращалась, её явка обязательной в суд не признана, в связи с чем, в порядке статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в её отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон от 15 августа 1996 года №114-ФЗ), иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 05 апреля 2024 года в 12 часов 30 минут сотрудниками отдела по вопросам миграции отдела полиции №1 «Железнодорожный» КМВД России по городу Симферополю, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гагарина, 20, выявлена гражданка Республики Таджикистан - Рузиева Хадисамох Туйчибековна, которая нарушила режим пребывания на территории Российской Федерации, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока временного пребывания. Так, гражданка Республики Таджикистан Рузиева Хадисамох Туйчибековна согласно учётным данным ранее находилась на территории Российской Федерации с 28 апреля 2023 года по 09 октября 2023 года (165 дней), из которых с 26 июля 2023 года по 09 октября 2023 года (76 дней) с нарушением) пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Событие административного правонарушения, обстоятельства его совершения и виновность Рузиевой Х.Т. подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 05 апреля 2024 года №236 (л.д. 1); фактически письменными объяснениями самой Рузиевой Х.Т. (л.д. 5); копией паспорта Рузиевой Х.Т. – гражданина Республики Таджикистан (л.д. 7); сведениями из АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» (л.д. 10); справкой на лицо по ИБД-Ф (л.д. 11-12), а также другими материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведенным доказательствам в их совокупности судьёй районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности. Доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей в соответствии с требованиями закона, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения.
Нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, доказательства согласуются между собой.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нём отражены, событие административного правонарушения должным образом описано. Протокол составлен в присутствии Рузиевой Х.Т. с разъяснением ей процессуальных прав, предусмотренных статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, что подтверждается соответствующими подписями Рузиевой Х.Т. в протоколе об административном правонарушении (л.д. 1).
При составлении протокола об административном правонарушении Рузиевой Х.Т. было предоставлено право давать объяснения, которое ею было реализовано путём изложения пояснений на отдельном бланке (л.д. 5).
Кроме того, при производстве по делу в районном суде Рузиевой Х.Т. права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации также были разъяснены, о чём свидетельствует соответствующая расписка (л.д. 18), при этом, свои права при производстве по делу Рузиевой Х.Т. также реализовала в полном объёме, поскольку давала объяснения в районном суде, имела возможность заявлять ходатайства, пользоваться услугами защитника и другими правами, в связи с чем, положения статьи 48 Конституции Российской Федерации также не были нарушены.
Таким образом, нарушений прав Рузиевой Х.Т., гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, при производстве по делу не допущено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьёй районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Рузиевой Х.Т. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств наступления чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, которые препятствовали Рузиевой Х.Т. своевременно покинуть территорию Российской Федерации, или сделали невозможным её выезд с территории Российской Федерации, суду не представлено.
Правовых оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении, вопреки доводам жалобы, не усматривается, учитывая, что, как правильно указано судьёй районного суда, представленные медицинские документы не подтверждают объективную возможность выехать из РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено Рузиевой Х.Т. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Так, административное наказание в виде административного штрафа назначено Рузиевой Х.Т. в минимально предусмотренном санкцией нормы размере.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть, обусловлено характером правонарушения.
И обстоятельств, предусмотренных частью 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве основания для изменения назначенного Рузиевой Х.Т. административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации не усматривается.
Следует отметить, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в данном случае является соразмерным целям административного наказания и не является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни, поскольку на территории Российской Федерации у Рузиевой Х.Т. семьи, близких родственников, имеющих гражданство Российской Федерации, не имеется, как и не установлено наличие дохода, обеспеченности жильём, уплаты налогов.
При этом, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускается вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, однако, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Именно законность пребывания (проживания) мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
А ответственность и беспокойство за семью, за её сохранение и создание благоприятных условий существования и проживания с семьёй, обязывает, прежде всего, иностранного гражданина неукоснительно соблюдать законы страны пребывания путём легализации своего пребывания в установленном порядке, проявления уважения и признания законов страны пребывания, а не их игнорирование.
В силу изложенного, назначенное наказание является оправданным и направлено на то, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Данных об отсутствии у Рузиевой Х.Т. возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, при рассмотрении дела не представлено. Имеющиеся в материалах дела медицинские документы не свидетельствуют о невозможности получения Рузиевой Х.Т. необходимой медицинской помощи на территории её гражданской принадлежности.
Кроме того, само по себе оформление Рузиевой Х.Т. при въезде на территорию Российской Федерации 12 марта 2024 года миграционной карты не свидетельствует о соблюдении ею ранее установленного законом и разрешённого общего периода пребывания на территории Российской Федерации - девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, в связи с чем, применение к ней дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации не исключается.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по настоящему делу об административном правонарушении, в том числе статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Между тем, постановление судьи подлежит изменению в части разъяснения в постановлении порядка исполнения административного штрафа, поскольку согласно части 1.1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении, а не в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, как это указано в постановлении.
Согласно пункту 2 части статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
решил:
постановление судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рузиевой Хадисамох Туйчибековны изменить в части разъяснения в постановлении порядка исполнения административного штрафа, указав, что согласно части 1.1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
В иной части постановление судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2024 года оставить без изменения, жалобу Рузиевой Хадисамох Туйчибековны - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>