Дело № 2-2474/2024
УИД: 50RS0052-01-2024-000780-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2024 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Левченко М.Б.,
при секретаре судебного заседания Барановой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щёлковского городского прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов к Администрации городского округа Щёлково Московской области об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, внесении изменения в сведения ЕГРН,
У С Т А Н О В И Л:
Щёлковский городской прокурор Московской области, в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов, обратился в Щёлковский городской суд Московской области с вышеуказанным иском к Администрации городского округа Щёлково Московской области, мотивируя требования следующим.
Городской прокуратурой проведена проверка законности формирования и использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в г. Щелково Московской области.
В ходе проверки установлено, что в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером № расположен поверхностный водный объект общего пользования – <данные изъяты>, ширина береговой полосы которой составляет 20 метров.
По поручению городской прокуратуры кадастровым инженером проведены геодезические работы по установлению взаимного расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в ЕГРН, относительно поверхностного водного объекта, по результатам которых установлено пересечение с границами береговой полосы водного объекта – <данные изъяты>, относящегося к федеральной собственности, общей площадью 1051 кв.м.
По результатам указанных работ подготовлена схема взаимного расположения земельного участка с указанием координат и площади выявленного пересечения границ земельного участка с береговой полосой поверхностного водного объекта.
Таким образом, как указывает Щёлковский городской прокурор, земельный участок, расположенный в границах береговой полосы поверхностного водного объекта, образован с нарушением прямых запретов, установленных правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках данного земельного участка подлежат исключению из ЕГРН.
С учетом изложенного истец просит суд:
Истребовать из чужого незаконного владения, Администрации городского округа Щёлково части земельного участка с кадастровым номером №, занятый береговой полосой водного объекта общей площадью 1 051 кв.м., в координатах указанных в схеме расположения границ, составленной кадастровым инженером ФИО1
Внести изменения в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, изменив площадь земельного участка с 3 506 кв.м. до 2 455 кв.м.
В судебном заседании помощник Щёлковского городского прокурора Московской области Никитина А.П. иск поддержала по изложенным в иске основаниям, просила требования удовлетворить.
Явившийся в судебное заседание представитель ответчика – Администрации городского округа Щёлково по доверенности (копии в деле) Демин И.В. иск не признал, представил письменные возражения, согласно которым в удовлетворении требований просил отказать.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: Филиала «ППК Роскадастр» по Московской облатси, Управления Росреестра по Московской области, МКУ ГОЩ «Центр гражданской защиты», Министерство экологии и природопользования МО в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебное заседание представители: ТУ Росимущества в Московсок йобласти, Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов – не явились, извещены.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 08.12.2023 № №, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 506 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для размещения здания спасательной станции, находится в муниципальной собственности городского округа Щёлково и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ ГОЩ «Центр гражданской защиты».
Спорный земельный участок с кадастровым номером № образован на основании постановления Администрации Щёлковского муниципального района Московской области от 12.05.2010 № №, в котором, изложена информация о наличии акта обследования спорного земельного участка от 10.07.2009 № №, выданного государственным учреждением «Мособлводхоз», и имеет следующие ограничения в использовании, расположен: в береговой полосе, в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе р. Клязьма, о чем в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ № б/н была отображена информация при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.
Местоположение границ береговых линий (границ водного объекта) и границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы <данные изъяты> в городских округах Солнечногорск, Химки, Долгопрудный, Мытищи, Пушкинский, Королев, Щелково, Лосино-Петровском, Богородском, Павлово-Посадском, Орехово-Зуевском городских округах Московской области определено согласно Распоряжению Минэкологии МО от 09.03.2022 №.
Информация о границах береговой полосы <данные изъяты> внесены в информационную систему градостроительной деятельности Московской области 17.04.2023.
Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающие определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.
Согласно пп. 3 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Согласно части 2 указанной статьи на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации.
Обращаясь с исковым заявлением, Щёлковский городской прокурор Московской области указывает на то, что акватория и береговая полоса указанного водных объектов находятся в собственности Российской Федерации, предназначались для общего пользования, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
Вместе с тем, суд полагает, что указанные доводы Щёлковского городского прокурора Московской области являются ошибочными в виду следующего.
Так, статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс), водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Расположение земельного участка в пределах береговой полосы и (или) водоохранной зоны водного объекта уровень собственности на такой участок не определяет, такой критерий разграничения публичной собственности на землю в Законе N 137-ФЗ, Водном кодексе (ином федеральном законе) не предусмотрен.
В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса реки относятся к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 Водного кодекса). Порядок определения береговой линии (границы водного объекта) описан в части 4 статьи 5 Водного кодекса.
Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункты 1 и 2 статьи 102 Земельного кодекса).
В то же время земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда.
Следовательно, законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса) и прибрежные защитные полосы (часть 2 статьи 65 Водного кодекса), на территории которых действует больший перечень публично-правовых запретов и ограничений.
Вместе с тем в силу норм Водного кодекса (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 4) водное законодательство регулирует водные отношения - правоотношения по использованию и охране водных объектов. Положения действующего водного законодательства не содержат каких-либо норм об отнесении земельных участков, относящихся к водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохранной зоне само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок.
Государственная собственность на земельные участки, не подпадающие под установленные Законом N 137-ФЗ критерии разграничения, осталась неразграниченной, право распоряжения которой, за установленными законом изъятиями, предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Исходя из изложенного, спорная часть земельного участка (береговая полоса) является земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжения которыми, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право хозяйственного ведения относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Таким образом, предоставление спорного земельного участка с кадастровым номером № на праве постоянного (бессрочного) пользования не предусматривает под собой его возмездное отчуждение в собственность физического или юридического лица.
При этом, в случае передачи имущества на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению, право муниципальной собственности на имущество не прекращается.
В силу ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для удовлетворения иска необходимо установление совокупности следующих обстоятельств: права собственности истца на истребуемое индивидуально определенное имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком имуществом и отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как указано выше, спорная часть земельного участка (береговая полоса) является земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжения которыми, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Таким образом, муниципальное образование в лице Администрации городского округа Щёлково является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, включая спорную часть земельного участка (береговая полоса).
Учитывая изложенное, нахождение части спорного земельного участка с кадастровым номером № в границах береговой полосы, не свидетельствует о незаконном владении Администрацией городского округа Щёлково.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Щёлковского городского прокурора Московской области не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Щёлковского городского прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов к Администрации городского округа Щёлково Московской области об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, внесении изменения в сведения ЕГРН – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд в апелляционном порядке.
Председательствующий:
Судья М.Б. Левченко
Решение в окончательной форме изготовлено 26.04.2024