Решение по делу № 33-1109/2023 от 14.07.2023

Дело № 2-241/2023                                                                             Председательствующий Мурзабеков Г. А.

Апелляционное определение № 33-1109/2023

5 октября 2023 г.                                                                                                       г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Плиевой И.М.,

судей                                 Дзаитова М.М. и Цурова Х.М.,

при секретаре судебного заседания Анташкиевой Х.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Хамхоева Магомета Алихановича к Федеральной службе судебных приставов России о признании незаконным решения комиссии Центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов об отказе в постановке Хамхоева М.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из семи человек с 17 марта 2022 г.

          Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комиссии центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – Комиссия Центрального аппарата ФИО1), оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложить на ФИО1 обязанность по постановке его с составом семьи из семи человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование исковых требований ссылается на то, что он, являясь заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава <адрес> отделения судебных приставов УФССП ФИО1 по <адрес>, имея стаж службы 15 лет 9 месяцев, обратился в Комиссию Центрального аппарата ФИО1 с заявлением о постановке его в составе семьи из 7 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ и оформлено протоколом , согласно которому ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в прекращении ДД.ММ.ГГГГ права собственности его супруги на принадлежавшее ей на праве собственности жилое помещение общей площадью 55,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, Гамурзиевский территориальный округ, <адрес>. Ссылается на положения п. 2 ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, согласно которым единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. Указывает, что он и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий как до отчуждения жилого помещения его супругой, принадлежавшего ей на праве собственности жилого помещения, так и после заключения договора купли-продажи, что в любом случае менее учетной нормы в 15 кв.м, установленной в п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ для данной категории лиц. Кроме того, его брак с ФИО3 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, тогда как указанное жилое помещение отчуждено ею ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления с ним в брак.

В возражениях на исковое заявление представитель ответчика просит в удовлетворении искового заявления отказать.

Решением Магасского районного суда от 24 марта 2023 г. исковое заявление удовлетворено.

На указанное решение представителем УФССП России по Республике Ингушетия подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду его незаконности и необоснованности.

29 августа 2023 г. судебная коллегия вынесла определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Представитель ФССП России и третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Оздоева Т.И., Хамхоев Р.М. и Хамхоев Д.М., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Истец Хамхоев М.А., представитель истца и третьего лица Оздоевой Т.И. – Мальсагов З.А. в суде апелляционной инстанции, полагая исковые требования обоснованными, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Тамбиева Х.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в иске.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Хамхоев М.А. проходит службу в Управлении Федеральной Службы судебных приставов по Республике Ингушетия в должности заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Сунженского районного отделения судебных приставов УФССП РФ по Республике Ингушетия. Имеет стаж службы (выслуга лет) 15 лет 9 месяцев, состав семьи 7 человек.

В период прохождения службы он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что ответчиком не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Комиссию Центрального аппарата ФИО1 с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по результатам рассмотрения которого комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято решение, оформленное протоколом , об отказе в постановке на учет в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Из ответа на обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для отказа явилось то обстоятельство, что супруге истца ФИО3 принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 55,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, Гамурзиевский территориальный округ, <адрес>. Право собственности на указанное жилое помещение прекращено ДД.ММ.ГГГГ

В качестве правового основания для отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты указана ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), согласно которой сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

Судебная коллегия считает данный отказ незаконным, а требования истца подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1 данного закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона).

Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. К таким лицам, в том числе относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником.

В силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, копии которых должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).

На основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст.4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Кроме нуждаемости сотрудника в жилом помещении обязательным условием для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Между тем ФИО2 и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий как до отчуждения супругой истца принадлежавшего ей на праве собственности жилого помещения (обеспеченность на одного члена семьи составляла менее 10 кв.м), так и после заключения договора купли-продажи (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составила 0 кв.м), что менее установленной в п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв.м.

Доводы ответчика о том, что отчуждение супругой истца ФИО3 в 2019 году жилого помещения свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, в связи с чем у ФИО2 на момент обращения с заявлением о принятии на учет не возникло право на постановку на такой учет, так как отчуждение жилого помещения, принадлежавшего супруге, влияет на расчет единовременной выплаты в сторону ее увеличения, судебная коллегия отклоняет, поскольку к искусственному созданию нуждаемости семьи в жилом помещении отчуждение ФИО3 жилого помещения общей площадью 55,7 кв.м. не привело.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что брак ФИО2 с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным отделом ГС ЗАГС Республики Ингушетия <адрес>.

Таким образом, на момент отчуждения ФИО3 принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения общей площадью 55,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Гамурзиевский территориальный округ, <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), последняя в браке с истцом не состояла и членом его семьи не являлась.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает в действиях Хамхоева М.А. признаков совершения намеренных действий, направленных на возникновение права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении или права на получение единовременной социальной выплаты.

С учетом изложенного решение Комиссии Центрального аппарата ФССП России об отказе в постановке Хамхоева М.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № 1 от 17 марта 2022 г., нельзя признать законным, Хамхоев М.А. подлежит принятию на учет с составом семьи из семи человек с учетом даты подачи заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда 24 марта 2023 г. отменить.

Исковое заявление Хамхоева Магомета Алихановича к Федеральной службе судебных приставов России о признании незаконным решения комиссии Центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из семи человек с 17 марта 2022 г. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации об отказе в постановке Хамхоева Магомета Алихановича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Признать за Хамхоевым Магометом Алихановичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Возложить на Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации обязанность поставить Хамхоева Магомета Алихановича с составом семьи из семи человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 марта 2022 г.

Мотивированное определение изготовлено 12 октября 2023 г.

Председательствующий

Судьи

    С подлинного за надлежащими подписями

    Копия верна

    Судья                                          ФИО12

33-1109/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Хамхоев Магомет Алиханович
Ответчики
Федеральная Служба Судебных Приставов
Другие
УФССП России по Республике Ингушетия
Оздоева Танзила Ибрагимовна
Мальсагов З.А.
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Плиева Индира Магомедовна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
17.07.2023Передача дела судье
29.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
05.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Передано в экспедицию
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее