Решение по делу № 2-669/2023 от 07.08.2023

6

Дело 2-669/2023 УИД 42RS0003-01-2023-000883-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Березовский 01 декабря 2023 года

Березовский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Бигеза Е.Л.,

при секретаре Цепелевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) к Ляшенко ФИО11, Лещеву ФИО12 о возмещении вреда, причиненного почве,

УСТАНОВИЛ:

Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, Росприроднадзор) обратилось в суд с иском к Ляшенко ФИО13, Лещеву ФИО14, просит взыскать солидарно с Ляшенко П.В., Лещева С.В. в бюджет Березовского городского округа Кемеровской области-Кузбасса сумму вреда, причиненного почве в размере 4141044 рублей 60 копеек.

Требования обоснованы тем, что в силу п.5 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: предъявление иска о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно п.4.65 Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.02.2022 №108, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление) наделено полномочиями предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Приказами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.11.2021 №778 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов федерального бюджета» и от 24.01.2022 №35 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфереприродопользования (Росприроднадзора) наделены бюджетными полномочиям администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 4.70 Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.02.2022 №108, Управление выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Следовательно, Управление наделено полномочиями на представление настоящего искового заявления в суд.

Согласно ст.1 Закона №7 под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст.77 Закона № 7 юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона № 7 объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе земля, почва, вода, леса и иная растительность.

Таким образом, почва является самостоятельным и равнозначным объектом окружающей среды.

Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление) 21.10.2022 в рамках полномочий, определенных п.п. 4.3, 4.65 Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении Росприроднадзора, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.02.2022 №, проведено выездное обследование по адресу (местоположению): Кемеровская область-Кузбасс, г.Березовский, земельный участок с кадастровым номером , расположенный вблизи комплекса объектов <адрес> (далее - <адрес>»).

21.10.2022 в рамках выездного обследования проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенного вблизи комплекса объектов <адрес>» (географические координаты местности ).

В ходе осмотра территории установлено, что в результате выполнения работ по планировке местности допущено самовольное снятие почвы. Снятая почва и почвенно-растительный слой заскладированы в трех буртах в границах нарушенного участка. Площадь участка, с которого снята почва, составляет 896,33 м2.

По результатам исследований Управлением произведен расчет размера вреда, причиненного почвам, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика №238).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Требованиями ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельное :

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статьей 3 Закона №7 установлено, что хозяйственная и иная деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 75 Закона №7 за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии законодательством.

В соответствии с абз.2 ч.7 постановления Пленума Верховного суда РФ 30.11.2017 №49 бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Согласно ч.14 вышеуказанного постановления утвержденные в установлена порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем

Статьей 78 Закона №7 определен порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, согласно ч. 1 ст. 78 Закона № 7, осуществляется добровольно или по решению суда.

Управлением произведен расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среде, сумма которого составила 4 141 044,6 (четыре миллиона сто сорок одна тысяча сорок четыре рубля шестьдесят копеек).

В соответствии с материалами проверки КУСП от 05.09.2022, предоставленных Отделом МВД России по г. Березовскому установлено, что 27.08.2022 водителем <данные изъяты> гражданина Ляшенко П.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. по просьбе гражданина Лещева СВ. ДД.ММ.ГГГГ г.р. было произведено снятие верхнего плодородного слоя почвы на участке местности, прилегающей к ограждению периметра комплекса <адрес>» и складирование его в три кучи.

Таким образом, вред, причиненный окружающей среде в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы, был солидарно допущен гражданами Ляшенко П.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Лещевым СВ. ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В силу абзаца первого статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно. В пункте 9 постановления Пленума № 49 указано, что о совместном характере действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения.

Учитывая изложенное, Управлением в адреса ответчиков было направлено требование о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам (исх. от 17.05.2023).

Таким образом, Управлением предприняты все необходимые меры по возмещению вреда, причиненного почвам, в добровольном порядке. До настоящего времени вред в добровольном порядке не возмещен.

Не возмещение вреда в добровольном порядке явилось основанием для обращения Управления с настоящим исковым заявлением в суд.

Представитель истца Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Антоненко А.В., действующая на основании доверенности от 04.10.2023 сроком до 04.10.2024, заявленные исковые требования поддержала, дополнила, что непрохождение ответчиками процедуры получения разрешения на строительство объекта на обозначенном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть подтверждения соответствия проектной документации требованиям действующего законодательства, а именно, в части ее соответствия требованиям о включении в состав такой документации мероприятий по охране и рациональному использованию земельных участков и почвенного покрова, указывает о нарушении ответчиками законодательства в области охраны окружающей среды. Проведение ответчиками земляных работ в виде снятия плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером как одного из этапов капитального строительства в отсутствие правовых оснований для этого свидетельствует о причинении ими в результате таких действий вреда окружающей среде.То есть для наступления негативных последствий достаточно самого факта снятия и перемещения плодородного слоя. Отбор проб для проведения экспертизы осуществлялся в отсутствие ответчиков, в силу пункта 2 части 3 статьи 56, части 2 статьи 75 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» (далее - Закон о государственном контроле) при проведении контрольно-надзорного мероприятия «выездное обследование» не допускается участие контролируемого лица. В соответствии с частью 4 статьи 75 Закона о государственном контроле выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица. В соответствии с частью 3 статьи 75 Закона о государственном контроле, в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: 1) осмотр, 2) отбор проб (образцов), 3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи), 4) испытание, 5) экспертиза. Обоснование показателей, примененных в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии российской Федерации от 08.07.2010 № 238, при производстве расчета, в том числе таксы исчисления размера вреда для лесостепной зоны, приведено в Расчете размера вреда от 13.02.2023, приложенном к исковому заявлению. В соответствии с актом выездного обследования от 24.10.2022 для определения наличия/отсутствия плодородного слоя почвы, а также для установления его мощности отбор проб осуществлялся: с поврежденной территории, на территории, не подверженной негативному воздействию, а также с буртов, расположенных в границах нарушенного участка. Далее экспертом ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобранные пробы подвергались исследованию с целью определения относительного содержания в них органического вещества. Эксперт по результатам исследования пришел к выводу о том, что в фоновых пробах содержание органического вещества является высоким и является плодородным (в соответствии с ГОСТ 17.5.1.03-86 для лесной зоны грунты считаются плодородными при содержании в них более 1% органического вещества). В пробах, взятых с поврежденной территории, содержание органического вещества значительно ниже.

В судебном заседании ответчик Ляшенко П.В. исковые требования не признал. Пояснил, что иск к нему предъявлен необоснованно. Лещев С.В. попросил его посмотреть какой слой щебенки находится на земельном участке, на котором обучали вождению. Он на погрузчике «ковырнул» слой, посмотрел какой там слой щебенки. На данном участке всегда была площадка для вождения, у него сын там обучался вождению. На его погрузчике невозможно такой объем работ сделать, ширина ковша 2 метра, а все остальные работы были сделаны не им, так как его остановили и он уехал.

В судебном заседании ответчик Лещев С.В. его представитель адвокат Чернова А.В., действующая на основании соглашения, с заявленными требованиями не согласились.

Ответчик Лещев С.В. пояснил, что у спорного земельного участка есть целевое назначение – площадка для обучения вождению. Между ним и КУМИ 09.01.2023 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> разрешенный вид использования: для размещения площадки по обучению вождению автотранспортных средствах, площадью 2783 кв.м срок действия договора с 09.01.2023 по 08.01.2033, с арендной платой ежемесячно до 10 числа каждого месяца. Ему известно, что данный участок до него использовали для обучения вождению. Доводы истца о том, что на земельном участке расположен автодром не состоятельны, поскольку на участке расположена площадка для обучения вождению, которая не является объектом капитального строительства.

Представитель 3-го лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа Пилюгина Т.В., действующая на основании доверенности от 01.03.2023 сроком на 1 год, с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что спорный земельный участком находится в аренде у Лещева С.В., 25.09.2023 КУМИ Березовского ГО и Лещев С.В. заключили соглашение об оплате неосновательного обогащения земельным участком за период с 27.08.2022 по 31.12.2022 в размере <данные изъяты> рублей, за период с 01.01.2023 по 08.01.2023 в размере <данные изъяты> рублей, которое Лещев С.В. оплатил незамедлительно в срок до 09.10.2023.

Представитель 3-го лица Администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-го лица Администрации Березовского городского округа и находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет правона благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическимправонарушением.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 «Об окружающей среде» №7-ФЗ (далее по тексту закон «Об окружающей среде») под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статьей 3 Закона «Об окружающей среде» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст.4 вышеуказанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст.77 вышеуказанного закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу ч.1 ст.34 Закона «Об окружающей среде» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст.34 Закона «Об окружающей среде» при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии со ст.75 Закона «Об окружающей среде» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу ч.3 ст.77 вышеуказанного закона вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ч.1 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения;8) военных объектов;9) иным территориальным зонам.

В соответствии с ч.2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В силу ч.4 ст.85 ЗК РФ в случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Согласно п.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.

В соответствии с п.9 ст.1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п.10 ст.1 ГрК РФ).

В силу п.15 ст.1 ГрК РФ инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Согласно п. 10.2 ст.1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения-строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

В силу ч.1 ст.4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

Вопросы, связанные с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, регламентированы статьей 47 ГрК РФ.

Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий (ч.1 ст.47 ГрК РФ).

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в том числе в целях получения материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории.

Из изложенных законоположений следует, что проведение инженерных изысканий, в число которых входит изучение природных условий в целях безопасного использования земельных участков, является обязательным этапом подготовки проектной документации капитального строительства.

Судом установлено следующее.

Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора 21.10.2022 в рамках полномочий, определенных п.п. 4.3, 4.65 Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении Росприроднадзора, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.02.2022 , проведено выездное обследование по адресу (местоположению): <адрес><адрес> <адрес>, расположенный вблизи комплекса объектов <адрес>».

21.10.2022 в рамках выездного обследования проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенного вблизи комплекса объектов <адрес>» (географические координаты местности ).

В ходе осмотра территории установлено, что в результате выполнения работ по планировке местности допущено самовольное снятие почвы. Снятая почва и почвенно-растительный слой заскладированы в трех буртах в границах нарушенного участка. Площадь участка, с которого снята почва, составляет 896,33 м2.

По результатам проверки составлен Акт выездного обследования № от 24.10.2022, фотографирование.

Для определения наличия/отсутствия плодородного слоя почвы, а также для установления его мощности осуществлен отбор проб почвы: с поврежденной территории; на территории, не подверженной негативному воздействию в результате выполнения работ по планировке местности, а также с буртов, расположенных в границах нарушенного участка.

Согласно представленного расчета от 13.02.2023, размер вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы, составляет 4141044,60 рублей.

15.09.2022 УУП ОМВД России по г.Березовскому вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям: п.1 ч.1 ст.24.5 КРФ об АП по факту снятия верхнего плодородного слоя земли в районе <адрес>.

Как следует из информации от 16.09.2022 , предоставленной КУМИ БГО Отделу МВД, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , категория земель-земли населенных пунктов. Разрешенное использование-для размещения площадки по обучению вождению автотранспортных средств.

Из сообщения <данные изъяты>» от 05.09.2022 в ОМВД России по г.Березовскому следует, что 27.08.2022 в 17.00 час. на территории прилегающей к <адрес> был зафиксирован факт административного правонарушения в сфере экологии, а именно снятие верхнего плодородного слоя земли на участке местности, без документов разрешающих проведение земляных работ.

По результатам исследований Управлением произведен расчет размера вреда, причиненного почвам, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № (далее - Методика который составляет 4141044,6 рублей.

Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзором направлено требование Ляшенко П.В. и Лещеву С.В. о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам в течение 30 дней с даты получения настоящего требования.

На основании протокола от 26.12.2022 организатором аукциона – КУМИ БГО единственному подавшему заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа и Лещевым ФИО15 заключен 09.01.2023 договор аренды земельного участка с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> разрешенный вид использования: для размещения площадки по обучению вождению автотранспортных средствах, площадью 2783 кв.м, срок действия договора с 09.01.2023 по 08.01.2033, с арендной платой ежемесячно до 10 числа каждого месяца.

Согласно Акту обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от 19.09.2023 , составленного начальником отдела муниципального контроля администрации Березовского городского округа ФИО8, главным специалистом отдела земельных отношений МКУ ЦЖиЗИО Березовского ГО ФИО9, и фотографиями, приложенными к акту обследования, имеется щебеночное покрытие, разметка, снятый слой почвы складирован на границах участка. На момент проведения обследования земельный участок используется как площадка по обучению вождению автотранспортных средств. Участок используется Лещевым С.В. на основании договора аренды участка в соответствие с его назначением.

25.09.2023 между КУМИ БГО и Лещевым С.В. заключено соглашение об оплате неосновательного обогащения вышеуказанным земельным участком в срок до 09.10.2023 в сумме <данные изъяты> руб.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснил, что с 2012 по конец 2017 года работал инструктором по вождению в частной автошколе «<данные изъяты>, арендовали площадку для обучения вождению <адрес>. Обучал вождению только на специально отведенных площадках, предназначенных для вождения, к которым относилась и данная площадка до 2017 года. Использовалась ли потом данная площадка для обучения вождению, не знает.

В соответствии с требованиями к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 № 1734) Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 (ред. от 25.06.2022) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») «автодром» - комплекс технических средств и сооружений, предназначенный для обучения вождению и (или) выполнения испытательных упражнений при проведении практического экзамена на право управления транспортным средством (далее - практический экзамен) и обустроенный в этих целях стационарным оборудованием и разметкой (п. «а» ч.1); в) «закрытая площадка» - участок местности с твердым покрытием, ограниченный для движения транспортных средств и пешеходов, обустроенный съемным оборудованием и временной разметкой для выполнения испытательных упражнений кандидатами в водители.

Зоны испытательных упражнений автодрома, автоматизированного автодрома и закрытой площадки должны иметь однородное асфальто- или цементобетонное покрытие (ч.5 вышеуказанных требований).

Согласно пунктам 6, 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно пункту 10.2 ст.1 ГрК РФ под сооружениями понимаются строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

В связи с чем, учебно-тренировочная площадка автодрома не является ни зданием, ни сооружением, в силу чего доводы представителя истца о проведении ответчиками земляных работ в виде снятия плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 52:52:003 0207:286 как одного из этапов капитального строительства в отсутствие правовых оснований для этого, и как следствие причинение ими вреда окружающей среде, не основан на законе.

При этом, согласно вышеуказанным требованиям, предъявляемым к зонам испытательных упражнений автодрома, к которым относится «закрытая площадка», они должны иметь однородное асфальто-или цементобетонное покрытие (ч.5 вышеуказанных требований), что само по себе исключает нахождение на данных участков плодородного слоя.

Доводы представителя истца о том, что с участка был снят слой плодородной почвы также не нашли своего подтверждения и доказательств этому не представлено поскольку, данный участок использовался как площадка для обучения вождению с 2011 года, что следует из пояснений ответчиков, представителя КУМИ БГО и свидетеля.

Спорный земельный участок входит в состав земель населенных пунктов, отнесен к зоне инженерных и транспортных инфраструктур, земельный участок использовался ответчиком Лещевым С.В. по назначению, в соответствии с видом разрешенного использования – размещение площадки по обучению вождения.

С учетом изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Ляшенко ФИО16, Лещеву ФИО17 о возмещении вреда, причиненного почве, отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Ляшенко ФИО18, Лещеву ФИО19 о возмещении вреда, причиненного почве, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Л.Бигеза

Решение в окончательной форме изготовлено 18.12.2023




6

2-669/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)
Ответчики
Лещев Станислав Владимирович
Ляшенко Павел Валерьевич
Другие
КУМИ БГО
Администрация БГО
Суд
Березовский городской суд Кемеровской области
Дело на странице суда
berezovsky.kmr.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2023Подготовка дела (собеседование)
13.09.2023Подготовка дела (собеседование)
13.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.10.2023Предварительное судебное заседание
25.10.2023Предварительное судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023Дело оформлено
02.02.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее