Решение по делу № 33-9451/2024 от 02.08.2024

Судья Шеходанова О.К.          дело №33-9451/2024

24RS0035-01-2023-002990-38                                 А-2.137

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2024 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Наприенковой О.Г.

судей Гришиной В.Г., Рагулиной О.А.

при ведении протокола помощником судьи Мироновой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной В.Г.

гражданское дело по иску Гущина В.И. к Муниципальному унитарному предприятию г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» о признании присоединения к договору вынужденным, о расторжении договора, о возложении обязанности, о взыскании убытков, упущенной выгоды, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Гущина В.И.

на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 29 февраля 2024 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Гущина В.И. к Муниципальному унитарному предприятию г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» о признании присоединение к договору вынужденным, о растяжении договора, о возложении обязанности, о взыскании убытков, упущенной выгоды, компенсации морального вреда, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гущин В.И. обратился в суд с иском к МУП «Минусинское городское хозяйство» о признании присоединения к договору вынужденным, о расторжении договора, о возложении обязанности, о взыскании убытков, упущенной выгоды, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. С <дата> вывоз твердых коммунальных отходов (далее ТКО) осуществляет МУП «Минусинское городское хозяйство», в доме никто не зарегистрирован, не проживает, фактически истец проживает в другом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, где состоит на регистрационном учете и в полном объеме оплачивает коммунальные услуги. Задолженности за ТКО у него не имеется. ТКО по адресу: <адрес> практически отсутствуют. Золу от сжигания дров он использует как удобрение, растительные и древесные отходы утилизирует на участке путем измельчения в компост, непригодные остатки сжигает в специальной безопасной противопожарной печи собственного изготовления для получения золы, металлические отходы и отходы бумаги сдает в организации по приему вторсырья, стекло и пенопласт после измельчения использует в качестве наполнителя/утеплителя собственного производства при строительстве, пищевых отходов не имеется, так как привозит с собой еду в минимальном количестве, других отходов, кроме листового полистирола от 2-х устаревших холодильников и детских игрушек внука, корпуса старого телевизора, монитора от компьютера у него нет. ТКО у истца отсутствуют, вывоз ТКО с 2017 года не производился. Истцом организован раздельный способ сбора и накопления ТКО. Полагает, что в связи с тем, что имущество используется истцом не для проживания, а для ведения дачного хозяйства, ответчик неправомерно выставляет истцу требование об оплате ТКО, чем нарушает права истца, поскольку доказательством того, что услуга не оказывалась, является наличие замка на контейнере. С 2017 года МУП г.Минусинска «МГХ» услугу не выполняло, периодичность вывоза мусора не соблюдало.

На основании изложенного, просил признать присоединение к договору по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, вынужденным; договор по обращению с ТКО расторгнуть с <дата>; признать действия ответчика как злоупотребление и возложить на него обязанность направить в ПАО «Красноярскэнергосбыт» данные на перерасчет, переплаченную сумму направить на лицевой счет по месту регистрации истца: <адрес>; взыскать с ответчика убытки в размере 37 570,30 рублей, упущенную выгоду 36 000 рублей, а также компенсацию морального вреда 243 630 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гущин А.И. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. Полагает несправедливым факт заключения договора по обращению с ТКО в силу прямого указания закона №89 и правил №1156 на основе типового договора без учета возражений потребителя. Также указывает на то, что МУП г. Минусинска лишило его права на выбор и способ учета ТКО по количеству и объему контейнера, несмотря на то, что это предусмотрено ст. 157 ЖК РФ. Полагает, что обязанность по обеспечению контейнером в соответствии с правилами №1156 лежит на региональном операторе, однако последним контейнер истцу представлен не был. При наличии контейнера по адресу <адрес> региональный оператор обязан был производить расчет размера платы за ТКО по приборам учета (количеству контейнеров), а не по нормативам потребления. Полагает, что расчет оплаты за ТКО в соответствии с п. 148 (36) правил №354, является несостоятельным, поскольку по адресу <адрес> он не проживает, отходов для захоронения у него не имеется, оплата за не оказанную услугу нарушает его права. Полагает, что поскольку услуга по вывозу ТКО ему не оказывается, у ответчика не имелось оснований для направления ему квитанции на оплату данной услуги. Поскольку договор по обращению с ТКО с ним заключен не был, то при отсутствии заключенного договора ответчик не может требовать оплату услуги. Полагает, что п. 148 (36) правил №354 не может быть применен для расчета платы за ТКО. Считает, что региональный оператор навязал ему условие оплаты по нормативам накопления, что с его стороны является злоупотреблением правом. Отсутствие оказания услуги является нарушением сроков оказания услуги. Ответчик лишил его права выбора способа учета ТКО. Судом неверно принят во внимание п. 8 правил №505, поскольку данный пункт применяется при наличии раздельного накопления у собственника ТКО независимо от раздельного накопления в регионе. При наличии индивидуального прибора учета (контейнера) им организован раздельный сбор и накопление ТКО. На сегодняшний день отходов для захоронения посредством услуг регионального оператора у него не имеется. Полагает, что при наличии контейнера по адресу <адрес> региональный оператор обязан был производить расчет размера платы за ТКО по приборам учета, а не по нормативам потребления.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о рассмотрении дела, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учётом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Такая же обязанность собственника жилого помещения по оплате коммунальных услуг с момента возникновения права собственности на жилое помещение предусмотрена и пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Статьями 30, 39 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, несет бремя содержания данного помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями (согласно пункту 19 которых оплата коммунальных услуг является одним из составляющих бремени содержания помещений, принадлежащих гражданину).

В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме); плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом № 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона № 89-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Министерством экологии и природопользования Красноярского края от 15.01.2021 №77-673-од, как уполномоченным органом государственной власти, установлен порядок осуществления оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении, а в случае если никто не зарегистрирован, исходя из количества собственников.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, которым такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с тверды коммунальными отходами.

В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 предусмотрена обязанность регионального оператора в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещать потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

В течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения региональный оператор обязан разместить одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Правилами № 1156 предусмотрено, что в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно разделу I(1) Правил N 1156 при поступлении заявки потребителя со всеми необходимыми сведениями и документами, предусмотренными пунктами 8(6) и 8(7) Правил N 1156, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Таким образом, у собственника ТКО при несогласии с представленным проектом договора есть право на направление мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 Правил N 1156 мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

Способ осуществления коммерческого учета ТКО определяется в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N505.

Пунктом 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Пунктом 6 Правил N 505 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.

Необходимо отметить, что осуществление расчетов в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил N 505 производится только с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (владельцы объектов) (пункт 9 Правил N 505).

Согласно п. 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.

Поскольку коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, и при этом действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрена обязанность регионального оператора и собственника ТКО производить учет объема и (или) массы ТКО только способом исходя из нормативов накопления ТКО, то региональный оператор и собственник ТКО вправе выбрать любой способ коммерческого учета подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, на это также указывает ФАС России в письме от 11.08.2021 № N ВК/67016/21.

Ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктом 8 Правил N 505, установлено только для ситуации, когда применяется система раздельного сбора ТКО.

Таким образом, в случае отсутствия раздельного накопления ТКО на территории регионального оператора в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления ТКО либо в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

Иных ограничений на применение одного из способов коммерческого учета подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 указанные правила не содержат.

Решением Верховного суда РФ от 07.02.2021 N АКПИ20-956 зафиксирована правовая позиция относительно того, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО позволяет собственнику ТКО осуществлять коммерческий учет ТКО в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, (пункт 148 (7)).

При этом в силу подпункта "г" пункта 148(22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Подпункт "д" пункта 148(24) Правил предусматривает у потребителя корреспондирующее право требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Согласно п. 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Пунктом 148(44) Правил предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил. Соответствующая формула перерасчета содержится в пункте 2 Приложения N 4 к Правилам.

В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

В силу п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Статья 15 ГК РФ позволяет лицу, право которого нарушено, требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гущин В.И. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.

Из искового заявления Гущина В.И. следует, что в указанном жилом доме на регистрационном учете никто не состоит, данный дом истец использует как дачу. Сам истец фактически проживает по адресу: <адрес>, и там же оплачивает услуги по вывозу ТКО.

Из акта сверки расчетов за обращение с ТКО по <адрес> видно, что с <дата> истцу начисляется ежемесячно по 86,66 рублей за ТКО. По состоянию на <дата> имеется задолженность в размере 2 253,16 рубля.

При этом расчет задолженности произведен на одного человека, согласно п.148 (36) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28 мая 2020 года № 77-822-од МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края сроком на 10 лет.

28 мая 2020 года между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» заключено соглашение № 22 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края, согласно которому в зону деятельности регионального оператора входит, в том числе, городской округ Минусинск.

Согласно п. 1.2 указанного соглашения региональный оператор в период срока действия настоящего соглашения обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, региональной программой Красноярского края по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Красноярского края, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 года № 1/451-од.

Согласно п. 1.4 соглашения, региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, которые устанавливает орган исполнительной власти Красноярского края, уполномоченный в области регулирования тарифов.

Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением – 01 сентября 2020 года (п. 3.2 соглашения).

В соответствии с п. 2.1.5 соглашения региональный оператор обязан в течение срока действия настоящего соглашения осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердыми коммунальными отходами в Минусинской технологической зоне в соответствии с территориальной схемой и конкурсной документацией.

Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15.01.2021 № 77-51-од утверждены нормативы накопления ТКО на территории Красноярского края, для Минусинской технологической зоны норматив накопления равен 0,08м3/чел. в месяц.

Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовой формой договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://mghmin.ru/ в разделе «Физическим лицам».

По условиям типового договора размер платы за услуги регионального оператора на одного потребителя рассчитывается как произведение норматива накопления ТКО, количества зарегистрированных граждан в жилом помещении и размера утвержденного тарифа на услуги регионального оператора по территориальной зоне. Для Минусинской технологической зоны норматив накопления равен 0,08м3/чел в месяц. Ежемесячная плата с одного человека составляет 86 руб. 66 коп. (тариф 1083,23*0,08 норма накопления) (п.3.1 договора).

Региональный оператор МУП «Минусинское городское хозяйство» в соответствии с п. 2.1.1, 2.1.2 соглашения обязался в течение одного месяца со дня заключения соглашения известить потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в т.ч. путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в СМИ. Срок действия соглашения предусмотрен 10 лет с даты заключения (п.3.1).

Ранее решением Минусинского городского суда Красноярского края от 27 января 2023 года в удовлетворении исковых требований Гущина В.И. о признании договора недействительным, возложении обязанности заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами по фактическому объему, взыскании компенсации морального вреда, возмещении упущенной выгоды, убытков, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 05 апреля 2023 года решение суда от 27 января 2023 года оставлено без изменения.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 августа 2023 года решение суда от 27 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 05 апреля 2023 года оставлены без изменения.

Обращаясь в суд с указанным иском, истец ссылался на то, что в доме, расположенном по адресу <адрес> никто не проживает, мусор отсутствует, имеющийся мусор истец утилизирует самостоятельно, однако начисление плату за вывоз ТКО производится. Кроме того указал, что своего согласия на учет объема ТКО расчетным путем по нормативу накопления не давал.

Отказывая в удовлетворении требований о признании присоединения к договору по обращению с ТКО вынужденным, суд первой инстанции исходил из того, что данный договор является публичным, его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства № 1156, Гущин В.И. не исполнил императивные требования Правил № 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, в связи с чем пришел к выводу, что в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с собственником указанного жилого помещения на условиях типового договора с согласованием существенных его условий.

Договор публичной оферты заключен с учетом принципа свободы договора по волеизъявлению сторон и закону не противоречит.

Также суд исходил из того, что региональный оператор МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии заключенного между истцом и региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, судебная коллегия считает несостоятельными.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354

В соответствии с п. 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Как было установлено выше, региональный оператор МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Каких-либо доказательств того, что заключение спорного договора носило вынужденный характер и не являлось добровольным в материалы дела не представлено.

Исходя из того, что с 01 сентября 2020 года МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» являлось единственным региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны, и им был опубликован текст типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а истец не исполнил императивные требования Правил № 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то доводы жалобы о не заключении сторонами письменного договора, не опровергают выводы суда первой инстанции о наличии между сторонами фактических договорных отношений.

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Отсутствие заключенного в письменной форме договора между региональным оператором и Гущиным В.И. не является основанием для отказа от оплаты предоставляемых надлежащим образом услуг. Факт не заключения письменного договора, являющегося в силу закона публичным договором, не свидетельствует о незаконности действий регионального оператора по начислению платы за предоставляемую услугу в установленном законом порядке и размере.

Доводы апелляционной жалобы Гущина В.И. о том, что по адресу <адрес> он не проживает, отходов для захоронения у него не имеется, а имеющиеся отходы он ликвидирует самостоятельно, не может быть принят судебной коллегий.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 вместе с «Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами», утверждён порядок осуществления сбора и транспортирования ТКО, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах сбора и накопления ТКО. Иными словами, потребитель лишён возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.

Таким образом, истец не может быть освобожден от предусмотренной законом обязанности по исполнению условий договора, предусматривающего предоставление услуг, связанных с обращением с ТКО и от оплаты таких услуг, поскольку договор на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором обязаны заключить все собственники ТКО, он носит характер публичной оферты, порядок его заключения установлен указанным Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 и не противоречит положениям ст. 432 ГК РФ.

Также истцом не представлено доказательств того, что он самостоятельно осуществляет вывоз ТКО, либо у него заключён договор с иной организацией осуществляющей вывоз ТКО.

Учитывая, что заключение договора на вывоз ТКО является обязанностью потребителя, доказательств заключения договоров с иными организациями не представлено, оснований для принятия одностороннего отказа от исполнения договора не имеется, в данном случае односторонний отказ от исполнения договора при установленных выше обстоятельствах законом не предусмотрен.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания присоединения к договору по обращению с ТКО вынужденным, расторжения договора по обращению с ТКО, взыскания упущенной выгоды, убытков, возложения обязанности произвести перерасчет и взыскания компенсации морального вреда.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, являлись предметом тщательного исследования в суде первой инстанции и обоснованно не приняты им во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Каких-либо иных доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в апелляционной жалобе не содержится.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 29 февраля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гущина В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9451/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гущин Владимир Иванович
Ответчики
МУП г. Минусинска Минусинское городское хозяйство
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Гришина Вера Геннадьевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
12.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2024Передано в экспедицию
12.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее