Решение по делу № 33а-2657/2021 от 24.06.2021

Судья: Обухова М. А.                

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи        Захарчука О. В.,

судей                            Габдрахманова А. Р.,

                            Машкиной Н. Ф.,

при секретаре                    Олининой Т. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 21 июля 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Стрелкова В. Е. на решение Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым

административные исковые требования Стрелкова В. Е. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, понуждении к совершению действий, оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., изложившей обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Стрелкова В. Е., поддерживающего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам,

У С Т А Н О В И Л А:

Стрелков В. Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска (далее по тексту - ГУАиГ Администрации г. Ижевска), в котором в окончательном варианте просит (л. д. 3-5, 50):

признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных параметров в уведомлении об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, вынесенное Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер

обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> рассмотреть документы, представленные Стрелковым В. Е. за входящим номером от ДД.ММ.ГГГГ в порядке и сроки, установленные градостроительным кодексом Российской Федерации.

Свои требования мотивировал тем, что является собственником вышеуказанного земельного участка с видом разрешенного использования – под строительство индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара дом, по адресу: <адрес>, сгорел. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> по следующим основаниям: часть земельного участка расположена в территориальной зоне ЖД1-2 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой; также земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. В соответствии с СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома и т.д. Жилой дом был построен в 1979 году, то есть задолго до введения в действие вышеуказанного СаНПиНа. Считает, данные основания несостоятельными и противоречащими действующему законодательству, и нарушающими его права как собственника земельного участка, использования его по назначению, а также лишает его единственного жилья.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве административного ответчика привлечен начальник ГУАиГ Администрации <адрес> Некрасов В. В., в качестве заинтересованного лица Стрелков С. В., законный представитель несовершеннолетнего Стрелкова Е. С., ДД.ММ.ГГГГСтрелков С. В.

В судебное заседание административный истец, представитель административного ответчика не явились. Дело рассмотрено по существу в их отсутствие.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить. Фактически приводит доводы аналогичные доводам административного искового заявления.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Стрелков В. Е. является собственником земельного участка площадью 699 кв. м., кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование «под строительство жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Стрелков В. Е. обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по вышеуказанному адресу, указав цель подачи уведомления – новое строительство, площадь застройки – 58 кв.м.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ГУАиГ Администрации г. Ижевска сообщило Стрелкову В. Е.:

о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка ) по следующим основаниям (пункт 2 части 10 статья 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации):

Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 (ред. 23 июня 2020 года № 753-р) установлен градостроительный регламент, согласно которому, часть земельного участка расположена в территориальной зоне ЖД1-2 – Зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с малоэтажной жилой застройкой. Также земельный участок расположен в санитарной зоне промышленных предприятий. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаторием и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактически и оздоровительные учреждения общего пользования.

Предметом спора является вышеуказанное уведомление.

    Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Рассмотрение уведомления с приложенными документами осуществляется в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). По результатам рассмотрения застройщику направляется уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости либо недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (пункт 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2.7 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года № 121, к полномочиям данного публичного органа отнесено направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном на территории городского округа, и внесение в них изменений.

Оспариваемое уведомление вынесено уполномоченным органом, в установленные законом сроки, порядок и процедура его вынесения не нарушены.

Административный истец обратился в суд в срок, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

        Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

        Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

        В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и др.

        Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

        При этом, в силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

        Буквальный анализ приведенных положений позволяет говорить о том, что в каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка, а изменение вида разрешенного использования земельного участка допускается только в соответствии с требованиями градостроительного регламента о зонировании территории.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

        Решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 утверждены Правила землепользования и застройки города Ижевска.

Из преамбулы Правил землепользования и застройки города Ижевска следует, что Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории города Ижевска - разделения на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами застройки установлены территориальные зоны с учетом: 1) определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации видов территориальных зон; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом города Ижевска; 3) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 4) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории города Ижевска; 5) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (часть 1 статьи 4 Правил землепользования и застройки города Ижевска).

        Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок, на котором Стрелков В. Е. планирует строительство жилого дома, расположен в территориальных зонах: ЖД1-2 - Зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с малоэтажной жило застройкой.

        В соответствии с пунктом 10 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска целью выделения Зоны многофункциональной жилой и общественно деловой застройки (ЖД1) является:

    развитие объектов общественно-делового назначения в сочетании с многоэтажной (подзона ЖД1-1) и малоэтажной (подзона ЖД1-2) жилой застройкой преимущественно в центральной части города и вдоль основных транспортных магистралей;

    развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей «дневного» населения и жителей указанных территорий в соответствующих среде формах; развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 9 Правил землепользования и застройки города Ижевска, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования недвижимости; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Частью 2 статьи 9 Правил землепользования и застройки города Ижевска предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне статьями 10-11 настоящих Правил застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные (Р) и условно разрешенные (У) виды использования земельных участков и объектов капитального строительства приведены в таблице 1 (приложение 3) (часть 1 статьи 10 Правил землепользования и застройки города Ижевска).

Такой вид разрешенного использования как «под строительство индивидуального жилого дома» в территориальной зоне ЖД1-2, отсутствует.

При этом право собственности на земельный участок у Стрелкова В. Е. возникло в 2010 году, то есть в период действия Правил землепользования и застройки города Ижевска. Следовательно, установленные в данных Правилах градостроительные регламенты обязательны для соблюдения.

При этом административный истец не обращался с заявлениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ижевска в указанной части, данный нормативный правовой акт административный истец не оспаривал, он недействующими в части земельного участка административного истца не признан.

Разрешая заявленный спор, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом действующего нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое уведомление в указанной части не нарушает права и законные интересы административного истца, действия административного ответчика, соответствуют закону.

Вместе с тем, судебная коллегия находит выводы суда о наличии оснований для выдачи оспариваемого уведомлении в виду нахождения земельного участка в санитарно-защитной промышленных предприятий, основанными на ошибочном применении норм материального права.

Как следует из материалов административного дела, одним из обстоятельств, в связи с которым административным ответчиком было направлено оспариваемое уведомление, является в том числе, нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий.

Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).

Согласно статье 12 указанного Федерального закона при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.

К сфере градостроительства применяется, в том числе, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее по тексту – Санитарные правила).

Согласно пункту 3 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах градостроительного зонирования, входящих в состав Правил землепользования и застройки (пункт 3 часть 2, часть 5 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из преамбулы Правил землепользования и застройки города Ижевска следует, что при разработке Правил использовались, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Исходя из положений пунктов 5.1, 5.6 Санитарных правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. При этом санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

Таким образом, расположение земельного участка полностью или частично в границах санитарно-защитной зоны может являться основанием для направления застройщику уведомления о несоответствии.

В соответствии с разделом VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 Санитарных правил).

Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании, в том числе, предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил).

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В силу пункта 25 Санитарных правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов:

1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;

3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;

4) решением суда.

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9 настоящей статьи).

Доказательства установления санитарно-защитной зоны с соблюдением названных положений закона для конкретного промышленного объекта или производства и нахождения земельного участка в названной зоне административным ответчиком не представлены, что свидетельствует о недоказанности факт расположения земельного участка в границах санитарно-защитной зоны.

В указанной части оспариваемое решение административного ответчика не соответствует закону.

    Между тем, принимая во внимание, что со стороны административного ответчика доказан факт нахождения земельного участка в территориальной зоне ЖД1-2, административный ответчик правомерно применил положения норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, следовательно, уведомление № 241 от 26 августа 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: <адрес>, является законным, направленным на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, и не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы Стрелкова В. Е., что исключает возможность удовлетворения административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, судебная коллегия отклоняет, так как такое ограничение прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Аналогичная норма предусмотрена подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В пункте 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Таким образом, в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, несоответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно, строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Следовательно, использование земельного участка его правообладателем предопределяется не только видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится земельный участок. В этой связи не допускается строительство (реконструкция) жилых домов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, не предусматривающей подобный вид использования земельного участка, независимо от вида разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости. Действующее законодательство разрешает использование ранее предоставленного земельного участка или объекта капитального строительства без установления срока приведения их в соответствии с градостроительным регламентом, и разрешает реконструкцию существующих объектов лишь путем приведения их в соответствии с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.

Вместе с тем, из уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и составленного Стрелковым В. Е. следует, что целью подачи уведомления является новое строительство.

Другие доводы апелляционной жалобы административного истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом норм права.

Несмотря на ошибочность выводов суда о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворения заявленных требований по существу является верным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу    административного истца Стрелкова В. Е. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, через суд вынесший решение.

Председательствующий судья:                    О. В. Захарчук

Судьи:                                    А.Р. Габдрахманов

Н. Ф. Машкина

33а-2657/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
СТРЕЛКОВ В.Е.
Ответчики
ГУАиГ Администрации г. Ижевска
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Машкина Наталья Федоровна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
24.06.2021Передача дела судье
21.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Передано в экспедицию
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее