Решение по делу № 8Г-14674/2020 [88-14430/2020] от 30.07.2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-14430/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург                                 21 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Бакулина А.А.,

судей: Петровой Ю.Ю., Птоховой З.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой О. Н. к открытому акционерному обществу «Хлебпром» о взыскании заработной платы,

         по кассационной жалобе Григорьевой О. Н. на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 13 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 2 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А., выслушав объяснения представителя Григорьевой О.Н. адвоката Маляр В.А., действующей на основании ордера А №1700246 и доверенности 51 АА №1178864 от 16 июня 2020 года, сроком действия один год, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Григорьева О.Н. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу (далее – ОАО) «Хлебпром» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

В обоснование заявленных требований истица указала, что в период с 8 октября 2014г. по 26 августа 2019 г. состояла с ОАО «Хлебпром» в трудовых отношениях, работала в должности территориального менеджера, дополнительным соглашением от 1 ноября 2016 г. ей установлен должностной оклад в размере 20640 рублей. В постановке ключевых задач сумма ее оклада отражена в размере 48394 рубля.

Вместе с тем размер оклада работников, занимающих аналогичную должность и осуществляющих деятельность в районах, не относящихся к районам Крайнего Севера, составляет около 49000 рублей.

Полагала, что расчет заработной платы работодателем производился неверно, без учета начисления районного коэффициента и процентной надбавки к фактически установленному ей окладу в размере 48394 рубля.

Размер недополученной заработной платы за период работы в общем размере составил 3368176 рублей.

Просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 8 октября 2014г. по 26 августа 2019 г. в размере 3368176 рублей.

Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 13 января 2020 года в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Григорьевой О.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.

В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явился.

Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзацы первый, шестой части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Окладом (должностным окладом) является фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При этом Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена зависимость заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (часть первая статьи 132), а также установлен запрет на какую бы то ни было дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда(часть первая статьи 132).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.

Приведенные выше нормы права представляют собой гарантию реализации закрепленного статьями 2, 21, 22, 56 Трудового кодекса Российской Федерации права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, направленную на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выплаты заработной платы, исключающую какую-либо дискриминацию при ее выплате.

Поэтому при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условия трудового договора.

Согласно положениям статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу статей 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Григорьева О.Н. с 8 октября 2014 г. на основании трудового договора о дистанционной работе № СПБ00038 от 8 октября 2014 г., с учетом дополнительного соглашения от 24 мая 2019 г., работала в ОАО «Хлебпром» в должности территориального менеджера обособленного подразделения города Санкт-Петербурга отдела региональных продаж, группа региональных продаж (Мурманск), уволена из организации 26 августа 2019 г. на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников организации.

По условиям трудового договора № СПБ00038 от 8 октября 2014 г., в редакции дополнительных соглашений от 1 ноября 2015 г. и от 1 ноября 2016 г., истице установлен оклад с 8 октября 2014 г. в размере 15680 рублей в месяц, с 1 ноября 2015 г. - 16465 рублей, с 1 ноября 2016 г. - 20640 рублей, районный коэффициент - 40% и северная надбавка - 80% (пункт 1.7 трудового договора, пункт 1.1 дополнительных соглашений).

Приказом работодателя от 1 октября 2017 г. № 472-1/к истице установлен оклад в размере 25300 рублей.

Пунктом 1.2 дополнительного соглашения от 1 ноября 2016 г. предусмотрена выплата заработной платы два раза в месяц, первая выплата 30 числе текущего месяца, вторая выплата 15 числа месяца, следующего за расчетным.

Согласно пункту 1.7.1 трудового договора № СПБ00038 от 8 октября 2014 г. и пунктам 1.2 дополнительных соглашений от 1 ноября 2015 г. и от 1 ноября 2016 г. на работника распространяется Положение об оплате труда, действующее у работодателя.

7 августа 2015 г. приказом генерального директора ОАО «Хлебпром» №319-ГД утверждено Положение об оплате труда работников, регулирующее вопросы оплаты и стимулирования труда в соответствии Трудовым кодексом Российской Федерации и локальными нормативными актами, принятыми в обществе.

Пунктами 3.1, 3.2 Положения об оплате труда предусмотрено, что в обществе установлена повременно-премиальная система оплаты труда, при которой заработная плата каждого работника состоит: из оклада или часовой тарифной ставки; премиальных выплат, доплат и надбавок компенсационного характера.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Пунктом 5 Положения предусмотрены доплаты и надбавки компенсационного характера, к которым отнесены, в том числе районный коэффициент и надбавка лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 5).

Согласно справке руководителя и главного бухгалтера ОАО «Хлебпром» от 10 декабря 2019 г. за период с 8 октября 2014 г. по 10 декабря 2019 г. перед бывшим сотрудником Григорьевой О.Н. задолженности по заработной плате не имеется.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства подтверждают, что при трудоустройстве Григорьевой О.Н. и в период осуществления ею трудовой деятельности у ответчика, стороны пришли к соглашению, что размер должностного оклада истицы с 8 октября 2014 г. составлял 15680 рублей, с 1 ноября 2015 г. - 16465 рублей, с 1 ноября 2016 г. - 20640 рублей и с 1 октября 2017 г. - 25300 рублей в месяц, а также предусмотрено начисление полярной надбавки и районного коэффициента на причитающиеся выплаты заработной платы.

Обращаясь в суд с заявленным иском, Григорьева О.Н. полагала, что в отношении неё со стороны работодателя допускается дискриминация в сфере оплаты труда, поскольку у работников, занимающих аналогичную должность и осуществляющих свою трудовую деятельность в иных регионах с более благоприятными климатическими условиями (на территории города Санкт-Петербурга и других регионах России), должностной оклад установлен в большем размере.

Ответчик ОАО «Хлебпром», не оспаривая того факта, что работникам, занимающим должности территориальных менеджеров обособленного подразделения в городе Санкт-Петербурге ОАО «Хлебпром» по группам региональных продаж, установлен различный оклад, пояснил, что данные должности не являются идентичными и имеют отличные друг от друга по своим задачам, целям и компетенции структурных подразделений общества трудовые функции, поскольку работники осуществляют свою деятельность в разных регионах, имеют разную трудовую нагрузку, связанную с особенностями организации продаж в соответствующем регионе. При этом отметил, что должность истицы как территориального менеджера в городе Мурманске являлась единственной, что не позволяет сравнивать размер оплаты ее труда с размером оплаты труда других территориальных менеджеров.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных Григорьевой О.Н. требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав Положение об оплате труда ОАО «Хлебпром», условия трудового договора истицы и дополнительных соглашений к нему, не установив нарушение трудовых прав истицы в сфере оплаты труда, обоснованно исходил из отсутствия у работодателя обязанности по установлению ей должностного оклада в ином размере, чем это предусмотрено условиями трудового договора.

При этом, тщательно проанализировав расчетные листки Григорьевой О.Н. по выплате заработной платы, суд установил, что в спорный период заработная плата выплачивалась истице в соответствии с законодательством об оплате труда, расчет заработной платы производился исходя из количества отработанного времени и с учетом установленного оклада по должности (должностного оклада), согласованного сторонами, с начислением на него районного коэффициента и полярной (северной) надбавки.

Подробные мотивы в обоснование выводов суда об отказе в иске, анализ доказательств и установленных по делу обстоятельств, изложены в решении суда и судебная коллегия с ними соглашается.

Давая правовую оценку доводам стороны истицы, о том, что у сотрудников, занимающих аналогичную должность, осуществляющих свою трудовую деятельность в иных местностях, должностной оклад установлен в большем размере, и признавая их несостоятельными, суд правильно исходил из того, что установление должностного оклада является правом работодателя, определяется трудовым договором и зависит не только от квалификации работника, но и от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Как следует из представленных ответчиком доказательств, не опровергнутых стороной истицы, оплата труда Григорьевой О.Н. производилась в полном объеме, исходя из установленного оклада (должностного оклада), в соответствии с той должностью, которую она занимала по штатному расписанию, работодателем периодически производилось повышение заработной платы; выплата заработной платы, состоящей из оклада по должности, установленного в спорный период времени, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента, подтверждается материалами дела, в том числе расчетными листками.

Таким образом, в спорный период работы Григорьевой О.Н. заработная плата начислялась и выплачивалась в полном объеме, в соответствии с условиями трудового договора и с учетом внесенных в него изменений дополнительными соглашениями в части установления оклада, ущемления прав истицы в области оплаты труда со стороны работодателя не установлено, а установленный истице в спорный период размер должностного оклада не является проявлением дискриминации со стороны работодателя.

Судебными инстанциями также учтено, что заключая трудовой договор, а также дополнительные соглашения к нему, истица была ознакомлена с условиями труда и размером заработной платы, добровольно подписала трудовой договор и дополнительные соглашения, согласившись с их условиями, какого-либо несогласия с условиями трудового договора в части должностного оклада в период осуществления трудовой действительности она работодателю не предъявляла.

При этом, поскольку вклад работников в трудовой процесс являлся различным, установление различного размера оплаты труда работникам ответчика не свидетельствует в данном случае о дискриминации в сфере трудовых отношений.

При таком положении одинаковое наименование должности не является безусловным основанием для установления одинакового размера заработной платы.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что факт нарушений трудовых прав истицы в ходе судебного разбирательства не установлен, являются правомерными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Григорьевой О.Н.

С таким выводом суда обосновано согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, полагая, что он основан на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.

В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.

В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.

Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.

Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 13 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 2 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Григорьевой О. Н. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-14674/2020 [88-14430/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Григорьева Олеся Николаевна
Ответчики
ОАО "Хлебпром"
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бакулин Алексей Анатольевич
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
21.10.2020Судебное заседание
21.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее