Решение по делу № 3а-791/2021 от 27.09.2021

Дело №3а-791/2021

[номер]

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород 15 декабря 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Беловой А.В.

при секретаре судебного заседания Шлокове А.А.,

с участием: прокурора отдела прокуратуры Кокуриной Р.В., представителя административного истца ФИО9 представителя административного ответчика ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО10 о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,

У С Т А Н О В И Л :

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 4 декабря 2020 года.

ФИО11 обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия пунктов [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником объектов недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером: [номер], расположенного по адресу: [адрес], нежилых помещений с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], расположенных по адресу: [адрес]; нежилого помещения [номер] с кадастровым номером [номер], нежилого помещения [номер] с кадастровым номером [номер], нежилого помещения [номер] с кадастровым номером [номер], расположенных по адресу: г[адрес].

В пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включены нежилое здание с кадастровым номером [номер], нежилые помещения с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], соответственно.

Однако включенные в названные пункты Приложений объекты недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладают.

Нежилое здание с кадастровым номером [номер] имеет наименование «гараж», расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения промышленных объектов».

Нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] имеют наименование «нежилое помещение», расположены в здании с кадастровым номером [номер] с наименованием «нежилое здание».

Включение указанных объектов недвижимости в Приложение неправомерно возлагает на административного истца, являющегося собственником указанных объектов недвижимости обязанность по уплате налога в завышенном размере.

Административным ответчиком Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области подан отзыв на административное исковое заявление, согласно которого спорные объекты недвижимости обоснованно включены в оспариваемый Перечень.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО12 просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что включенные в названные пункты Приложения объекты недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладают.

Представитель административного ответчика ФИО13 в судебном заседании просил заявленные требования административного истца оставить без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации ).

Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года №307-ФЗ).

На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2017 года №38, в постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, в пункте 1 слова «министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области» заменить словами «министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области».

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 «Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», министерство является правопреемником министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Пунктами 4.31 и 4.32 Положения о министерстве предусмотрено, что Министерство для осуществления возложенных на него функций имеет право издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области.

Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», функции по развитию инвестиционной политики и соответствующие штатные единица их министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переданы в министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (пункт 4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (пункт 4.31).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2018 года №557, в пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, слова «министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области» заменены словами «министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области».

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят: 1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области; 2) нормативные правовые акты Губернатора области; 3) нормативные правовые акты Правительства области; 4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области» установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).

Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие. Оспариваемый нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства, в Перечень подлежат включению такие нежилые отдельно стоящие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Из системного толкования приведенных норм также следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Между тем, спорные помещения и здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец ФИО14 является собственником нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] и нежилых помещений с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер].

Судом также установлено, что нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] входят с состав нежилого здания с кадастровым номером [номер]; нежилое помещение с кадастровым номером [номер] входит с состав нежилого здания с кадастровым номером [номер]; нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер] [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] входят с состав нежилого здания с кадастровым номером [номер].

Указанные здания с находящимися в них помещениями расположены на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющего, согласно Выписки из ЕГРН, предоставленной по запросу суда «категорию земель» - «земли населенных пунктов», «вид разрешенного использования» - «под комплекс производственных зданий и сооружений по выпуску строительных материалов и изделий».

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Таким образом, действующее законодательство разграничивает вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и иные виды разрешенного использования земельных участков.

Однако такой вид разрешенного использования земельного участка, как «под комплекс производственных зданий и сооружений по выпуску строительных материалов и изделий», не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер] имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «нежилое строение»; нежилое здание с кадастровым номером [номер] имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «склад пиломатериалов, столярных цех»; нежилое здание с кадастровым номером [номер] имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «гараж»; нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] имеют «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение».

Согласно ответа на запрос суда, подготовленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области, указанные объекты недвижимости были внесены в ЕГРН как ранее учтенные на основании данных, поступивших из Управления Росреестра по Нижегородской области в электронной форме в виде XML-файлов; сведения об изменении назначения и наименования указанных объектов недвижимости в ЕГРН отсутствуют.

Суд полагает, что наименование зданий, как «нежилое строение», «склад пиломатериалов, столярных цех», «гараж», а также наименование помещений как «помещение» без исследования технических характеристик находящихся в них частей помещений, не достаточно для отнесения их к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Из экспликации к поэтажному плану технического паспорта на помещение [номер] с кадастровым номером [номер], предоставленного по запросу суда филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области, составленного Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» [адрес], по состоянию на [дата] года, следует, что имеется следующее назначение частей помещения: электроцех ([номер] кв.м.), зарядная ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), моторная ([номер] кв.м.), агрегатная ([номер] кв.м.), механический цех [номер] кв.м.), склад ([номер] кв.м.), коридор ([номер] кв.м.).

Из экспликации к поэтажному плану технического паспорта на помещение [номер] с кадастровым номером [номер], предоставленного по запросу суда филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области, составленного Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» [адрес] по состоянию на [дата] года, следует, что имеется следующее назначение частей помещения: ремонтная зона ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), ТП ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), подсобное помещение ([номер] кв.м.), компрессорная [номер] кв.м.).

Из экспликации к поэтажному плану технического паспорта на помещение [номер] с кадастровым номером [номер], предоставленного по запросу суда филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области, составленного Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» [адрес] по состоянию на [дата] года, следует, что имеется следующее назначение частей помещения:

[номер] этаж Литер [номер]: лест. клетка ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), костюмерная [номер] кв.м.), кабинет ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), коридор ([номер] кв.м., [номер], кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), кладовая [номер] кв.м., [номер] кв.м.), туалет [номер] кв.м.), рукомойник ([номер] кв.м.), раздевалка ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), сушилка ([номер] кв.м.), умывальник ([номер] кв.м.), душ [номер] кв.м.), подсобное помещение ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.),

[номер] этаж Литер [номер]: коридор ([номер] кв.м., [номер] кв.м[номер] кв.м), кабинет ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), подсобное помещение ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), бухгалтерия ([номер] кв.м.), лест.клетка ([номер] кв.м.), санузел ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.).

[номер] этаж Литер [номер]: лест.клетка ([номер]6 кв.м., [номер], кв.м.), коридор ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), кабинет ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), мастерская ([номер] кв.м.), бильярдная ([номер] кв.м.), сауна ([номер] кв.м.), душ ([номер] кв.м.), санузел ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), столовая ([номер] кв.м.).

Из экспликации к поэтажному плану здания с кадастровым номером [номер] технического паспорта, составленного Нижегородским филиалом ФГУП Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на [дата] года следует, что в здании поименованы следующие помещения: гараж ([номер] кв.м, [номер] кв.м., [номер] кв.м.).

Согласно ответа на запрос суда, подготовленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области, иные спорные объекты недвижимости были внесены в ЕГРН как ранее учтенные на основании данных, поступивших из Нижегородского филиала ФГУП Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в электронной форме в виде XML-файлов; технические планы, технические паспорта на данные объекты недвижимости в архиве филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области отсутствуют.

Таким образом, исходя из анализа технической документации, суд приходит к выводу о том, что доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади спорных зданий предусматривает или используется под размещение офисных или сопутствующих офисной инфраструктуры, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется; также как и не имеется оснований полагать, что исходя из анализа технической документации, спорные помещения расположены в административно-деловом или торговом центре (комплексе). При этом понятие «кабинет» и «офис» не являются тождественными, а помещение с назначением «склад» не свидетельствует само по себе о том, что помещение используется как торговое.

Доказательств того, что на момент включения в оспариваемый перечень указанных объектов Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области имело в наличии иные документы технического учета (инвентаризации), содержащие в себе другую информацию, чем приведенные выше технические планы, составленные специалистами уполномоченного на то учреждения, материалы административного дела не содержат, как и не содержат доказательств внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 предусмотрено, что уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).

Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество (пункт 5 Порядка).

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 Порядка).

Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год не проводились. Вышеуказанные объекты недвижимости были включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год только на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объектах недвижимости).

Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности административному истцу, не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечни, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При этом, как уже было указано выше, доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорных объектов недвижимости под офис, объекты общественного питания, бытового обслуживания, либо торговый объект, в том числе, в значении более порогового значения, установленного статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат. При этом суд учитывает, что обследования спорных объектов недвижимости на предмет его фактического использования до утверждения Перечней не проводилось. Предоставленные суду административным ответчиком акты обследования спорных помещений суд во внимание не принимает, поскольку они составлены после принятия оспариваемого Перечня.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влекут увеличение налоговой базы по налогу на имущество организаций, исчисляемой из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению: пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год – признанию недействующими.

Определяя дату, с которой пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] [номер], [номер] [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, подлежат признанию недействующими, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2021 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО15 - удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 24 декабря 2021 года.

Судья А.В. Белова

3а-791/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "ОБС ИмпЭкс"
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Другие
УФНС по Нижегородской области
Атмахов Рихард Валерьевич
Прокуратура Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Белова Анна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
27.09.2021Регистрация административного искового заявления
28.09.2021Передача материалов судье
28.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2021Судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2021Дело оформлено
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее