Судья Катбамбетов М.И. К делу № 33-261/2022
(№ дела в суде I инстанции 2-1806/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 февраля 2022 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К.,
судей Делок М.М. и Козырь Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дагужиевым М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 28 октября 2021 года, которым постановлено:
иск ТСН «Победа» к ФИО1, ФИО2 и ФИО3 о взыскании задолженности по коммунальным платежам удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с ФИО1 и ФИО2 в пользу ТСН «Победа» задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 60929,19 рублей, пени в размере 3000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2117 рублей, а всего 66046,19 рублей.
В удовлетворении требований ТСН «Победа» к ФИО3 о взыскании задолженности по коммунальным платежам отказать.
В удовлетворении требований встречного искового заявления ФИО1 к ТСН «Победа» о защите прав потребителей, признании протоколов общего собрания собственников недействительными и взыскании компенсации морального вреда - отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К., объяснения по апелляционной жалобе ФИО1 и возражения председателя ТСН « Победа» ФИО8, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Председатель ТСН «Победа» обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
В обоснование требований указано, что ТСН «Победа» является управляющей организацией жилого дома по адресу: <адрес>. Ответчик является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Также указано, что на 01.06.2020 у ФИО1 имеется задолженность перед ТНС «Победа» по оплате за содержание и ремонт общего имущества МКД и коммунальные услуги за период с 01.12.2019 по 31.05.2020 включительно в размере 50 368,21 руб. Истец в порядке досудебного урегулирования спора 07.07.2020 направил должнику уведомление о наличии задолженности с требованием погасить ее. Однако, в указанный в уведомлении срок оплата не была произведена. Мировым судьей судебного участка г. Майкопа №6 вынесен судебный приказ от 03.08.2020 о взыскании с Тлехас З.Р. в пользу ТСН «Победа» задолженности в размере 56 449,64 руб. за период с 01.12.2019 по 30.06.2020 включительно и, пени, начисленной за период с 11.01.2020 по 28.03.2020 включительно на сумму задолженности в размере 658,99 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 957 руб. Определением от 23.09.2020 судебный приказ по заявлению ответчика отменен. В ходе судебного разбирательства истец по первоначальному иску предоставил письменное уточненное заявление, в котором указано, что в судебное заседание 15.09.2021 ответчик предоставил документы о частичном погашении задолженности.
С учетом уточненных исковых требований истец просил суд взыскать с ответчиков ФИО1, ФИО2 и ФИО3, в пользу ТСН «Победа» сумму задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> коммунальные услуги в размере 60 929,19 руб. по состоянию на 17.09.2021 за период с 11.01.2020 по 16.09.2021, а также пени, начисленные на сумму задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги в размере 7754,5, за периоды с 11.01.2020 по 05.04.2020 и с 11.01.2021 г. по 31.08.2021 г., а всего 68 683,69 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 3584 руб.
Ответчик ФИО1, обратилась в суд со встречным исковым заявлением к ТСН «Победа» о защите прав потребителей.
В обоснование иска указала, что задолженность, которую истец просит с нее взыскать, начислена ТСН «Победа» незаконно, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие правомерность определения объема коммунальных услуг по нормативам потребления. Ее жилое помещение оборудовано исправными приборами учета объема коммунальных услуг, никаких актов, влекущих к определению объема потребленных коммунальных услуг по нормативам потребления не составлялось, она добросовестно передает показания данных счетчиков. Кроме того, ТСН «Победа» в своих расчетах не учло платежи, внесенные членами ее семьи за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с чем начисленные ТСН «Победа» задолженность по оплате помещения и коммунальных услуг за период с 01.12.2019 по 31.10.2020 в размере 81 864,41 рублей, а также задолженность по пене за 11.01.2020 по 28.03.2020 в размере 658,99 рублей являются незаконными. Также указывает, что ТСН «Победа» не представило ей обоснованный и подтвержденный доказательствами расчет якобы имеющейся задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем ТСН «Победа» также нарушило ее право на получение информации о реализуемых товаре, работах и услугах. Незаконное начисление ТСН «Победа» задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и ненадлежащее предоставление информации о товарах (работах, услугах) ущемляет ее права как потребителя. Действиями ответчика ей причинен моральный вред. Также указала, что в обоснование своего иска в части требований о взыскании платы за содержание и ремонт обшего имущества многоквартирного дома истец представил: протокол № 1 от 12.10.15, которым установлен размер платы 15 рублей за 1 кв.м.; протокол. № 5 от 29.12.19, которым установлен размер такой платы 20 рублей за 1 кв.м.; протокол № 6 от 28.12.20, которым установлен размер такой платы 22,20 рублей за 1 кв.м. Считает, что протокол № 5 от 29.12.19 и протокол № 6 от 28.12.20, являются недействительными. Исходя из представленного протокола № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> в форме заочного голосования следует, что с 01.10.2015 размер платы за содержание жилого и нежилых помещений был установлен в 15 рублей за кв.м. Протоколы общих собраний, установившие более высокий размер платы за содержание общего имущества МКД, являются недействительными, в связи с чем задолженность по внесению платы за содержание общего имущества МКД не может быть взыскана в размере, определяемом по тарифу более чем 15 рублей за 1 кв.м. Недействительность протокола № 5 от 29.12.19, которым установлен размер такой платы 21 рублей за 1 кв.м., и протокола № 6 от 28.12.20, которым установлен размер такой платы 22, 20 рублей за 1 кв.м., вытекает из следующих обстоятельств. В дело не представлено доказательств наличия кворума на данных собраниях. Также указывает, что прилагаемый к исковому заявлению расчет задолженности требованиям закона явно не соответствуют. Так, в деле отсутствует расчет общей задолженности по каждой коммунальной услуге в отдельности, отсутствуют расчеты каждого начисления по каждой коммунальной услуге в отдельности за каждый месяц потребления в периоде, за который истец просит взыскать задолженность. Из представленных расчетов не ясно, в каких месяцах объем каждой потребленной коммунальной услуги в отдельности определялся по показаниям приборов учета, в каких по среднемесячному потреблению, а в каких - по нормативам потребления, а также какие показания приборов учета, тарифы и нормативы потребления при этом учитывались, и установлены.
С учетом уточненных исковых требований истец по встречному иску ФИО1, просил суд признать незаконными задолженность начисленную ТСН «Победа» за оплату жилого помещения по адресу: <адрес>, и за поставленные в эту квартиру коммунальные услуги, а также задолженность по пеням. Признать незаконным бездействие ТСН «Победа», выразившееся в непредоставлении ей исчерпывающих сведений о размере задолженности за оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и за поставленные в эту квартиру коммунальные услуги. Взыскать с ТСН «Победа» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей. Признать недействительными протоколы протокол № 5 от 29.12.19, которым установлен размер такой платы 21 рублей за 1 кв.м. и протокол № 6 от 28.12.20г.. которым установлен размер такой плазы 22,20 рублей за 1 кв.м. общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>.
Суд постановил обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ФИО1 выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований ТСН «Победа» в и удовлетворить встречные требования.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель правления ТСН «Победа» указывает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, в связи с чем по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п/п. 1 – 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТСН «Победа» является управляющей компанией жилого дома по адресу: <адрес>.
Из Устава ТСН «Победа» усматривается, что ТСН «Победа» образовано на базе <адрес> в <адрес> и создано голосованием общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также является объединением собственников помещений в многоквартирном доме совместного управления, обеспечение эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с ГК РФ, ЖК РФ и иными законодательными актами РФ, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения.
Ответчик ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Также судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что ответчик ФИО2, постоянно проживает по указанному адресу.
На основании протокола №12 от 30.12.2019 председателем правления товарищества собственников недвижимости «Победа» избрана ФИО9, сроком полномочий до 30.12.2021 года.
Разрешая требования ТСН «Победа», суд первой инстанции исходил из того, что в связи с отсутствием у исполнителя коммунальной услуги сведений о техническом паспорте по приборам учета холодного и горячего водоснабжения и отсутствие акта ввода приборов учета в эксплуатацию, ТСН «Победа» обоснованно производило начисления по оплате холодного и горячего водоснабжения по нормативу потребления коммунальной услуги и оснований для перерасчета задолженности по показаниям приборов учета не имеется. Разрешая встречные требования ФИО1 суд исходил из того, что оснований для признания недействительными решений общего собрания собственников помещений не имеется.
С данными выводами судебная коллегия полагает возможным согласиться по следующим основаниям.
Положениями ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч.3 и ч.4 статьи 154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно п.29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ). При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.
Размер платы за коммунальные услуги определен ст. 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Правительством Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, пункт 14 которых устанавливает, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При этом Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации, на что указано в ч. 1.1 ст. 157 ЖК РФ.
Согласно пунктов 36, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Из п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, и п. 1 Расчета размера платы за коммунальные услуги (Приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) следует, что размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) и водоотведению, предоставленным потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам и показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей волы.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется по формуле 41 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 231 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
По нормативам потребления определяется объем потребленной коммунальной услуги в случаях, когда отсутствуют индивидуальный общий (квартирный) прибор учета холодной и горячей воды, электрической энергии и газа и техническая возможность установки прибора учета (абзац 2 п. 42), невозможно определить среднемесячного потребления по причине отсутствия данных о потреблении (п.п.59), истекло предельное количество расчетных периодов, указанных в п. 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по среднемесячному объему потребления (п.60), потребитель дважды не допустил представителей гарантирующего поставщика для установки эксплуатацию, проверки прибора учета, а также для проведения обслуживанию приборов учета (п. 60(3)), в ходе проверки обнаруживается несанкционированное вмешательство в работу прибора учета (п. 80).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами или договором, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
Также Правила от 06.05.2011 г. № 354 содержат процедуру допуска в эксплуатацию индивидуальных приборов учета собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно Правил от 06.05.2011 № 354, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных п. 80(1) данных Правил.
С заявкой о допуске приборов учета по горячей и холодной воде ФИО1 в ТСН «Победа» не обращалась.
Из п. 81(7) Правил от 06.05.2011 № 354 следует, что акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
В п. 81(11) Правил от 06.05.2011 № 354 сказано, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Ссылка ФИО1 в апелляционной жалобе на Правила от 04.09.2013 № 776 несостоятельна, поскольку согласно абз.2 п. 1 Правил от 04.09.2013 № 776, настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Акты приемки индивидуального прибора учета от 14.07.2017, составленные техником МУП «Майкопводоканал не дают право ФИО1 поставить их на учет в ТСН «Победа», так как на основании данных актов нельзя осуществить допуск счетчиков ФИО1 по холодной и горячей воде в эксплуатацию, поскольку МУП «Майкопводоканал», как ресурсоснабжающая организация, с которой у ТСН «Победа» заключен договор на водоснабжение и водоотведение поставляет в многоквартирный дом холодную воду и оказывает услуги по водоотведению.
Индивидуальные приборы учета не приняты к учету, так как отсутствуют акты ввода в эксплуатацию исполнителем услуги, то есть ТСН «Победа», в отсутствии акта ввода индивидуального прибора в эксплуатацию и отсутствия показаний приборов учета обосновано производит начисление по нормативам потребления.
Согласно п. 2 акта осмотра и проверки приборов учета коммунальных услуг от 20.07.2016 года ТСН «Победа» было выявлено: приборы учета установлены, металлических проушин для фиксации пломбы на фильтрах нет. В п. 5 названого акта указаны претензии: нет технической возможности опломбировать приборы учета и рекомендовано вернуть фильтры в первоначальное положение.
Актом осмотра от 30.03.2021 также установлено, что металлические проушины не установлены, технически подключение выполнено таким образом, что правильная опломбировка с участием фильтра невозможна, из трех точек-проушин необходимых для опломбировки третья отсутствует, техническая возможность несанкционированного подключения до приборов учета сохраняется, следовательно данный прибор учета не может быть введен в эксплуатацию.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ТСН «Победа» к ФИО1 о взыскании задолженности по коммунальным платежам.
Что касается доводов жалобы о незаконном отказе в удовлетворении требований в признании протоколов общих собраний за 2019 и 2020 годы недействительными, судебная коллегия также считает их несостоятельными.
В соответствии с п. 109. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе, к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Если лицо, которое могло повлиять на принятие решения, влекущего для такого лица неблагоприятные последствия, обратилось с иском о признании решения недействительным по основаниям, связанным с порядком его принятия, то в случае подтверждения оспариваемого решения по правилам пункта 2 статьи 181.4 ГК РФ, заявленный иск удовлетворению не подлежит.
Из представленных материалов дела следует, что ФИО1 участвовала в общем собрании собственников помещения в 2019 году и голосовала «за» по вопросу повестки об утверждении тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на 2020 год.
В общем собрании собственников помещения в 2020 году ее не участие не могло повлиять на результаты голосования, так как по пятому вопросу повестки данного собрания об утверждении тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на 2021тод «за» проголосовало более 89,42 процентов голосов от принявших участие или 58,12 процентов от всех собственников помещения многоквартирного дома.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентирован статьей 45 ЖК РФ.
В силу ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющие на волеизъявление участников собрания; у лица, выступающего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2).
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Таким образом, отсутствие одного из перечисленных условий исключает признание решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным. Основания для признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным, в данном случае отсутствуют.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Из приведенных норм следует, что кворум на общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома определяется исходя из размера общей площади жилого дома, при этом для принятия решения по всем вопросам, кроме предусмотренных законом случаев, необходим кворум более 50%.
Из имеющихся в материалах дела протоколов общих собраний за 2019 и 2020 годы подтверждается наличие кворума, при проведении собраний.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы также нельзя признать обоснованными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права. В жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 28 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий Н.К. Боджоков
Судьи М.М. Делок
Е.Н. Козырь