№ 21-100/2023
РЕШЕНИЕ
14 февраля 2023 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Елизарове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Суханова Игоря Владимировича на постановление начальника Северо-Восточного территориального отдела Роспотребнадзора по Оренбургской области от 02 августа 2022 года и решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** Суханова Игоря Владимировича,
установил:
постановлением начальника Северо-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 02 августа 2022 года № *** Суханов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2022 года указанное постановление должностного лица изменено, из объема обвинения исключено:
не оборудование контейнерной площадки в с. Кваркено напротив дома № 1 по ул. М. Горького твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за её пределы;
отсутствие на контейнерных площадках в с. Кваркено размещенной информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике таких площадок;
отсутствие в с. Кваркено бункеров, специальных площадок складирования КГО. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Суханов И.В. просит отменить названные акты, вынесенные по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Лица, участвующие в деле: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Суханов И.В., должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, начальник Северо-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области ЯСА, прокурор Кваркенского района Оренбургской области надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Учитывая изложенное, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, выслушав прокурора Харину А.В., полагавшую, что оснований для отмены принятых по делу решений не имеется, допросив в качестве свидетеля специалиста эксперта Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ТМВ, поддержавшую позицию отраженную в отзыве, об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Федеральный закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее-Правила), которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Правилами определено, что контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам (пункт 8 СанПиН 2.1.3684-21).
В ходе проведенной прокуратурой Кваркенского района Оренбургской области проверки на основании решения от 26 января 2022 года было установлено, что в нарушение частей 1 и 2 статьи 13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов контейнерная площадка в с. Кваркено, напротив дома № 1 по ул. М. Горького не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия. Площадка не имеет уклона для отведения талых и дождевых сточных вод. Площадка также не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за её пределы;
в нарушение требований пункта 9 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, расположенные в Оренбургской области, Кваркенском районе, с. Кваркено, против д. 28Б по ул. Ленина, против д. 10 по ул. Д. Бедного загрязнены мусором;
в нарушение пункта 14 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 контейнерные площадки, расположенные в с. Кваркено, не имеют размещенную информацию об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике таких площадок;
в нарушение, пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 в с. Кваркено бункеры, специальные площадки складирования КГО отсутствуют;
ввиду отсутствия в с. Кваркено бункеров, специальных площадок складирования КГО жители села складируют КГО на контейнерных площадках, указанных в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО, а также возле них, что является нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также законодательства регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления;
на территории МО Кваркенский сельсовет не актуализируется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
в нарушение требований части 4 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ Приложение № 1 к схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории МО Кваркенский сельсовет содержит недостоверную информацию о количестве контейнеров, расположенных на площадках в с. Кваркено. Согласно Приложению № 1 на площадке накопления ТКО, расположенной в с. Кваркено, напротив д. 28 по ул. Ленина, расположено 3 контейнера, но на этой площадке расположено 3 контейнера;
в нарушение части 4 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ контейнерная площадка, расположенная в с. Кваркено, напротив д. 1 по ул. М. Горького в Приложение № 1 не внесена. На контейнерной площадке, расположенной в с. Кваркено, напротив д. 5 по ул. М. Горького расположено 3 контейнера, но в Приложении № 1 указано о расположении 2 контейнеров.
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «Кваркенский сельсовет» от 10 ноября 2021 года Суханов И.В. избран ***.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором Кваркенского района Оренбургской области 15 марта 2022 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении *** Суханова И.В. по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, впоследствии начальником Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области 02 августа 2022 года было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ в отношении *** Суханова И.В. с назначением наказания.
Решением судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2022 года указанное постановление должностного лица изменено, из объема обвинения исключено: не оборудование контейнерной площадки в с. Кваркено напротив дома № 1 по ул. М. Горького твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за её пределы; отсутствие на контейнерных площадках в с. Кваркено размещенной информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике таких площадок; отсутствие в с. Кваркено бункеров, специальных площадок складирования КГО.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доказательства оценены судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда в части исключения из обвинения указанных пунктов обвинения не имеется, поскольку они мотивированы и не оспариваются лицами участвующими в деле.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно сочли, что Суханов И.В., являясь должностным лицом, ответственным за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм на территории МО, имел возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологический правил и норм, регулирующих сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию или обезвреживание отходов производства и потребления, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что прокурором было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Суханова И.В. как ***, а постановление вынесено в отношении должностного лица Суханова И.В. являлись предметом проверки судьей районного суда и обоснованно были отклонены с приведением соответствующих мотивов. Аналогичные доводы, содержащиеся в жалобе адресованной в областной суд также являются несостоятельными, поскольку как следует из материалов, дело об административном правонарушении было возбуждено прокурором в отношении *** Суханова И.В., производство по делу велось прокурором в отношении Суханова И.В., как должностного лица - ***.
Постановлением начальника Северо-Восточного территориального отдела Рооспотребнадзора Суханов И.В. привлечен к административной ответственности как должностное лицо, а именно как ***, в связи с чем оснований полагать, что дело об административном правонарушении было рассмотрено в отношении лица, в отношении которого оно не было возбуждено, вопреки доводам жалобы не имеется.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, равен одному году.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении Суханова И.В. производства по делу об административном правонарушении, имели место 01 февраля 2022 года, постановление должностным лицом вынесено 02 апреля 2022 года.
В связи с чем, постановление о привлечении администрации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Остальные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, они не опровергают наличие в действиях Суханова И.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося по делу решений, материалы дела не содержат.
Административное наказание назначено в размере, предусмотренного санкцией части 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника Северо-Восточного территориального отдела Роспотребнадзора по Оренбургской области от 02 августа 2022 года и решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** Суханова Игоря Владимировича оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Хлынина Е.В.