Судья Семенова О.В. по делу № 33-1870/2018
Судья-докладчик Сальникова Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 марта 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Сальниковой Н.А.,
судей Орловой Л.В., Горбачук Л.В.,
при секретаре Распопиной О. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таргонского Ф.С. к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» о возложении обязанности зачесть период службы в органах внутренних дел в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изменить очередность в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 21 сентября 2017 года,
установила:
Таргонский Ф.С. обратился в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» в обоснование которого с учетом его уточнения указал, что с 05.11.1996 он поставлен на учет под номером 327 и состоит в очереди по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Прибыл в Казачинско-Ленский район Иркутской области не позднее 01.01.1992, имел общую продолжительность стажа работы не менее 15 календарных лет в Казачинско-Ленском районе Иркутской области. Однако, 06.06.2017 он получил уведомление ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району» о том, что период его работы - служба в органах внутренних дел с 26.06.1995 по 18.04.2011 не может быть учтен в составе стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дающего право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья. Необходимый для получения жилищной субсидии стаж Таргонского Ф.С. на момент постановки на учет, составлял 08 лет 06 месяцев 17 дней. Вместе с тем, в данный период времени он проживал на территории Казачинско-Ленского района, проходил службу в ОВД Казачинско-Ленского района.
На основании изложенного Таргонский Ф.С. просил обязать ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району» зачесть период службы в органах внутренних дел с 29.06.1995 по 18.04.2011 в календарный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изменить очередность Таргонского Ф.С. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория «Работающие», с учетом наличия общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по состоянию на 05.06.1998.
Определением суда от 09.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Определением суда от 03.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области.
Решением суда от 21.09.2017 исковые требования удовлетворены.
Определением суда от 08.12.2017 министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы на решение суда по данному делу.
В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит решение суда по данному делу отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве оснований к отмене решения суда указывает на неправильное применение норм материального права. По информации ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району», согласно представленной копии трудовой книжки, в период с 29.06.1995 по 18.04.2011 Таргонский Ф.С. осуществлял службу в органах МВД России Управления Внутренних дел в Казачинско-Ленском районе (район приравненный к районам Крайнего Севера). Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях у Таргонского Ф.С. составляет около 8 лет 6 месяцев 27 дней (период 13.08.1984 по 08.10.1985; с 05.01.1988 по 27.06.1995). С информацией ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району» о наличии у Таргонского Ф.С. стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях около 8 лет 6 месяцев 27 дней заявитель жалобы не согласен. Действующее пенсионное законодательство содержит понятие «страхового стажа», в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР (статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ). В страховой стаж засчитываются также иные периоды, предусмотренные статьей 12 Закона № 400-ФЗ, в том числе периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы. Иные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Закона № 400-ФЗ. Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, периоды военной и приравненной к ней службы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ), не включаются. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, Служба в органах МВД России Управления Внутренних дел по Камчатскому краю не может быть учтена при постановке и расчете стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены, в заседание коллегии не явились. От министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Судебная коллегия, на основании ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Сальниковой Н.А., изучив дело, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Суд установил, что 05.11.1996 Таргонский С.Ф. обратился с заявлением на имя мэра п. Улькан о постановке в очередь для получения субсидии в связи с выездом из приравненной к районам Крайнего Севера местности.
В период с 29.06.1995 по 18.04.2011 Таргонский С.Ф. проходил службу в органах внутренних дел в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что подтверждается записями трудовой книжки АТ-IX № 4449612, справкой врио начальника ОРЛС МО МВД России «Усть-Кутский» (данные изъяты) от 18.05.2017, сведениями инспектора МП ОП МО МВД России «Усть-Кутский» (дислокация пгт. Магистральный) (данные изъяты) от 19.04.2017.
На момент обращения с заявлением о постановке в очередь для получения субсидии в связи с выездом из приравненной к районам Крайнего Севера местности (на 05.11.1996) стаж Таргонского С.Ф. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера составлял 08 лет 06 месяцев 17 дней, что подтверждено справкой ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району» от 30.06.2017.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив доказательства по правилам ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд удовлетворил исковые требования, возложив на ответчика обязанность зачесть период службы истца с 29.06.1995 по 18.04.2011 в органах внутренних дел в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изменить очередность Таргонского Ф.С. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, категория «работающие», с учетом наличия общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по состоянию на 05.06.1998. При этом, суд правильно применил положения ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и исходил из того, что истец 05.11.1996 обратился с соответствующим заявлением, имеет необходимый календарный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилья в других регионах Российской Федерации, за пределами районов, приравненных к РКС, не имеет, субсидии на эти цели не получал.
Вывод суда о зачете периода службы истца в органах внутренних дел Российской Федерации в необходимый стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для участия в указанной программе, основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1, действовавшего в полной мере в период службы истца, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.
В рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в ОВД, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С учетом наличия у истца всех условий для предоставления жилищной субсидии, установленных Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, суд обоснованно обязал ответчика изменить очередность Таргонского Ф.С. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, категория «работающие», с учетом наличия общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по состоянию на 05.06.1998.
Доводы апелляционной жалобы областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» о непринятии судом во внимание Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и они были обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в решении.
При таких обстоятельствах, постановленное судом решение является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к его отмене по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 21 сентября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.А. Сальникова
Судьи Л.В. Горбачук
Л.В. Орлова