Решение по делу № 33-4432/2024 от 26.03.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 91RS0002-01-2023-004908-81

№2-1216/2024

№33-4432/2024

Председательствующий судья первой инстанции

Чумаченко Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 мая 2024 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Готовкиной Т.С.,

судей

Заболотной Н.Н.,

Сафонцевой Ю.А.,

при секретарях

Андрейченко М.С., Руденко В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Отделу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным отказа в назначении единовременной выплаты, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Крым ФИО4 на решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 января 2024 года, -

УСТАНОВИЛА:

В июле 2023 года ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Отделу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным отказа в назначении единовременной выплаты в равных долях – единовременного пособия в размере <данные изъяты> рублей, в связи с гибелью сотрудника милиции ФИО2, умершего 18.02.2014г. при исполнении служебных обязанностей, изложенный в ответе от 03.05.2023г. ; возложении обязанности выплатить в равных долях единовременное пособие в размере <данные изъяты> рублей, в связи с гибелью (смертью) сотрудника милиции ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ. при исполнении служебных обязанностей, назначить и выплатить ФИО1 пособие по потере кормильца в связи с потерей кормильца ФИО2 умершего 18.02.2014г., за период с 20.02.2014г. по настоящее время.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что 18.02.2014г. ФИО2 во время несения службы по охране общественного порядка в г.Киеве получил огнестрельное ранение, не совместимое с жизнью. Заключением комиссии от 21.03.2014г. установлено, что ФИО2, милиционер – водитель отделения оперативного взвода БМОН «Беркут» ГУ МВД Украины в АР Крым погиб в период прохождения службы, при исполнении служебных обязанностей, связанных с непосредственной охраной общественного порядка, общественной безопасностью и борьбы с преступностью.

ФИО1 является инвалидом группы, находилась на иждивении погибшего, однако ей не была предоставлена ежемесячная выплата как члену семьи умершего при исполнении служебных обязанностей сотрудника милиции, ввиду чего, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. указывает на наличие оснований на выплату ей пенсии по случае потери кормильца, в чем ответчиком было незаконно отказано.

Также истцы указывают на наличие оснований для выплаты им в равных долях единовременного пособия в размере <данные изъяты> рублей, в выплате которого, по мнению истцов, ответчиком незаконного отказано.

Протокольным определением суда от 02.11.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (т.1 л.д.215).

Решением Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 января 2024 года исковые требования удовлетворены частично; признан отказ МВД по РК в выплате единовременного пособия от 3 мая 2023 года незаконным; на МВД по РК возложена обязанность по выплате ФИО1, ФИО2, ФИО3 единовременного пособия в размере <данные изъяты> рублей в равных долях, в связи с гибелью 18 февраля 2014 года ФИО2, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей в пользу каждого; в удовлетворении иной части исковых требований отказано.

Не согласившись с таким решением суда Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством внутренних дел по Республике Крым в лице представителя ФИО4 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, неправильному применению норм материального права.

Так, автор жалобы указывает на отсутствие законных оснований для выплаты истцам единовременного пособия, поскольку ФИО2 не являлся гражданином Российской Федерации и не проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, потому действие ст.43 Федерального закона , Федерального закона от 28.03.1998г., Федерального закона от 19.07.2011г., приказа МВД России от 05.06.2020г. на членов его семьи не распространяется; членам семьи погибшего была произведена выплата в соответствии с действовавшим на момент его гибели Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.2007г., а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.04.2018г.

Также автор жалобы указывает, что истцам организована выплата единовременной помощи в размере <данные изъяты> рублей.

В дополнениях на апелляционную жалобу апеллянт указывает, что судом при разрешении спора не учтены положения Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющего порядок прохождения службы в органах внутренних дел и того, что ФИО2, не являясь гражданином Российской Федерации и не проходя службу в органах внутренних дел Российской Федерации, не заключал контракт о прохождении службы с МВД по Республике Крым, каких-либо правоотношений с МВД по Республике Крым с ним не имелось, ввиду чего его семья не имеет права на компенсацию по случаю его гибели, предусмотренную ФЗ №3-ФЗ.

Также автора жалобы указывает, что порядок выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел или их близким родственникам в период с 2012 по 220 год был определен Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственником, утвержденной приказом МВД России от 18.06.2012 , положения которой не были учтены, ФИО2, не являясь гражданином Российской Федерации и не проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации кадровым подразделением МВД по Республике Крым не осуществлял сбор, оформление и представление в комиссию установленных Инструкцией документов.

При этом, по мнению автора жалобы, ФИО1 были достоверно известны нормы действующего законодательства, в связи с многочисленной перепиской по ее обращениям, однако в суд она обратилась только по окончанию производимых ей и членам ее семьи выплат, что, по мнению автора жалобы, свидетельствует о желании истицы неосновательно обогатиться путем злоупотребления правом на судебную защиту.

По мнению автора жалобы, признавая незаконным ответ МВД по Республике Крым от 03.05.2023г. суд первой инстанции признал незаконными п.п.1 ч.3 ст.43 и ст.25 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции.

Истцом ФИО1 решение суда в неудовлетворенной части исковых требований не обжалуется.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МВД по Республике Крым, действующий также в качестве представителя третьего лица – МВД России ФИО4 апелляционную жалобу, с учетом дополнений к ней, поддержал, указывая на наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Истцы и ответчик - Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым в заседание суда апелляционной инстанции не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Прокурором отдела Прокуратуры Республики Крым ФИО5 предоставлено заключение по делу, согласно которому прокурор указала на наличие оснований для выплаты истцам суммы единовременного пособия и отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, с учетом дополнений к ней, заслушав пояснения представителя ответчика, действующего также в качестве представителя третьего лица, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к нижеследующему.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на ответчика выплатить истцам единовременное пособие в размере <данные изъяты> рублей в равных долях каждому, в связи с гибелью 18 февраля 2014 года ФИО2, суд первой инстанции пришел к выводу, что исходя из ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», Порядка выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации и его близким родственникам, утвержденного приказом МВД России от 05.06.2020г. , с учетом положений Федерального Конституционного закона Российской Федерации №6-ФКЗ, отсутствием в материалах дела бесспорных доказательств выплаты единовременного пособия членам семьи в случае гибели сотрудника органов внутренних дел, единовременное пособие подлежит выплате истцам.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку последние соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению в данном случае, исходя из следующего.

Так, из материалов дела следует и судом установлено, что согласно заключению служебного расследования по фактам ранений, в т.ч. повлекших гибель, травмы, отравления, ранения сотрудниками БМОН «Беркут» ГУМВД Украины в АР Крым, полученных в ходе событий, имевших место 18.02.2014г. в г.Киеве от 21.03.2014г. (т.1 л.д.135-139), по результатам проведенного служебного расследования, в частности чрезвычайное происшествие, которое произошло 18.02.2014г. с сотрудниками БМОН «Беркут», в том числе прапорщиком милиции ФИО2, считать таким, которое произошло в период прохождения службы, при исполнении служебных обязанностей, связанный с непосредственной охраной общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью; комиссии по служебному расследованию группового несчастного случая связанного с получением ранений, травм, отравлений сотрудниками БМОН «Беркут» ГУМВД Украины в АР Крым и гибели милиционера оперативного взвода БМОН «Беркут» ГУМВД Украины в АР Крым прапорщика милиции ФИО2 составить акты установленного образца.

21.03.2014г. составлен соответствующий комиссионный акт расследования несчастного случая, который произошел 18.02.2014г. по форме Н-5 (т.1 л.д.140-142), из содержания которого усматривается, что в результате произошедшего 18.02.2014г. несчастного случая погиб старший прапорщик милиции ФИО2, <данные изъяты> отделения оперативного взвода БМОН «Беркут» ГУ.

Согласно акта о несчастном случае (в том числе ранения) старшего прапорщика милиции ФИО2, утвержденного Министром внутренних дел Республики Крым 21.03.2014г., несчастный случай со старшим прапорщиком милиции ФИО2, <данные изъяты> отделений оперативного взвода БМОН «Беркут» ГУМВД Украины в АР Крым считать таким, который произошел в период прохождения службы, при исполнении служебных обязанностей, связанный с непосредственной охраной общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью (т.1 л.д.17-18, 143-144).

Согласно указанного акта, несчастный случай произошел 18.02.2014г. около 21 часа 35 мин., в г.Киев площадь «Независимости», во время мероприятий с массовым скоплением людей; потерпевший являлся сотрудником БМОН «Беркут» ГУМВД Украины в АР Крым; должность, специальное звание потерпевшего – старший прапорщик милиции ФИО2 <данные изъяты> отделения оперативного взвода БМОН «Беркут» ГУМВД Украины в АР Крым.

Приказом МВД РК от 28.03.2014г. л/с исключен из списков личного состава в связи со смертью старший прапорщик милиции ФИО2, <данные изъяты> отделения оперативного взвода батальона милиции особого назначения «Беркут», 18.02.2014 года (т.1 л.д.133).

Согласно справке начальника ОПО ЦФО от 17.09.2014г. (т.1 л.д.114) 07.04.2014 ФИО1 обратилась в сектор обеспечения социальных выплат УФМО ГУ МВД Украины в АР Крым с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

10.04.2014г. в Управление Пенсионного фонда по выплате военных пенсий сданы материалы для назначения пенсии по случаю потери кормильца за погибшего отца на двоих детей: сын – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., сын – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р. Пенсия по случаю потери кормильца ФИО1 выплачена в августе 2014г., с доплатой с 01.03.2014г. почтой по фактическому месту проживания.

07.04.2014 ФИО1 обратилась с заявлением о выплате одноразовой денежной помощи в случае гибели сотрудника милиции в соответствии с Законом Украины «О милиции» от 20.12.1990г. постановлением Кабинета министров Украины от 12.05.2007 №707.

Одноразовая денежная помощь в сумме <данные изъяты> грн. (<данные изъяты> руб.) не выплачена из-за отсутствия средств на данную выплату.

Согласно справке об оказании помощи вдове сотрудника БМОН «Беркут» ФИО1, погибшего при исполнении служебных обязанностей в г.Киеве, (т.1 л.д.114, оборот, имеющейся в материалах дела, полученной из материалов пенсионного дела; т.1 л.д.242), была оказана следующая помощь: <данные изъяты> грн. – сотрудники подразделения «Беркут»; <данные изъяты> грн. – профсоюз аттестованных сотрудников милиции; <данные изъяты> грн. – жители г.Евпатории; <данные изъяты> рублей - МВД РФ; <данные изъяты> рублей – МВД РФ; 10.04.2014г. в Управление Пенсионного фонда по выплате военных пенсий сданы материалы для назначения пенсии по случаю потери кормильца за погибшего отца на двоих детей: сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р.; одноразовая денежная помощь в случае гибели сотрудника милиции в соответствии с Законом Украины «О милиции» от 20.12.1990г. и постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.2007г. в сумме ДД.ММ.ГГГГ грн. (ДД.ММ.ГГГГ руб.) будет выплачена в июне 2014г. по мере поступления средств из местного бюджета.

Согласно справке начальника ОПО ЦФО МВД по Республике Крым от 12.11.2018г. ФИО1 получает пенсию по случаю потери кормильца на детей: сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., сын ФИО3, 06.07.2004г.р. и является вдовой погибшего воина; на нее распространяются меры социальной защиты, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» (т.1 л.д.19).

Согласно ответа МВД по Республике Крым от 09.04.2020г. исх. на обращение ФИО1 по вопросу предоставления информации о произведенных выплатах последней было сообщено, что с 01.03.2014г. назначена пенсия по случаю потери кормильца на двоих детей – сына ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.р.) и сына ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ.р.) за погибшего отца – ФИО2 (погиб ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей на территории Украины).

19.01.2017 проведена единовременная денежная выплата в сумме 10 000 рублей на двоих детей в соответствии с Федеральным законом от 22.11.2016 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» №385-ФЗ; 29.06.2018 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.04.2018 №150 «О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации» проведена выплата единовременной материальной помощи в размере 370 500 рублей. Проведены выплаты летнего оздоровительного отдыха детей – сына ФИО2 и сына ФИО3.

Согласно справке начальника ОПО ЦФО МВД по Республике Крым от 12.12.2022 -арх ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р. являлся получателем пенсии по линии МВД по случаю потери кормильца за умершего отца старшего прапорщика милиции ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ от несчастного случая, который произошел в период прохождения службы, при исполнении служебных обязанностей, связанных с непосредственной охраной общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью, с 20.02.2014 по 31.07.2022 (т.1 л.д.20).

Письмом от 03.05.2023г. исх. МВД по Республике Крым сообщило ФИО1 об отсутствии оснований для выплаты единовременного пособия, предусмотренного ч.3 ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», поскольку данная выплата осуществляется исключительно гражданам Российской Федерации, проходящим службу в органах внутренних дел Российской Федерации; ФИО2 не являлся гражданином Российской Федерации и не проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации (т.1 л.д.21).

Согласно сведений МВД России, предоставленных по запросу суду первой инстанции (т.2 л.д.1-2), в материалах пенсионного дела членов семей погибшего сотрудника БМОН «Беркут» ФИО2 имеется справка, что единовременное денежное пособие в сумме <данные изъяты> гривен (<данные изъяты> рублей) не выплачено в связи с отсутствием денежных средств на данную выплату.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 04.04.2018г. 29 июня 2018 года ФИО1 на расчетный счет, открытый в РНКБ Банк (ПАО), зачислена единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей.

Право на получение единовременного пособия членами семьи погибшего ФИО2, являвшегося на момент гибели сотрудником органов внутренних дел ГУ МВД Украины в АР Крым, было реализовано в рамках законодательства Республики Украина.

Также указано, что члены семьи ФИО2 в круг лиц, имеющих право на единовременное пособие, предусмотренное ч.3 ст.43 Закона о полиции, не входят, поскольку на момент гибели ФИО2 являлся сотрудником органов внутренних дел ГУ МВД Украины; межведомственные соглашения между МВД России и МВД Украины по вопросу выплат в возмещение вреда, причиненного жизни при исполнении служебных обязанностей, не заключались.

По информации, представленной в рабочем порядке ФКУ «Центр социальной работы МВД России», в связи с гибелью сотрудников БМОН «Беркут» ГУ МВД Украины в АР Крым во исполнение поручения Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Колокольцева В.А. МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для оказания социальной поддержки сотрудникам МВД Украины, пострадавшим в результате массовых беспорядков в г.Киеве, был открыт счет, реквизиты которого были опубликован на официальном сайте МВД России для перечисления добровольных пожертвований.

В период с марта по сентябрь 2014 года была организована выплата единовременной помощи из собранных благотворительных средств на основании списков, поступающих из МВД по Республике Крым, УМВД России по г.Севастополю и ЦСН ГУ МВД России; прием и выдача денежных средств осуществлялись уполномоченным представителем некоммерческой организации «Служба социально-правовой защиты сотрудников МВД».

Документы (платежные поручения, расписки и иные документы), подтверждающие получение указанной благотворительной единовременной помощи членами семей погибших сотрудников БМОН «Беркут» и сотрудников, получивших увечья (травмы, ранения, контузии) в МВД России отсутствуют.

Согласно договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел регулируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".Федеральный закон №398-ФЗ от 01.12.2014г. «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей") граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей.

В силу п.1 ст.2 Федерального закона №398-ФЗ пенсионное обеспечение граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона и не относящихся к лицам, указанным в статье 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", с 1 января 2015 года осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Украины, органов и подразделений налоговой милиции Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, и членов их семей.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что 07.04.2014г. ФИО1 обратилась в сектор обеспечения социальных выплат УФМО ГУ МВД Украины в АР Крым с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца; 10.04.2014г. сданы материалы для назначения пенсии по случаю потери кормильца за погибшего отца на двоих детей: сын – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., сын – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р.; пенсия по потере кормильца на двоих сыновей назначена и выплачивалась ФИО1

Согласно ответа МВД по Республике Крым от 09.04.2020г. на обращение ФИО1 от 24.03.2020г., в частности указано на выплату в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 247-ФЗ выплаты ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей, в частности в 2018 и 2019 года (т.1 л.д.22-23).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 247-ФЗ (далее Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ) членам семьи, а также родителям сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, пропавшего без вести при выполнении служебных обязанностей, предоставляются меры социальной поддержки, в частности, выплачивается ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.43 Федерального закона "О полиции" членам семьи сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции.

Согласно заключения служебного расследования по фактам ранений, в т.ч. повлекших гибель, травм, отравлений, ранений сотрудниками БМОН «Беркут» ГУМВД Украины в АР Крым, полученных в ходе событий, имевших место 18.02.2014г. в г.Киеве, акта №1 о несчастном случае старшего прапорщика милиции ФИО2, утвержденных Министром внутренних дел Республики Крым подполковником милиции С.В. Абисовым 21.03.2014г. (л.д.135-139, 143-144) несчастный случай со старшим прапорщиком милиции ФИО2, <данные изъяты> отделений №1 оперативного взвода №1 БМОН «Беркут» ГУМВД Украины в АР Крым считать таким, который произошел в период прохождения службы, при исполнении служебных обязанностей, связанный с непосредственной охраной общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части признания незаконным отказа МВД по Республике Крым в выплате единовременного пособия и возлагая обязанность по выплате истцам соответствующего единовременного пособия в размере <данные изъяты> рублей в равных долях, суд первой инстанции учел приведенные выше положения действующего законодательства и оценив в их совокупности предоставленные в материалы дела доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о наличии оснований для выплаты истцам соответствующего единовременного пособия.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права, со ссылкой на положения Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 28.03.1998г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»; Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; приказы МВД России от 05.06.2020 «Об утверждении Порядка выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащего сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации или его близким родственникам», которые по существу сводятся к тому, что ФИО2 гражданином Российской Федерации не являлся, службу в органах внутренних дел Российской Федерации не проходил, потому отсутствуют законные основания для выплаты членам его семьи единовременного пособия отклоняются судебной коллегией как необоснованные, ввиду следующего.

Как было указано судебной коллегией ранее, сыновьям погибшего ФИО2ФИО2, ФИО3 была назначена пенсия по потере кормильца, которая выплачивалась их матери – ФИО1; помимо прочего, в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 247-ФЗ выплачивалось ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Названные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, закрепляющими право на труд (статья 37, часть 1) и право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, обязывают государство разработать эффективный организационно-правовой механизм возмещения гражданину или, в случае его гибели (смерти), членам его семьи вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей (абзац второй пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 7-П).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социальной защиты, которая должна строиться на принципах равенства, справедливости и соразмерности, выступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

Соответственно, правовое регулирование в сфере социального обеспечения, в том числе в силу вытекающих из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, должно гарантировать лицам, которым уполномоченными российским государством органами на основе законодательных предписаний были назначены пенсии, в данном случае пенсии детям погибшего ФИО2 по потере кормильца, выплачивались пособия, предусмотренные положениями Федерального закона N 247-ФЗ, восстановление прав в полном объеме, в том числе право на получение и иных предусмотренных действующим законодательством выплат (пособий), в данном случае единовременного пособия в соответствии со ст.43 Федерального закона «О полиции».

Доводы апелляционной жалобы о получении истцами выплаты в соответствии со ст.23 Закона Украины от 20.12.1990г. №565-XII «О милиции» и Постановлением Кабинета Министров Украины №707 от 12.05.2007г., действовавшими на момент гибели ФИО2, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами (т.1 л.д.114-115), а получение истцом ФИО1 денежной суммы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №150 от 9 апреля 2018 года «О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации» не свидетельствует о наличии оснований для отказа в выплате истцам единовременного пособия, предусмотренного положениями действующего законодательства, в связи с гибелью ФИО2, который погиб в период прохождения службы, при исполнении служебных обязанностей, связанных с непосредственной охраной общественного порядка, общественной безопасностью и борьбы с преступностью.

Доводы апелляционной жалобы, что судом не исследована и не дана оценка информации, изложенной в возражениях МВД по Республике Крым, а также в письме МВД России об оказании ФИО1 материальной помощи МВД России в размере <данные изъяты> рублей, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу, оценка которым дана судом первой инстанции по правилам ст.67 ГПК РФ.

Так, согласно ответа МВД России на запрос суда (т.2 л.д.1-2), в частности указано, что по информации, представленной в рабочем порядке ФКУ «Центр социальной работы МВД России», в связи с гибелью сотрудников БМОН «Беркут» ГУ МВД Украины в АР Крым во исполнение поручения Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Колокольцева В.А. МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для оказания социальной поддержки сотрудникам МВД Украины, пострадавшим в результате массовых беспорядков в г.Киеве, был открыт счет, реквизиты которого были опубликован на официальном сайте МВД России для перечисления добровольных пожертвований; в период с марта по сентябрь 2014 года была организована выплата единовременной помощи из собранных благотворительных средств на основании списков, поступающих из МВД по Республике Крым, УМВД России по г.Севастополю и ЦСН ГУ МВД России; прием и выдача денежных средств осуществлялись уполномоченным представителем некоммерческой организации «Служба социально-правовой защиты сотрудников МВД».

Указание на выплату истцам денежных средств в размере <данные изъяты> рублей также содержится в справке начальника отдела пенсионного обеспечения ЦФО от 17.09.2014г. (т.1 л.д.114).

Таким образом, соответствующие сведения, указанные стороной ответчика и третьего лица подлежат проверке, с учетом позиции истца ФИО1, которая получение средств в размере <данные изъяты> рублей отрицает, однако надлежащих и допустимых доказательств, бесспорно подтверждающих выплату (передачу) денежных средств в размере <данные изъяты> рублей ФИО1 в материалы дела не предоставлено.

Доводы представителя ответчика, являющегося также представителем третьего лица, об обращении ФИО1 в суд с данным иском по окончанию производимых ей и членам ее семьи выплат, при осведомленности о нормах действующего законодательства, желании истицы неосновательно обогатиться путем злоупотребления правом на судебную защиту отклоняются судебной коллегий как необоснованные, поскольку являются предположениями апеллянта, надлежащими и допустимыми доказательствами не подтверждены, и в данном случае, с учетом категории стороны истца, реализация ими права на судебную защиту не может быть расценена как злоупотребление правом и желание обогатиться.

Истцы, обращаясь в суд за судебной защитой своих прав, претендуют на получение соответствующего единовременного пособия, право на получение которого предусмотрено положениями действующего законодательства.

Ответчик о пропуске истцами срока обращения в суд не заявлял.

Доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений к ней, об отсутствии оснований для признания незаконным ответа МВД по Республике Крым от 03.05.2023г., который предоставлен истцу ФИО1 в рамках рассмотрения поступившего от нее обращения, в порядке Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, и тем самым признание судом незаконным п.п.1 ч.3 ст.43 и ст.25 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств; исходя из содержания ответа МВД по Республике Крым от 03.05.2023г. на обращение ФИО1 по вопросу выплаты единовременного пособия, предусмотренного ч.3 ст.43 Федерального закона №3-ФЗ от 07.02.2011, в ответе фактически выражен отказ произвести выплату такого пособия (т.1 л.д.21).

Доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений к ней, что порядок выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел или их близким родственникам в период с 2012 по 220 год был определен Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственником, утвержденной приказом МВД России от 18.06.2012 №590, положения которой не были учтены, ФИО2, не являлся гражданином Российской Федерации и не проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, ввиду чего кадровым подразделением МВД по Республике Крым не осуществлялся сбор, оформление и представление в комиссию установленных Инструкцией документов, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку фактически сводятся к доводам о том, что ФИО2 не являлся гражданином Российской Федерации и не проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, оценка которым уже была дана судебной коллегией выше.

Иные доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений к ней, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено.

Разрешая спор, суд отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1 в части возложения на ответчика обязанности назначить и выплатить ФИО1 пособие по потере кормильца.

Истцом решение суда в указанной части не обжалуется, в связи с чем, исходя из положений ст.327.1 ГПК РФ, решение суда в указанной части не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Крым ФИО4 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.05.2024.

Председательствующий Т.С. Готовкина

Судьи Н.Н. Заболотная

Ю.А. Сафонцева

33-4432/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Федюкина Екатерина Валерьевна
Федюкин Сергей Андреевич
Федюкин Даниил Андреевич
Ответчики
Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым
Министерство Внутренних Дел по Республике Крым
Другие
МВД России
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
26.03.2024Передача дела судье
24.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2024Передано в экспедицию
22.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее