УИД: 66RS0004-01-2019-010230-90
Административное дело № 5-26/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Сухой Лог |
06 мая 2020 года |
Судья Сухоложского городского суда Свердловской области Васькова Оксана Николаевна, находясь по адресу: 624800, Свердловская область, г.Сухой Лог, ул.Победы, 3,
с участием:
защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Григорьева О.Г. (по доверенности от 24.10.2019 года), Соловьева М.С. (на основании доверенности от 14.11.2019 года)
представителя Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Милкова И.Г. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица
общества с ограниченной ответственностью «Староцементный завод», №, дата регистрации 04.04.2003 года, юридический адрес: <адрес>
установил:
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении в ходе проведенной Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 16.07.2019 по 12.08.2019 внеплановой выездной проверки ООО «Староцементный завод» установлено, что 11.09.2019 на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу <адрес>, ООО «Староцементный завод» под видом рекультивации земельного участка с кадастровым номером № несанкционированное размещение (складирование) отходов в не предназначенном для этого месте, а именно на неподготовленный для размещения отходов земельный участок, на котором отсутствуют специально оборудованные места для таких целей, а также объекты размещения отходов, что в свою очередь привело к порче земель названного земельного участка, что является нарушением ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ч.1, 2 ст. 13.4, ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В судебном заседании защитник юридического лица Григорьев О.Г. указал, что не согласны с протоколом по делу об административном правонарушении, вину юридического лица не признал. Суду пояснил, что административный орган по итогам проверки сделал лишь предположение о том, что на указанных земельных участках имеются навалы отходов производства и потребления, и сам указал на необходимость получения результатов лабораторных исследований отобранных веществ для перевода своих предположений в разряд установленных фактов. При проведении экспертизы проб изъятых веществ эксперт не смог ответить на вопрос, к какому виду отходов относятся отобранные пробы веществ, установлен класс опасности, но данные вещества не являются. Инертные материалы, используемые в производстве, административный орган позиционирует как отходы. Иных инструментальных исследований, связанных с определением изъятых проб веществ с отходами производства и потребления, в деле не имеется. Административным органом установлен лишь факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером №, навалов неких веществ – идентификация же их в качестве отходов производства и потребления в деле отсутствует. Отсутствует и такой элемент объективной стороны правонарушения, как размещение отходов. Рекультивация Сухоложского карьера известняков еще не завершена.
Защитник Соловьев М.С. в судебном заседании указал, что Акт проверки от 19.09.2019 № 490 не отвечает требованиям законодательства, поскольку не подписан рядом должностных лиц. Из Акта обследования № 1 от 08.08.2019 следует, что произведен осмотр производственной площадки ООО «Староцементный завод», расположенной по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером №), в то время как в протоколе указан земельный участок с кадастровым номером №. Указал, что согласно экспертного заключения № 35 от 14.09.2010 ФИО5 по результатам историко-культурных изысканий в зоне хозяйственной деятельности ООО «Староцементный завод» поверхностный грунтовый слой на проектируемом участке полностью уничтожен в результате добычи известняка, в силу чего предполагать наличие на данном участке объектов культурного наследия бесперспективно. Указал, что идентификация мест отбора проб не проводилась, координаты точек не указаны, соотнести с картой участка невозможно. При проведении анализов проб отходов закончилась поверка у «Влагомера термогравиметрического», поверка до 06.09.2019, а дата окончания анализа 10.09.2019. При проведении маркшейдерских работ установлено лишь изменение рельефа, а не размещение отходов. Просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Милков И.Г. указал, что допущенные ООО «Староцементный завод» нарушения требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов установлены материалами дела, подтвердил наличие выявленных нарушений требований законодательства при проведении проверки.
Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений.
В целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Событие правонарушения и виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу, устанавливаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ " определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
В силу ч. 1, 2 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.09.2019 на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период с 16 июля по 12 августа 2019 года специалистами Росприроднадзора выявлено, что ООО «Староцементный завод» под видом рекультивации земельного участка с кадастровым номером № осуществляет несанкционированное размещение (складирование) отходов в не предназначенном для этого месте, а именно на неподготовленный для размещения отходов земельный участок, на котором отсутствуют специально оборудованные места для таких целей, а также объекты размещения отходов, что в свою очередь привело к порче земель названного земельного участка.
Согласно Договора аренды земельного участка № 874 от 27.12.2006 (с учетом соглашения к данному договору от 29.09.2010) земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в аренду ООО «Староцементный завод». Согласно Выписке из ЕГРН (т.2 л.д.206-221) вид разрешенного использования: под санитарно-охранную зону промышленной организации при условии рекультивации нарушенных земель южного участка Сухоложского карьера известняков твердыми производственными отходами 4-5 классов.
При осмотре территории производственной площадки ООО «Староцементный завод», расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что на территории предприятия расположен отвал отходов вскрышных пород, пробы которых отобраны, на южном склоне отработанного карьера установлено захламление территории отходами ТКО. Данный факт подтвержден составленным в ходе проведения осмотра производственной территории ООО «Староцементный завод» Актом обследования № 1 от 08.08.2019 с приложением фототаблицы.
Так, в представленном Акте обследования № 1 от 08.08.2019 с приложением фототаблицы, не указан кадастровый номер участка, его координаты, не указано где расположены навалы на земельном участке. Из представленного Акта не предоставляется возможным установить где расположены навалы вещества визуально схожего с отходами: с кадастровым номером № или смежном с ним участке, так как нет привязки к местности и карте. Фотографии, представленные в фототаблице также не содержат описания снимка и адреса, по которому производилось фотографирование.
Схемы расположения отбора точечных проб отходов (т.1 л.д.30), так и схема расположения мест отбора точечных проб почвы и отходов (т.1 л.д.122) не привязаны к местности и карте, не имеют координат участка и мест отбора проб. Изображенный на схеме земельный участок не соотносится с кадастровым планом земельного участка с кадастровым номером № (т. 1 л.д.104-105).
Экспертное заключение № 19-12/129 от 30.08.2019, сделанное на основании Отчета Маркшейдерские работы содержит выводы о том, что сравнение объемов предполагаемого загрязнения на всех обследуемых участках выявило увеличение объемов размещения в 2019 году по сравнению с 2011 и 2015 годами. При этом юридическим лицом представлены документы, подтверждающие, что на земельных участках, в том числе с кадастровым номером №, также размещены вещества, используемые для рекультивации карьера и размещенные в виде навалов: глина, песок, техногенный грунт. Указание на данные вещества и их размещение в пределах земельного участка с кадастровым номером № в заключении не отражено.
При этом в экспертном заключении от 16.09.2019 № 3/2019 указано, что в ходе анализа фотоматериалов на земельных участках с кадастровыми номерами №, № расположены навалы вещества визуально схожего с отходами, что в свою очередь подтверждается характером навала, а также отсутствием планировки земельного участка. Однако, ввиду отсутствия данных об инструментальном подтверждении фактов нахождения на данном земельном участке именно отходов, сделать вывод о нанесении ущерба компонентам окружающей среды не представляется возможным.
Согласно экспертному заключению № 19-10/132 от 11.09.2019, Актов отбора пробы отхода №№ 1,2,3 от 29.08.2019 «Пыль цементная», «Пыль газоочистки щебеночная», «Пыль керамическая» по расчету класса опасности отхода для окружающей среды соответствуют IV классу опасности; исходя их химического состава отобранных проб отходов невозможно определить к какому виду отходов, относятся указанные пробы.
При этом при отборе указанных проб должностным лицом ООО «Староцементный завод» было указано, что наименование вещества в Актах отбора проб отхода не соответствует его наименованию.
Иных доказательств подтверждающих, что указанные вещества являются отходами, а не иными веществами, и на основании чего административный орган пришел к такому выводу, суду не представлено.
Невозможно сделать вывод о том, что превышение показателей предельно допустимой концентрации химических веществ в почве, указанных в заключении, допущены в результате размещения отходов ООО «Староцементный завод».
Таким образом, суд приходит к выводу, что должностным лицом не доказано, что ООО «Староцементный завод» не выполняет требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №.
Кроме того, акт проверки от 19.09.2019 № 490 в нарушение п. 9 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подписали 6 должностных лиц из 10.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным, в связи с чем административная ответственность по ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает с момента совершения действий или бездействия, составляющих объективную сторону. В связи с чем, ссылка административного органа на наличие вреда в результате порчи почв, не влияет на состав административного правонарушения по указанной статье. Учитывая, что административным органом составлен протокол в отношении ООО «Староцементный завод» по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При данных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Староцементный завод» подлежит прекращению на основании п.2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Староцементный завод» - прекратить на основании п.2 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения.
Копию постановления направить ООО «Староцементный завод», Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области О.Н. Васькова