Решение по делу № 2а-2576/2021 от 03.03.2021

    УИД32RS0027-01-2021-001698-32

    Дело № 2-2576/2021

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года                             г. Брянск

Советский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи                    Степониной С.В.

при секретаре                             Мехедовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко Олега Анатольевича к начальнику ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России Шкуридиной Ирине Михайловне, ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области о взыскании компенсации вреда, причиненного нарушением условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Савченко О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что отбывает наказание в ФКУ «ИК №1» УФСИН по Брянской области, является инвалидом, с 2017 по 2021 испытывает невыносимые боли, терпит издевательства и страдания, выраженные в неоказании медицинской помощи, приведшие к ухудшению состояния здоровья. В 2017 году поставлен на медицинский учет. Его заявление о том, что нужна операция <данные изъяты> руководство ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России восприняло критически. 13.02.2018 травматолог ГБУЗ «Брянская областная больница №1» предвзято отнесся к истцу, поставил диагноз, не осмотрев пациента.

В марте 2018 года ответчик Шкуридина И.М. отказала истцу в проведении медицинских обследований (КТ и МРТ). 29.05.2018 истца повторно обследовал травматолог, после проведения МРТ установлен новый диагноз, рекомендовано лечение, впоследствии группа инвалидности изменена с третьей на вторую. 19.09.2018 административный ответчик Шкуридина И.М. направила запрос в медицинское учреждение г. Смоленска о проведении операции, приложив заключение травматолога от 13.02.2018, в не от 18.07.2018. Ввиду отсутствия возможности проведения операций 20.09.2018 и приобщении неактуального медицинского заключения было отказано в проведении операции. После жалобы Президенту РФ был направлен запрос в Департамент здравоохранения о внесении данных о пациенте в систему мониторинга высокотехнологичной медицинской помощи. 29.10.2018 получен отказ ввиду отсутствия регистрации истца на территории Брянской области. ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России был направлен запрос в УВМ УМВД о регистрации истца, ответ на который получен 24.04.2019. После этого истец запросил у административного ответчика Шкуридиной И.М. информацию о договоре между ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России и медицинским учреждением г. Смоленска. 03.07.2019 получен ответ о том, что заключение договора не требуется В ноябре 01.06.2020 Прокуратурой в адрес административного ответчика Шкуридиной И.М. направлено представление об обязании дать ответ заявителю. В ноябре 2020 истца вызвали к Шкуридиной И.М. для подписания согласия на проведении операции. 16.12.2020 операция была проведена. Все вышеперечисленные действия нарушают права истца на здоровье.

Ссылаясь на нормы Конституции Российской Федерации, истец просит суд взыскать с Российской Федерации за допущенные нарушения условий содержания в исправительном учреждении, выраженные в неоказании медицинской помощи компенсацию вреда в размере 8 000 000 рублей.

Определением суда от 18.08.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 6 ст. 227.1 КАС РФ.

В судебном заседании 18.08.2021, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи в порядке ст. 155.1 ГПК РФ, истец Савченко О.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Согласно расписке извещение о месте и времени рассмотрения дела 12.10.2021 года, а также письменные возражения ответчика, истцом получены 01.09.2021 года.

В силу ч. 1 ст. 155.1 ГПК РФ при наличии в судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом или по инициативе суда.

Положения ст. 155.1 ГПК РФ не содержат безусловной обязанности суда организовать участие лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы при рассмотрении гражданского дела посредством видеоконференц-связи.

Судом заблаговременно было направлено в адрес ФКУ «ИК-1» УФСИН России по Брянской области требование в оказании содействия в проведении судебного заседания посредством видео-конференц связи 12.10.2021 с участием истца Савченко О.А. В тоже время в назначенное время организация видеоконференц-связи со стороны ФКУ «ИК-1» УФСИН России по Брянской области не обеспечена, о чем в материалы дела предоставлена справка об отсутствии технической возможности в колоннии.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года № 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и Протоколов к ней" лишенное свободы лицо вправе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу.

При этом в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других федеральных законах не предусмотрена возможность этапирования лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, для обеспечения их права на личное участие в разбирательстве судами гражданских дел, по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса.

Не гарантировано данное право и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, поскольку статья 6 Конвенции гарантирует не право на личное присутствие в суде по гражданским делам, а более общее право эффективно представлять свое дело в суде и находиться в равном положении по отношению к противной стороне.

В случае же участия осужденного к лишению свободы в качестве стороны в гражданском деле его право довести до суда свою позицию может быть реализовано и без личного участия в судебном разбирательстве через представителя.

С учетом изложенного суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В судебное заседание ответчики начальник ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России Шкуридина И.М., представители ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, ФСИН России, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области, не явились, о времени и месте разбирательства уведомлены надлежащим образом. От Министерства финансов Российской Федерации в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя. Ходатайств об отложении дела не заявлено.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).

Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в ИУ производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы". Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача ИУ, а при отсутствии в ИУ врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у ИУ заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации (пункт 125).

Прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы. Экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни осужденного, осуществляется круглосуточно (пункт 127).

При невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125).

Пунктом 33 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, установлено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.

ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, среди прочего осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, их лекарственное обеспечение, имеет статус медицинской организации.

Из материалов дела следует, что истец Савченко О.А. состоит на диспансерном наблюдении в филиале «Медицинская часть № 1» ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России. Имеющийся диагноз истца был выставлен при первичном медицинском осмотре, который он прошел 23.03.2015 в ФКУ «СИЗО-4» УФСИН России по Московской области. В дальнейшем диагноз был подтвержден результатами рентгенологических обследований, выполненных в стационаре филиала «Больница» ФКУЗ «МСЧ-77» ФСИН России в 2016, 2017 годах.

После перевода в ФКУ «ИК-1» УФСИН России по Брянской области Савченко О.А. принят на диспансерное наблюдение с заболеванием <данные изъяты>. В Бюро № 9 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области» Савченко О.А. была установлена третья группа инвалидности бессрочно.

13.02.2018 главный травматолог ГАУЗ «Брянская областная больница № 1» установил диагноз Савченко О.А., рекомендовал ходьбу с использованием трости, операцию <данные изъяты>, которую рекомендовал провести после освобождения из мест лишения свободы. 10.05.2018 Савченко О.А. осмотрел терапевт, назначил консультацию травматолога-ортопеда.

29.05.2018 истца осмотрел травматолог-ортопед ГАУЗ «Брянская областная больница № 1», рекомендовал операцию <данные изъяты> в плановом порядке и проведение МРТ <данные изъяты>. 19.06.2018 Савченко О.А. выполнили МРТ обоих <данные изъяты>. 18.07.2018 его осмотрел травматолог ГАУЗ «Брянская областная больница № 1», рекомендовал оперативное лечение в плановом порядке. 17.08.2018 Савченко О.А. осмотрел терапевт филиала «Медицинская часть № 1» ФКУЗ «МСЧ-32» на медико-социальную экспертизу для изменения группы инвалидности.

С целью организации оказания осужденному Савченко О.А. высокотехнологичной медицинской помощи 19.09.2018 ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России направило запрос в ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения РФ (г. Смоленск).

05.10.2018 Савченко О.А. провели Медико-социальную экспертизу, по итогам которой установлена вторая группа инвалидности.

Письмом от 19.10.2018 главный врач ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России разъяснил порядок оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи и отказал в приеме осужденного на лечение в клинику. В качестве причин отказа в приеме Савченко О.А. на лечение он указал отсутствие условий для оказания медицинской помощи осужденному и рекомендацию травматолога-ортопеда ГАУЗ «Брянская областная больница № 1» о проведении данной операции после освобождения из мест лишения свободы.

Для обеспечения возможности истцу получить высокотехнологичную медицинскую помощь в других федеральных клиниках начальником ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России в Департамент здравоохранения Брянской области были направлены медицинские документы осужденного Савченко О.А. для их внесения в специализированную информационную систему мониторинга высокотехнологичной медицинской помощи.

Письмом от 29.10.2018 № ДЗ-5287 директор Департамента здравоохранения Брянской области сообщил о том, что сведения на пациента Савченко О.А. не могут быть внесены в специализированную информационную систему мониторинга высокотехнологичной медицинской помощи в связи с отсутствием у него регистрации на территории Брянской области.

Савченко О.А. продолжал наблюдаться и получать лечение в филиале «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России до конца 2018 года. В период с 21.01.2019 по 31.01.2019 находился на обследовании и лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России. После проведенного лечения истец выписан из больницы в удовлетворительном состоянии с рекомендацией продолжить наблюдение по месту отбывания наказания.

16.04.2019 из УМВД России по Брянской области получена адресная справка о регистрации Савченко О.А. по <адрес>, (адрес ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области). В период с 24.05.2019 по 06.06.2019 Савченко О.А. находился на обследовании и лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России. 19.06.2019 проведена комплексная томография <данные изъяты>, 09.07.2018 и 16.08.2019 проведены консультации врача-травматолога в ГАУЗ «Брянская областная больница № 1», рекомендовано <данные изъяты> в плановом порядке.

Сформированный заново пакет документов на Савченко О.А. был направлен в Департамент здравоохранения Брянской области для размещения в специализированной информационной системе оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В качестве документа, подтверждающего регистрацию Савченко О.А. на территории Брянской области, предъявлена Адресная справка УМВД России по Брянской области.

Письмом от 03.10.2019 № 1-ДЗ-8096 Департамент здравоохранения Брянской области сообщил Савченко О.А. о том, что врачебная комиссия ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г. Смоленск) отказала ему в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Оригинал заключения врачебной комиссии ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России и письмо Департамента здравоохранения Брянской области вручены истцу под роспись.

<дата> Савченко О.А. освидетельствован Бюро № 9- филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области», ему подтверждена 2 группа инвалидности на срок до <дата>

Поскольку уполномоченными медицинскими работниками согласно выставленному диагнозу Савченко О.А. рекомендована операция <данные изъяты> в плановом порядке, необходимость экстренного медицинского вмешательства из обстоятельств дела не усматривается.

Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 10.12.2019 по делу №02-5697/2019 (УИД 77RS0007-01-2019-010103-37), вступившим в законную силу, исковые требования Савченко О.А. к начальнику Управления организации Медико-санитарного обеспечения ФСИН России, ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» о признании незаконным непроведения операции и об обязании ее проведения, о компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения в полном объеме.

Тем не менее, в целях проведения рекомендованной операции <данные изъяты> ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России 24.12.2019 направлена заявка в УОМСО ФСИН России на выделение денежных средств на 2020 год для оказания высокотехнологичной медицинской помощи и протезирования осужденному Савченко О.А.

03.06.2020 направлен запрос № 98 - 827 в адрес ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России с целью заключения договора об оказании медицинской помощи для проведения оперативного лечения <данные изъяты> осужденному Савченко О.А., на основании постановления Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Письмом от 05.06.2020 № 02-03-05/626 ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г. Смоленск) в ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России запрошена информация о невозможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи истцу в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

02.07.2020 направлен повторный запрос № 98-1040 в адрес ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России с целью заключения договора об оказании медицинской помощи осужденному Савченко О.А. с указанием информации о невозможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи и отсутствии условий для ее оказания в учреждениях ФСИН России.

16.12.2020 Савченко О.А. была проведена операция <данные изъяты> в ГАУЗ «Брянская областная больница № 1».

Суд отклоняет доводы истца о том, что должностные лица ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России относились к нему предвзято, в связи с чем состояние здоровья ухудшилось и привело к увеличению группы инвалидности. Доказательств причинно-следственной связи между действиями ответчиков и последствиями в виде установления Савченко О.А. новой группы инвалидности в судебное заседание не предоставлено.

Доводы истца о нарушении условий содержания в исправительном учреждении, выраженные в неоказании медицинской помощи, опровергаются данными медицинской карты, в которой последовательно отражены все этапы медицинских обследований, действия должностных лиц, направленные на организацию операции <данные изъяты>. Совокупность указанных действий должностных лиц ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России привела к получению необходимого лечения Савченко О.А. Согласно выписному эпикризу истца после проведенной операции в стационарном лечении он не нуждается, <данные изъяты> в удовлетворительном состоянии.

Анализируя совокупность исследованных доказательств, суд не усматривает нарушений в действиях ответчиков, представленные материалы свидетельствуют о надлежащем исполнении должностными лицами ФКУЗ «МСЧ-32 ФСИН России» обязанностей, факты нарушения права Савченко О.А. на оказание медицинской помощи не подтвердились, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

На основании изложенного, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд.

    Р Е Ш И Л :

Исковые требования Савченко Олега Анатольевича к начальнику ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России Шкуридиной Ирине Михайловне, ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                              С.В. Степонина

Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2021 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2021 года.

2а-2576/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Савченко Олег Анатольевич
Ответчики
Начальник ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России по Брянской области Шкуридина Ирина Михайловна
УФСИН России по Брянской области
ФСИН России
Министерство Финансов России
УФК России по Брянской оласти
ФКУЗ "МСЧ-32" ФСИН России
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Степонина Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
03.03.2021Регистрация административного искового заявления
03.03.2021Передача материалов судье
09.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2021Судебное заседание
21.07.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
12.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее