Решение по делу № 2-2721/2019 от 20.09.2019

<данные изъяты>

Дело № 2-2721/2019 мотивированное решение изготовлено 11.11.2019

                                        

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 ноября 2019 года                             г. Первоуральск

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Кутенина А.С.,

при секретаре Беляевских К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2721/2019 по иску исполняющего обязанности Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях И.А. Чернавских, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казённому учреждению «Колония-поселение» № 66 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказания России об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чернавских И.А. обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению «Колония-поселение» № 66 ГУФСИН России по Свердловской области (далее по тексту – ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области (далее по тексту - ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральной службе исполнения наказания России (далее по тексту – ФСИН России) об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки 17.07.2019 года в исправительном учреждении - Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 66» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания Свердловской области по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, д. Старые Решеты.

В обоснование иска указано, что Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области на основании ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6, 17.07.2019 проведена целевая проверка выполнения в ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области требований законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 82 УИК РФ, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановления правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» в учреждении не в полной мере соблюдаются правила и нормы пожарной безопасности. Выявлены следующие нарушения:

В здании гаража отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч. 1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; СП 5.13130.2009* таблица А.1 пункт 4.1.2.1).

В здании гаража отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; СП 3.13130.2009* таблица 2 пункт 17).

Не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы здания пожарного депо. Отсутствует протокол испытания. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) п.24).

В зданиях пожарного депо, общежитиях отряда № 1 и № 2, штаба и столовой автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в не исправном состоянии. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390) п.61).

В здании отряда №1 (блок карантина) помещение электрощитовой установлена дверь, не являющаяся противопожарной с пределом огнестойкости не менее 0,6ч. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч. 1 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; СНиП 2.08.02-89* п. 1.82).

В здании отряда №1 помещение для приема пищи не защищено дымовыми пожарными извещателями (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64 НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании отряда №1 помещение для хранения личных вещей не защищено дымовыми пожарными извещателями (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64 НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании общежития отряда №2 на втором этаже ширина эвакуационных выходов менее 1,2 метра (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; СНиП 21-01-97* п.6.16).

Не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы здания общежития №2. Отсутствует протокол испытания. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) п.24).

В здании банно-прачечного комплекса на втором этаже помещения вещевого склада не защищены дымовыми пожарными извещателями. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64 НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании банно-прачечного комплекса на втором этаже в помещениях вещевого склада отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч. 1 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 104-03, таб.2, п.п. 4, 20; СП 3.13130.2009* таблица 2 пункт 17).

Не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы здания банно-прачечного комплекса. Отсутствует протокол испытания. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) п.24).

В здании дежурной части на первом этаже помещения здравпункта не защищены дымовыми пожарными извещателями. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «0 техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64. НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании дежурной части на первом этаже (здравпункт) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 84-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 104-03, таб.2, п.15).

В здании церкви не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч. 1 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 110-03, п.4, табл.1 п.9, СП 5.13130.2009* таблица А.1 пункт 9).

В здании церкви отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 104-03, таблица 2, пункт 9, СП 3.13130.2009* таблица 2 пункт 7).

В хозяйственном дворе бытовом здании не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 110-03, п.4, табл.1 п.7.2, СП 5.13130.2009* таблица А.1 пункт 7.2).

В хозяйственном дворе бытовом здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 104-03, таб.2, п. 15, СП 3.13130.2009* таблица 2 п.п. 12, 16).

В здании штаба, помещения тылового обеспечения и группы по воспитательной работе не защищены дымовыми пожарными извещателями. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64. НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании функциональной пожарной опасности Ф 1.2 (общежития отряда № 1 и № 2) система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующий этот сигнал организации. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 83 пункт 7).

На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390) п. 20).

На объекте отсутствуют акты об исправности систем и установок противопожарной защиты. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 п.61).

Кроме того, ранее прокуратурой выявлялись аналогичные нарушения в сфере противопожарной безопасности, в связи с чем в адрес начальника ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области вынесены представления об устранении нарушений закона. По итогам рассмотрения представлений факты нарушений подтверждены, ответственные лица наказаны, что подтверждается ответом на представление КП-66 от 01.04.2019 и 17.07.2019. Согласно ответам на представления прокуратуры, руководство администрации ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области ссылается на недостаток денежных средств для устранения данных нарушений.

Невыполнение требований законодательства о пожарной безопасности администрацией ФКУ КП-66 ГУ ФСИН России по Свердловской области, заключающееся в не оборудовании объектов учреждения с массовым пребыванием людей автоматической пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах и неподдержании их в исправном состоянии, а также нарушения других правил пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье пребывающих там неопределенного круга лиц и создаёт условия для возникновения пожароопасной ситуации сверх допустимого пожарного риска. Административные, жилые и производственные объекты ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области являются помещениями (зданиями) с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (осужденных, их родственников, сотрудников УИС, посетителей учреждения). Ежедневно в учреждение прибывают осужденные для отбывания наказания, а также освобождаются осужденные по различным основаниям. Ежедневно на свидания к осужденным прибывают близкие родственники, адвокаты (защитники) и иные лица. Ежедневно в различное время на объектах (в зданиях и помещениях) ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области по своим служебным обязанностям может находиться неопределенный круг лиц из числа сотрудников учреждения, иных представителей ФСИН России, работников органов следствия и дознания, прокуратуры, судов, иных представителей надзорных и контролирующих органов и общественных организаций. Таким образом, состав и количество лиц, пребывающих на объектах (в зданиях и сооружениях) КП-66, постоянно меняется, в связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, так как в данном случае определить точный перечень лиц, чьи права на пожарную безопасность нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным. В соответствии с Уставом ФКУ КП-66, утвержденным приказом ФСИН России от 22.09.2016 № 751 данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация в лице ФСИН России. Согласно пунктам 5.8, 5.12 Устава, источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области в установленном законодательством порядке. С учетом изложенного, а также на основании ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденным приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214, Приказа ФСИН России от 31.03.2005 № 222, истец просит обязать ФКУ «Колония-поселение» № 66 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России устранить выявленные недостатки.

От представителя ответчика ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области Спажакиной О.С. поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку деятельность учреждения, в том числе по обеспечению требований пожарной безопасности зависит от лимитов, выделенных из средств федерального бюджета, при выделении из федерального бюджета бюджетных средств, ФКУ КП-66 устранит выявленные недостатки в полном объеме в добровольном порядке (л.д. 62-66).

От представителя ответчика ФСИН России Ватолиной М.А. поступил отзыв, согласно которому просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку ряд выявленных нарушений частично устранен, а также поскольку ГУФСИН не имеет собственных денежных средств, необходимых для проведения вышеуказанных мероприятий, поскольку денежные средства ГУФСИН также выделяются из федерального бюджета на определенные цели. В компетенцию ГУФСИН не входят полномочия главного распорядителя, предусмотренные п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. ГУФСИН России не является собственником в отношении имущества учреждения, следовательно, на ГУФСИН обязанность по обеспечению денежными средствами ФКУ КП-66 не может быть возложена. Считает неправомерным обязывать ФСИН России, ГУФСИН довести до ФКУ КП-66 лимиты бюджетных обязательств в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, так как на ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России не возложена обязанность финансирования подведомственных учреждений, хотя и является согласно Бюджетного кодекса РФ распорядителем бюджетных средств и главным распорядителем, но только в том случае если данные лимиты денежных средств имеются в наличии. При отсутствии же лимитов бюджетных обязательств ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России не несут ответственности за недостаточность денежных средств. Поскольку решение вопроса об устранении нарушений требований федерального законодательства в области пожарной безопасности в ФКУ КП-66 зависит от соответствующего финансирования из средств федерального бюджета, а органы прокуратуры и суд, в свою очередь не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственных органов, и их подведомственных учреждений либо подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов о формировании бюджета и выделении бюджетных ассигнований на соответствующие нужды, полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется (л.д. 85-88).

Представитель истца помощник прокурора Абдуллаев С.С. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика ГУФСИН России по Свердловской области по доверенности (л.д. 103) Раздьяконова М.С. в судебном заседании исковые требовании не признала.

Представитель ответчика ФСИН России по доверенности (л.д. 61), представляющая также интересы ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области по доверенности (л.д. 60) Раздьяконова М.С. в судебном заседании исковые требовании не признала, дополнительно пояснила, что выявленные нарушения имеют место быть, однако в настоящее время они частично устранены, для устранения оставшейся части нарушений необходимы денежные средства, которые были запрошены из средств федерального бюджета, а также заключены договоры для устранения нарушений требования пожарной безопасности.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьями 18 и 46 Конституции РФ определено, что права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Казённое учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (Статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными Приказом ФСИН РФ от 30.03.2005 № 214, начальник учреждения и органа ФСИН России обязан обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, а также содержание подразделения ВПО учреждения.

Согласно п. 2.5.1 устава ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области, обеспечение пожарной безопасности, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения, является предметом и целью деятельности Учреждения.

В силу ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казённым учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведённых казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учётом принятых и неисполненных обязательств.

В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества.

Согласно Уставу ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области является федеральным казенным учреждением (л.д. 41-55).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях осуществляется надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ КП-66 ГУФСИН по Свердловской области, расположенного по адресу: 623148, Свердловская область, г. Первоуральск, д. Старые Решеты, предназначенного для содержания осужденных.

Судом установлено, что на балансе учреждения ФКУ КП-66 ГУФСИН по Свердловской области находится здание гаража, здание пожарного депо, здание отряда № 1: блок карантина, помещение для приема пищи, помещение для хранения личных вещей, Здание отряда № 2: общежитие, здание банно-прачечного комплекса, здание дежурной части, здание церкви, бытовое здание: хозяйственный двор, здание штаба, территория деревообрабатывающего пред приятия, здание функциональной пожарной опасности Ф 1.2: общежития отряда № 1 и № 2.

Отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области по поступившему требованию от Заместителя прокурора Свердловской области в ФКУ КП-66 ГУФСИН по Свердловской области 17.07.2019 принято участие в проверке, проводимой прокуратурой Свердловской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по соблюдению законов в исправительных учреждениях, в ходе которой выявлены следующие нарушения:

В здании гаража отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч. 1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; СП 5.13130.2009* таблица А.1 пункт 4.1.2.1).

В здании гаража отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; СП 3.13130.2009* таблица 2 пункт 17).

Не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы здания пожарного депо. Отсутствует протокол испытания. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) п.24).

В зданиях пожарного депо, общежитиях отряда № 1 и № 2, штаба и столовой автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в не исправном состоянии. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390) п.61).

В здании отряда №1 (блок карантина) помещение электрощитовой установлена дверь, не являющаяся противопожарной с пределом огнестойкости не менее 0,6ч. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч. 1 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; СНиП 2.08.02-89* п. 1.82).

В здании отряда №1 помещение для приема пищи не защищено дымовыми пожарными извещателями (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64 НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании отряда №1 помещение для хранения личных вещей не защищено дымовыми пожарными извещателями (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64 НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании общежития отряда №2 на втором этаже ширина эвакуационных выходов менее 1,2 метра (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; СНиП 21-01-97* п.6.16).

Не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы здания общежития №2. Отсутствует протокол испытания. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) п.24).

В здании банно-прачечного комплекса на втором этаже помещения вещевого склада не защищены дымовыми пожарными извещателями. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64 НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании банно-прачечного комплекса на втором этаже в помещениях вещевого склада отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч. 1 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 104-03, таб.2, п.п. 4, 20; СП 3.13130.2009* таблица 2 пункт 17).

Не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы здания банно-прачечного комплекса. Отсутствует протокол испытания. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) п.24).

В здании дежурной части на первом этаже помещения здравпункта не защищены дымовыми пожарными извещателями. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «0 техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64. НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании дежурной части на первом этаже (здравпункт) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 84-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 104-03, таб.2, п.15).

В здании церкви не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч. 1 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 110-03, п.4, табл.1 п.9, СП 5.13130.2009* таблица А.1 пункт 9).

В здании церкви отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 104-03, таблица 2, пункт 9, СП 3.13130.2009* таблица 2 пункт 7).

В хозяйственном дворе бытовом здании не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 110-03, п.4, табл.1 п.7.2, СП 5.13130.2009* таблица А.1 пункт 7.2).

В хозяйственном дворе бытовом здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4; НПБ 104-03, таб.2, п. 15, СП 3.13130.2009* таблица 2 п.п. 12, 16).

В здании штаба, помещения тылового обеспечения и группы по воспитательной работе не защищены дымовыми пожарными извещателями. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 4, статья 64. НПБ 110-03 п.п. 3, 4. СП 5.13130.2009* приложение А п.п. А.3, А.4).

В здании функциональной пожарной опасности Ф 1.2 (общежития отряда № 1 и № 2) система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующий этот сигнал организации. (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с.46, ч.1, ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 83 пункт 7).

На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». (Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390) п. 20).

На объекте отсутствуют акты об исправности систем и установок противопожарной защиты. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 п.61) (л.д. 14-17).

17.07.2019 в адрес Начальника ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области вынесено представление № 02-08-2019 об устранении выявленных нарушений (л.д. 28-32).

По результатам рассмотрения вышеуказанного предписания Начальником ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области Шешуковым А.В. было сообщено, что выявленные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения сотрудниками КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области своих должностных обязанностей и слабого контроля за их работой со стороны руководства учреждения. Посредством дисциплинарных взысканий в виде выговоров были привлечены к дисциплинарной ответственности сотрудники ФКУ КП-66. Дополнительно указано, что были направлены заявки на выделение денежных средств по линии обслуживания систем автоматической пожарной безопасности и систем оповещения при пожаре, после выделения которых недостатки будут устранены (л.д. 33-39).

В ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Свердловской области были направлены заявки № 68/66/12-1291 от 16.07.2019, № 68/66/12-1507 от 02.09.2019 на рассмотрение вопроса о направлении специалистов в ФКУ КП-66 по линии обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения при пожаре (л.д. 72-73), согласно заключенного с ЦИТОВ ГУФСИН договора № 41 от 22.04.2019 на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации (л.д. 67-71).

Согласно ответа ЦИТОВ ГУФСИН от 25.07.2019 № исх-68/TO/l8/6-958 ФКУ КП-66 будет включена в план- график на 2019 год для проведения монтажных и пуско-наладочных работ систем АПС и СОУЭ (л.д. 74).

Приказом ФКУ КП-66 от 11.10.2019 № 265 помещение второго этажа здания «Пожарная часть (кинологи)» признано не эксплуатируемым и законсервировано (л.д. 77).

Заявкой от 23.08.2019 № 68/66/12-1459 подтверждается запрос Начальником ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области на выделение денежных средств в размере 15 000 рублей на проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц в здании общежития № 2 и здания банно-прачечного комплекса (л.д. 75).

Заявкой от 20.02.2019 № 68/66/12-252 подтверждается запрос Начальником ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области на выделение денежных средств в размере 110 000 рублей на установку противопожарных дверей и 30 000 рублей на изготовление новых планов эвакуации в связи с перепланировкой зданий и помещений (л.д. 76).

Заявкой от 10.10.2019 № 68/66/12-1727 подтверждается запрос Начальником ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области на выделение денежных средств в размере 40 000 рублей для расчета пожарных рисков эвакуационного выхода на втором этаже отряда № 2 в ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. 79).

Из письма Начальника ИВПО ОРН ГУФСИН России по Свердловской области Панасевич И.Н. от 01.11.2019 усматривается, что в 2019 году на проведение работ по оборудованию системами автоматических пожарных систем в ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области финансовые средства не выделялись. Потребность в денежных средствах составляет порядка 500 000 рублей (л.д. 104).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области не выполняются возложенные на неё законом обязанности по выполнению требований Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214, а именно: объекты учреждения с массовым пребыванием людей не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, отсутствие мероприятий по поддержанию их в исправном состоянии, что ставит под угрозу жизнь и здоровье пребывающих там неопределенный круг лиц и создаёт условия для возникновения пожароопасной ситуации сверх допустимого пожарного риска.

Возражения ответчиков относительно отсутствия достаточного финансирования не могут являться основанием для освобождения учреждения от обязанности устранения нарушений требований по соблюдению Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН. Ответчики не лишены права осуществлять устранение выявленных нарушений с соблюдением положений указанного Федерального закона и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с участниками бюджетной системы.

В силу ч.5 ст.11 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Уставом ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области, утвержденным приказом ФСИН России от 22.09.2016 № 751, данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация в лице ФСИН России. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Согласно п.п. 5.8., 5.12 Устава, источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области в установленном законодательством порядке.

Суд полагает, что при недостаточности у ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истцом указан срок устранения выявленных нарушений - в течение двенадцати месяцев (года). Ответчиками указанный срок не оспаривался. В связи с этим суд считает возможным согласиться с указанным сроком, который является достаточным и разумным для устранения выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования № 2-2721/2019 по иску исполняющего обязанности Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях И.А. Чернавских, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казённому учреждению «Колония-поселение» № 66 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказания России об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать ФКУ «Колония-поселение» № 66 ГУФСИН России по Свердловской области в течение 12 месяцев устранить нарушения, установленные 17.07.2019 в ходе целевой проверки требований законодательства о пожарной безопасности.

Обязать ФСИН России и ГУ ФСИН России по Свердловской области организовать финансирование ФКУ «Колония-поселение» № 66 ГУФСИН России по Свердловской области в течение 12 месяцев.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Председательствующий:              подпись А.С. Кутенин

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2721/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Федеральная служба исполнения наказаний России
Федеральное казенное учреждение " колония - поселение" № 66 ГУФСИН России по Свердловской области
ГУФСИН России по Свердловской области
И.О. Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чернавских И.А. в интересах неопределенного круга лиц
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
pervouralsky.svd.sudrf.ru
20.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2019Передача материалов судье
23.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2019Судебное заседание
22.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2020Передача материалов судье
22.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2020Судебное заседание
22.04.2020Судебное заседание
13.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее