№ 12- 11/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 января 2020 года город Шарья
Судья Шарьинского районного суда Костромской области Гуманец О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области на постановление мирового судьи судебного участка № 23 Шарьинского судебного района Костромской области от 7 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении директора ООО «Прометей» Рассказова М.Г. прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 23 Шарьинского судебного района Костромской области от 7.11.2019 года по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении директора ООО «Прометей» Рассказова М.Г..
Считая постановление незаконным, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области обратилось в Шарьинский районный суд с жалобой, в которой содержится просьба отменить вышеуказанное постановление мирового судьи и вернуть дело на новое рассмотрение.
В обоснование заявленного требования в жалобе указано, что ООО «Прометей» является держателем лицензии на осуществление радиовещания от 13.05.2016 г. Серия РВ № 27789 в соответствии с требованиями которой, должно осуществлять радиовещание в г. Шарья Костромской области ежедневно, круглосуточно на частоте 101,1 МГц.
28.06.2019 г. за нарушение лицензионных требований и требований нормативно правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением телевизионного вещания лицензирующим органом (Роскомнадзором) в соответствии с требованиями ст. 31.7 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» ООО «Прометей» было выдано предписание об устранении выявленного нарушения № П-0/-/1/177. Устранить выявленные нарушения необходимо было в срок до 31.07.2019 г.
С целью контроля исполнения ранее выданного предписания в отношении ООО "Прометей" было проведено внеплановое мероприятие по систематическому наблюдению без взаимодействия с проверяемым лицом.
При проведении внепланового систематического наблюдения 13.09.2019 в 16:40 выявлено, что нарушения, послужившие основанием для выдачи предписания не устранены.
В ходе проведения систематического наблюдения установлено, что ООО «Прометей» не осуществляет вещание на частоте 101,1 МГЦ более 3 месяцев, что подтверждается п. 9 заключения Управления по Костромской области филиала ФГУП "ГРЧЦ" в ЦФО исх. № 08-07-0200/348 от 02.09.2019 г., то есть ООО «Прометей» не осуществляет деятельность в соответствии с лицензией серии РВ №27789 от 13.05.2016 более 3 месяцев.
Ответственность за данное нарушение несет директор ООО «Прометей» Рассказов М.Г.
Прекращая производство по делу в отношении директора ООО «Прометей» Рассказова М.Г., мировой судья указала на отсутствие в материалах дела достаточных доказательств возможности выполнения в установленный срок предписания. Признала обоснованным заявленное в ходе рассмотрения дела утверждение Рассказова М.Г. о том, что срок исполнения предписания является недостаточным для устранения нарушения. Действия Рассказова М.Г. (направление обращений о разъяснении порядка устранения нарушения и выполнения требований предписания, уведомление о принятии решения о приостановлении действия лицензии) признаны как фактические меры к устранению нарушения.
Также судья указала, что выяснение вопроса о законности предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в силу статьи 26.1 КоАП РФ является обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Между тем, в судебном заседании было установлено, что предписание об устранении выявленного нарушения № П-0/-/1/177 от 28.06.2019 представителем ООО «Прометей» обжаловано не было. Следовательно, оно является законным и требования указанные в нем подлежат обязательному исполнению.
Факт не исполнения в установленный срок требования предписания об устранении выявленного нарушения № П-0/-/1/177 от 28.06.2019 г. подтверждён материалами дела.
Направление запросов о разъяснении порядка устранения нарушения и выполнения требований предписания, уведомление о принятии решения о приостановлении действия лицензии не могут быть признаны как фактические меры к устранению нарушений.
Процедура получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов также не относиться к рассматриваемому делу. Получение разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов необходимо для деятельности ООО «Прометей по возмездному оказанию услуг связи для целей эфирного вещания, которое должно осуществляться на основании лицензии от 05.07.2016 № 14519, предусматривающей при оказании услуг связи использование радиочастотного спектра.
Кроме того, действие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в связи с невнесением платы за использование радиочастотного спектра было прекращено 25.06.2018 г. (приказ № 451-рчс).
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области Тихомирова Т.В., действующая на основании доверенности руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области от 30.12.2019 года, поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Жалоба рассматривалась без участия Рассказова М.Г. и просившего о рассмотрении в его отсутствие.
Выслушав доводы представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области Тихомировой Т.В., проверив материалы административного производства, суд приходит к следующему.
На основании статьи 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы ООО «Прометей» является держателем лицензии на осуществление радиовещания от 13.05.2016 г. Серия РВ № 27789, в соответствии с требованиями приложения №2 к которой должно осуществлять радиовещание в г. Шарья Костромской области ежедневно, с 06.00 до 23.00 на частоте 101,1 МГц (л.д.24, 25).
28.06.2019 г., в связи с тем, что ООО «Прометей» не осуществляет вещание радиоканала «Рив ЭКС» на частоте 101,1 МГЦ в г. Шарья Костромской области более 3 месяцев, то есть более 3 месяцев не осуществляет деятельность в соответствии с лицензией серии РВ №27789 от 13.05.2016, лицензирующим органом (Роскомнадзором) в соответствии с требованиями ст. 31.7 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» ООО «Прометей» было выдано предписание об устранении выявленного нарушения № П-0/-/1/177. Устранить выявленные нарушения необходимо было в срок до 31.07.2019 г. Информацию об устранении нарушения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу г. Москва проезд Китайгородский д.7 к.2 (л.д.17).
Перечень конкретных действий, которые необходимо совершить обществу, предписание не содержит.
Предписание получено директором ООО «Прометей» 2.07.2019 года (л.д.17).
Указанные обстоятельства директором ООО «Прометей» не оспаривались.
29 июля 2019 года в адрес руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу г. Москва проезд Китайгородский д.7 к.2 от ООО «Прометей» было направлено уведомление о принятии решения о приостановлении действия вещательной лицензии РВ №27789 от 13.05.2016 в связи с отсутствием разрешения использования радиочастот и отсутствием финансовых средств на его получение (л.д.16 об.).
21.08.2019 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области было выдано задание о проведении проверки соблюдения лицензионных и обязательных требований в сфере телерадиовещания в отношении ООО «Прометей» (л.д. 18, 31).
При проведении внепланового систематического наблюдения 13.09.2019 г. выявлено, что нарушения, послужившие основанием для выдачи предписания от 28.06.2019, не устранены. Установлено, что ООО «Прометей» не осуществляет вещание на частоте 101,1 МГЦ более 3 месяцев, что подтверждается пунктом 9 заключения Управления по Костромской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ЦФО исх. №08-07-0200/348 от 02.09.2019.
Указанное обстоятельство также директором ООО «Прометей» не оспаривалось.
3.10.2019 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области в отношении директора ООО «Прометей» Рассказова М.Г. был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д.4).
7.10.2019 года протокол передан на рассмотрение мировому судье судебного участка N 23 Шарьинского судебного района Костромской области.
9.10.2019 года за № 04-82211 в адрес ООО «Прометей» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций было направлено сообщение о том, что приказом Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 01.10.2019 года № 215-смк в соответствии с пунктом 1 ч.13 ст. 20 ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» досрочно прекращено действие лицензии серии РВ №27789 от 13.05.2016 на осуществление деятельности в области радиовещания (л.д.57).
В силу ч.1 ст. 31.7 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" в случае неосуществления лицензиатом телевизионного вещания, радиовещания более трех месяцев лицензирующий орган в пределах своей компетенции выдает лицензиату предписание об устранении выявленного нарушения или о недопустимости совершения нарушения.
При выдаче такого предписания лицензирующий орган предупреждает лицензиата о приостановлении действия лицензии в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок такого предписания.
В силу ч.5 ст. 31.7 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" в срок, установленный для устранения выявленного нарушения, либо в срок приостановления действия лицензии лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении нарушения, повлекшего за собой выдачу такого предписания или принятие решения о приостановлении действия лицензии, с приложением документов и материалов, подтверждающих устранение выявленного нарушения.
Вустановленный в предписании срок, директором ООО «Прометей» уведомление о принятии решения о приостановлении действия вещательной лицензии РВ №27789 от 13.05.2016 в связи с отсутствием разрешения использования радиочастот и отсутствием финансовых средств на его получение, в адрес лицензирующего органа было направлено.
Как разъяснено Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, расположенной по адресу г. Москва проезд Китайгородский д.7 стр. 2 в ответ на обращение М.Г. Рассказова, если лицензиат, получив предписание об устранении нарушения: «неосуществление вещания более 3 месяцев», не имеет возможности/намерения устранить его в установленные выданным предписанием сроки, он может досрочно прекратить действие лицензии по собственному заявлению. Направление такого заявления по установленной форме в Роскомнадзор, а также в указанные для устранения нарушения сроки, будет считаться исполнением предписания (л.д.52).
Указанное разъяснение полностью согласуется с положением вышеуказанной ч.5 ст. 31.7 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Таким образом довод жалобы о том, что направление уведомления о принятии решения о приостановлении действия лицензии не может быть признано как фактической мерой к устранению нарушений, противоречит действующей норме Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), (, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется бездействием лица, которым должно быть выполнено предписание об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено в ходе рассмотрения материалов дела, меры к выполнению предписания, к которым относится и направление в адрес лицензирующего органа уведомления о принятии решения о приостановлении действия вещательной лицензии РВ №27789 от 13.05.2016 в связи с отсутствием разрешения использования радиочастот и отсутствием финансовых средств на его получение, были приняты до истечения установленного предписанием срока исполнения.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вывод суда первой инстанции о том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку достаточных доказательств возможности выполнения в установленный в предписании срок в материалах дела отсутствуют, не влияет на правильность вывода о прекращении производства по делу.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, равен трём месяцам со дня истечения срока, установленного для исполнения конкретного мероприятия в предписании.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Несмотря на то, что мотивированное постановление по делу об административном правонарушении вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с прекращением производства по делу, оснований к его отмене не имеется.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Шарьинском районном суде жалобы на постановление мирового судьи истек срок давности привлечения директора ООО «Прометей» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, оснований для возвращения дела на новое рассмотрение также не имеется.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 23 Шарьинского судебного района Костромской области от 7 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении директора ООО «Прометей» Рассказова М.Г. прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области - без удовлетворения.
Судья: О.В. Гуманец