Дело № 2-58/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 г. г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Гаевого Д.Д.,
при секретаре Варёшиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трохимца Ю.В., Комлева А.А., Комлевой Л.В. и Баскакова А.Д. в <данные изъяты> Баскаковой О.А. к ООО «Заволжье» о признании не законными действий, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
у с т а н о в и л:
Трохимец Ю.В., Комлев А.А., Комлева Л.В. и Баскаков А.Д. в <данные изъяты> Баскаковой О.А. обратились в суд с настоящим иском к ООО «Заволжье», мотивируя тем, что управляющая организация ООО «Заволжье» в соответствии с договором управления МКД управляет МКД № по <адрес> с января 2012 г. В приходящих с января 2017 г. собственникам помещений МКД № по <адрес> счетах-квитанциях за жилищные услуги ответчиком выставляется плата за коммунальный ресурс ХВС и ГВС, используемый в целях содержания общего имущества МКД (СОИ), при этом указаны рассчитанные нормативные значения. Постановлением Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 коммунальные услуги (ХВС и ГВС) на ОДН в МКД перенесены в жилищные услуги (содержание общего имущества МКД - СОИ), а также внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, в подпункты «а» и «б» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которым холодное (ХВС) и горячее (ГВС) водоснабжение мест общего пользования возможно только в случае наличия внутридомовых инженерных систем, по которым холодная и горячая вода подаются в эти места общего пользования; в Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 - подпункт «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества предусматривает работы по приобретению управляющей компанией холодной (ХВС) и горячей (ГВС) воды в целях потребления при содержании общедомового имущества только в случае, если конструктивные особенности дома предусматривают возможность такого потребления; в Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006, в подпункт 4 (1) пункта 4 Правил установления нормативов, согласно которому условием утверждения нормативов на расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имущества является оснащенность мест общего пользования водоразборными устройствами и санитарно- техническим оборудованием (краны и сливы). Поскольку помещения общего пользования (подъезды, лестничные марши) МКД № по <адрес>, где как раз и должен быть использован коммунальный ресурс ХВС и ГВС в целях СОИ МКД, не оснащены водоразборными устройствами и санитарно- техническим оборудованием (краны и сливы), конструктивные особенности дома не предусматривают возможность такого потребления, соответственно коммунальный ресурс ГВС в целях СОИ в МКД вообще не используется. Полагая, что начисления оплаты за ХВС для ГВС, подогрев в целях содержания общего имущества МКД производится необоснованно, истцы обратились к ответчику с заявлением об обосновании этих начислений с предложением о производстве перерасчета, которые ООО «Заволжье» отклонило. На заявление от 30.10.2017 об обосновании, где, в каких помещениях общего пользования МКД, в каких объемах используется коммунальный ресурс ХВС и ГВС в целях СОИ, с представлением схем внутридомовых инженерных систем ХВС и ГВС, копии технического паспорта МКД, ответ не был получен. Решать возникшие вопросы ООО «Заволжье» с собственниками помещений МКД в досудебном порядке не желает. Полагают, что им, как собственникам помещений дома № по <адрес>, действиями ответчика причинен моральный вред, который выразился в нервных срывах, душевных страданиях, нервотрепках, которые продолжаются значительный период времени с 01.01.2017 по настоящее время. Действия нарушают их права. На основании вышеизложенного истцы просили признать незаконными действия ООО «Заволжье» по выставлению истцам- собственникам помещений № и № МКД № по <адрес> в счетах-квитанциях с января 2017 г. по настоящее время паты за коммунальный ресурс ХВС и ГВС в целях содержания общего имущества МКД в соответствии с рассчитанными нормативами, при том, что эти помещения общего пользования МКД № по <адрес> не оснащены водоразборными устройствами и санитарно- техническим оборудованием (краны и сливы); взыскать компенсацию морального вреда по 50000 руб. каждому и штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом.
В ходе судебного разбирательства истцы неоднократно уточняли исковые требования, окончательно сформулировав их следующим образом:
Признать действия ООО «Заволжье» по выставлению истцам- собственникам помещений (№) МКД № по <адрес> в счетах- квитанциях с 01.01.2017 по 31.12.2017 плату за коммунальный ресурс ХВС и ГВС в целях содержания общего имущества МКД в соответствии с рассчитанными нормативами, при том, что конструктивные особенности МКД № по <адрес> не предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов (ХВС, ГВС) при содержании общего имущества МКД, не соответствующими закону.
Признать включение ответчиком ООО «Заволжье» в плату за содержание (СОИ МКД ХВС и ГВС) площади общего имущества МКД, не соответствующего паспортным данным МКД, и её отражение в счетах- квитанциях на содержание мест общего пользования МКД не соответствующим закону.
Признать включение ответчиком в плату за содержание потребленный коммунальный ресурс ХВС, ГВС в целях СОИ МКД при том, что Порядок, предусматривающий потребление коммунальных ресурсов при содержании общего имущества МКД с учетом его конструктивных особенностей, Правительством РФ не принят, не соответствующим закону.
Взыскать с ответчика ООО «Заволжье» денежные средства за коммунальный ресурс ХВС в целях содержания общего имущества МКД по жилому помещению № (Комлев А.А., Комлева Л.В., Баскаков А.Д.) МКД № по <адрес> в размере 93,65 руб., в соответствии с представленным расчетом за период с января 2017 г. по январь 2018 г.
Взыскать с ответчика ООО «Заволжье» денежные средства за коммунальный ресурс ГВС в целях содержания общего имущества МКД по жилому помещению № № (Комлев А.А., Комлева Л.В., Баскаков А.Д.) МКД № по <адрес> в размере 371,52 руб., в соответствии с представленным расчетом за период с января 2017 г. по январь 2018 г.
Взыскать с ответчика ООО «Заволжье» денежные средства за коммунальный ресурс ХВС в целях содержания общего имущества МКД по жилому помещению № (Трохимец Ю.В.) МКД № по <адрес> в размере 93,37 руб., в соответствии с представленным расчетом за период с января 2017 г. по январь 2018 г.
Взыскать с ответчика ООО «Заволжье» денежные средства за коммунальный ресурс ГВС в целях содержания общего имущества МКД по жилому помещению № (Трохимец Ю.В.) МКД № по <адрес> в размере 370,37 руб., в соответствии с представленным расчетом за период с января 2017 г. по январь 2018 г.
Взыскать с ООО «Заволжье» проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ по жилому помещению № (Комлев А.А., Комлева Л.В., Баскаков А.Д.) МКД № по <адрес> в размере 19,63 руб., в соответствии с представленным расчетом (с февраля 2017 г. по февраль 2018 г.).
Взыскать с ООО «Заволжье» проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ по жилому помещению № (Трохимец Ю.В.) МКД <адрес> по <адрес> в размере 19,38 руб., в соответствии с представленным расчетом (с февраля 2017 г. по февраль 2018 г.).
Взыскать штраф в размере 50 % (232,59 руб.) от неправильно начисленной суммы по помещению № МКД № по <адрес> за коммунальный ресурс ХВС и ГВС в целях содержания общего имущества МКД в соответствии с п. 155.1 постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.
Взыскать штраф в размере 50 % (231,87 руб.) от неправильно начисленной суммы по помещению № МКД № по <адрес> за коммунальный ресурс ХВС и ГВС в целях содержания общего имущества МКД в соответствии с п. 155.1 постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.
Взыскать с ответчика ООО «Заволжье» судебные издержки в пользу истца Трохимец Ю.В. в размере 3000 руб. за подготовку искового заявления, уточненных исковых заявлений, расчетов, представление иска в суде.
Взыскать с ответчика штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом.
Взыскать компенсацию морального вреда по 50000 руб. каждому.
В судебном заседании истцы Трохимец Ю.В. и Комлев А.А. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам искового заявления, уточнений искового заявления, письменных текстов выступлений в судебном заседании, приобщенных к материалам дела.
Истцы Комлева Л.В. и <данные изъяты> истца Баскакова А.Д.- Баскакова О.А., надлежаще извещенные о судебном заседании, в суд не явились, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика ООО «Заволжье» по доверенности Киселева С.С. возражала против удовлетворения иска по доводам мотивированного отзыва и дополнительного отзыва на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственная жилищная инспекция Костромской области, Департамент топливно- энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области, которые в судебное заседание своих представителей не направили, представили мотивированные отзывы на исковое заявление, приобщенные к материалам дела, просили о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав свидетеля Юдичеву З.К., суд приходит к следующему.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № по <адрес> от 18.12.2011 выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией ООО «Заволжье». На основании договора управления от 01.01.2012 многоквартирный дом № по <адрес> находится в управлении ООО «Заволжье» (т.1 л.д. 14). В соответствии с указанным договором управляющая организация ООО «Заволжье» осуществляло управление МКД № по <адрес> в период с января 2012 по 31.12.2017.
Истец Трохимец Ю.В. в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2005 является собственником квартиры № в доме № по <адрес>.
Истцы Комлев А.А., Комлева Л.В. и Баскаков А.Д. согласно имеющимся в материалах дела копиям свидетельств о государственной регистрации права (т.1 л.д. 11-13) являются собственниками квартиры № в доме № по <адрес>, с размером долей в праве: у Комлева А.А.- 2/5, у Комлевой Л.В.- 2/5, у Баскакова А.Д.- 1/5.
Свои требования истцы обосновали изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", в ранее принятые нормативно- правовые акты, регулирующие предоставление коммунальных услуг и содержание общего имущества в МКД.
Так Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, дополнены пунктом 4(1), согласно которому при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома:
а) в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием;
б) в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем".
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, предусмотрено предоставление потребителям следующих видов коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.09.2017) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в пункте 11 устанавливает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Комплексный анализ указанных правовых норм не подтверждает правильность выводов истцов о том, что при начислении платы за ХВС и ГВС, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, должны учитываться только те помещения общего пользования, которые оснащены внутридомовыми инженерными системами, по которым указанный ресурс подается в эти помещения, водоразборными устройствами и санитарно- техническим оборудованием (краны и сливы). Данные утверждения истцов основаны на неверном толковании приведенных норм.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года (пункт 9). При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 10).
Согласно ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в МКД соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038, Минстрой России осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе дает разъяснения в установленной сфере деятельности.
В письме Минстроя России от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения» указано, что если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Сторонами не оспаривается, что многоквартирный дом № по <адрес> оборудован соответствующими коммуникациями, дом оборудован системой холодного и горячего водоснабжения, у потребителей имеется возможность пользоваться коммунальной услугой холодного и горячего водоснабжения. В силу данного обстоятельства собственники помещений МКД обязаны оплачивать расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в МКД холодной воды, горячей воды в составе платы за содержание жилого помещения в таком МКД.
Отсутствие водоразборных кранов в местах общего пользования, на лестничных площадках, электрощитовой, лифтах, не является основанием для освобождения потребителей от оплаты коммунальных ресурсов, использованных при содержании общего имущества, поскольку при эксплуатации многоквартирного дома возможны технологические потери во внутридомовых сетях, такие как заполнение стояков внутридомовой системы холодного и горячего водоснабжения при аварийном сбросе воды, промывка общедомовой системы отопления.
Согласно пункту 29 постановления Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Поэтому довод истцов о том, что ресурс ХВС в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме расходуется исключительно на помывку полов в местах общего пользования, оборудованных водоразборными устройствами и сливами, является ошибочным, а представленные в обоснование этого утверждения доказательства- заявления собственников о предоставлении воды из квартир на помывку мест общего пользования не подтверждают юридически-значимые по делу обстоятельства и не являются достаточным основанием для удовлетворения иска.
Кроме того, заявления Ч, П о передачи из своих квартир воды для уборки подъезда не содержат информации, кому передавалась эта вода, кем производилась уборка, в заявлениях нет никаких сведений, указывающих на наличие между уборщиками и ответчиком каких-либо правоотношений. Поэтому доказательственного значения они не имеют. Аналогичного содержания заявление истца Трохимца Ю.В. суд оценивает критически в силу его личной заинтересованности в исходе дела, учитывает, что оно адресовано в Димитровский суд, датировано после принятия судом к производству настоящего искового заявления.
Ошибочное утверждение о не расходовании ответчиком ресурса ХВС и ГВС в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме опровергается представленным ответчиком актом о приемке выполненных работ № 28 от 28.04.2017 по смене стояков ХВС, ГВС в № дома № по <адрес>, где неизбежен слив воды, а значит- технологические потери.
Представленные Трохимцом Ю.В. трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО <данные изъяты> и Л в должности дворника, а также заявление Л, в котором он сообщает, что выполнял обязанности рабочего по уборке мусоропровода и мусоросборника, находятся в противоречии друг с другом в части указания должности, выполняемых Л обязанностей. Кроме того, документы не содержат сведений о рабочем месте Л, из них невозможно определить наличие и характер правоотношений между собственниками помещений МКД № по <адрес> и работодателем Л- ООО <данные изъяты>, в силу чего указанные документы не обладают признаком относимости доказательства.
Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что МКД № по <адрес> не оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг.
Сторона ответчика утверждает, что решений общего собрания собственников помещений в МКД об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, или исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, в ООО «Заволжье» не представлялось. При этом истец не подтвердил, что такие решения общим собранием собственников принимались и не представил их суду.
При данных обстоятельствах определение размера расходов собственников в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества исходя из норматива потребления, является обоснованным.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Костромской области в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 № 314-а «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Костромской области», постановлением губернатора Костромской области от 31.07.2012 № 168 «О переименовании департамента жилищно- коммунального хозяйства Костромской области» полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг возложены на департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области.
Истцами не доказана необоснованность или ошибочность начислений оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, не подтвержденщ её завышение.
Довод о допустимости применении в расчетах площадей только тех помещений мест общего пользования, где имеются коммуникации, и исключении из расчетов площадей помещений, где нет водоразборных кранов, сливов и инженерных сетей, также ошибочен, основан на неверном толковании правовых норм.
Судом установлено, что обе стороны по настоящему делу обладают копией справки ГП «Костромаоблтехинвентаризация» № 745 от 05.02.2015, которая приобщена к материалам дела. Согласно справке, по данным технического учета по состоянию на 05.02.2015 многоквартирный дом по адресу: <адрес> имел площадь мест общего пользования без учета подвала 862,1 кв.м., в состав мест общего пользования включены: лестничные клетки, коридоры, лифты, мусоросборники, электрощитовая.
Технический паспорт здания (строения), расположенного по адресу: <адрес>, составленный на 14.12.2001, содержал сведения о площади мест общего пользования, которая была не менее 862,1 кв.м.
И только в октябре 2017 г. сведения об этой площади изменились, согласно техническому паспорту, составленному ОГБУ «Костромаоблкадастр- Областное БТИ» на 06.10.2017 площадь общих помещений здания определена в размере 855,8 кв.м.
При начислении платы за ресурс ХВС, ГВС в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме <адрес>, до октября 2017, т.е. до получения нового технического паспорта ответчиком учитывалась площадь общих помещений 862, 1 кв.м., а с октября 2017 г., в связи с представлением из БТИ нового технического паспорта, учитывалась площадь 855,8 кв.м.
Данный подход является обоснованным, в связи с чем, требование истцов о признании включения ответчиком ООО «Заволжье» в плату за СОИ площади общего имущества МКД не соответствующим паспортным данным МКД, и её отражения в счетах- квитанциях на содержание мест общего пользования – несоответствующим закону, удовлетворению не подлежит. Соответственно и требования истцов о взыскании переплаты за ресурсы ХВС и ГВС в целях СОИ МКД по жилым помещениям №, подлежат оставлению без удовлетворения, как необоснованные.
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Поскольку неправомерность получения и удержания денежных средств в виде оплаты ресурса ХВС, ГВС в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме № истцами не подтверждена, основания для начисления процентов по ст. 395 ГК РФ отсутствуют, исковые требования в этой части не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 155.1 постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
В виду не выявления соответствующего нарушения в действиях ответчика, суд не находит оснований для применения штрафа.
Статьёй 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.
Следуя из положений ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Пункт 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку факт нарушения ответчиком прав потребителя не нашёл своего подтверждения, не подлежат удовлетворению производные от него требования о компенсации морального вреда и штрафа за отказ от удовлетворения требований истцов в добровольном порядке.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Требования Трохимца Ю.В. о взыскании в его пользу с ответчика ООО «Заволжье» судебных издержек 3000 руб. за подготовку искового заявления, уточненных исковых заявлений, расчетов, представление иска в суде удовлетворению не подлежат, поскольку решение вынесено не в пользу истцов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Трохимца Ю.В., Комлева А.А., Комлевой Л.В. и Баскакова А.Д. в <данные изъяты> Баскаковой О.А. к ООО «Заволжье» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Д.Д. Гаевый
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 27.03.2018.
Судья Д.Д. Гаевый