Дело № 2-597/2022
89RS0007-01-2022-001436-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале ЯНАО 28 июля 2022 года
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сологуб М.В., при секретаре судебного заседания Хановой Н.Д., с участием прокурора Гонтарь А.О., представителя ответчика Сыроежкиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-597/2022 по исковому заявлению прокурора Пуровского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Пуровского района о возложении обязанности определить разумный срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> и провести мероприятия по их отселению, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью «Жилкомфорт»,
установил:
прокурор Пуровского района обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором сообщил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства, в ходе которой выявлено, что распоряжением администрации Пуровского района от 21.10.2020 № 652-РА многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения проживающих в нем граждан до 31.12.2027. Однако установленный срок отселения граждан, по мнению прокурора, нельзя признать разумным, поскольку существует угроза обрушения многоквартирного дома, в связи с чем, имеется реальная угроза для жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию Пуровского района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить разумный срок отселения граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес> <адрес>, и в определенный разумный срок провести мероприятия по их отселению.
Представитель ответчика администрации Пуровского района в возражениях на иск просил в удовлетворении иска прокурора отказать, ссылаясь на то, что обязанность по регулярному осмотру общего имущества дома лежит на управляющей компании, она же вправе при необходимости ставить на разрешение собрания собственников вопросы о проведении необходимого ремонта общего имущества дома. В программу переселения граждан на 2019-2025 годы данный дом не внесен, планируется включить его в формируемый перечень домов для включения в новую комплексную программу по переселению граждан на 2025 -2028 г.г. Установленный срок для расселения является крайним и реален для выполнения всех необходимых мероприятий. Собственники жилых помещений не лишены права на предоставление им маневренного фонда. Вместе с тем необходимо учесть проблему наличия в Пуровском районе большого количества аварийного жилья и жилья с большим физическим износом. Для строительства новых домов необходимо высвобождение земельных участков от других ранее признанных аварийными и подлежащими сносу домов. Более того срок строительства любого многоквартирного дома составляет 3-4 года. Кроме того, имеет место проблема с поиском подрядчиков для строительства домов, поскольку подрядчикам из-за отдалённого местоположения района экономически не выгодно строительство. Все эти обстоятельства учитываются органом местного самоуправления при установлении срока расселения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Помощник прокурора Гонтарь А.О. в судебном заседании поддержала иск по изложенным в нем доводам и основаниям, дополнительно пояснив, что с момента проведения обследования многоквартирного дома прошло более 3 лет, его состояние ухудшается, мероприятия по предотвращению дальнейшего разрушения дома и по расселению жильцов не принимаются. Разумным для расселения является пятилетний срок.
Представитель ответчика администрации Пуровского района Сыроежкина А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица ООО «Жилкофорт» при надлежащем извещении в заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Оценив доводы иска, заслушав устные объяснения помощника прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением администрации Пуровского района от 21.10.2020 № 652-РА жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения проживающих в указанном многоквартирном доме граждан до 31.12.2027.
Указанный срок расселения граждан прокурор считает неразумным, определенным без учета технического состояния дома, а в частности угрозы обрушения дома, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Исполняющим обязанности прокурора Пуровского района главе администрации Пуровского района внесены протест и представление об изменении ранее установленного срока отселения граждан и установлении нового срока - до 31.12.2025.
В письме от 11.04.2022 заместитель главы администрации Пуровского района выразил несогласие с доводами протеста, посчитав их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования прокурора по существу, суд руководствуется следующим.
Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее по тексту - Положение).
Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности с учетом того, что состояние дома не улучшается.
Решение о признании жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу принято на основании заключения межведомственной комиссии № 42 от 14.12.2019.
Из технического заключения № 200316-а, составленного ООО «Оценочная компания Балицкой С.Н.» следует, что в результате обследования, по состоянию на 23.05.2020, установлено, что строение по своему текущему состоянию не соответствует следующим требованиям, предъявляемых к многоквартирному жилому дому, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом":
- обследуемое здание эксплуатируется уже более 36 лет. Основанием для признания здания аварийным является ухудшение технического состояния несущих конструкций и конструктивных элементов, в связи с высоким физическим износом, в результате длительного срока эксплуатации здания, что ведет к снижению до недопустимого уровня надежности строения, прочности и устойчивости несущих строительных конструкций и основания. В здании нарушена жесткость несущих конструкций, следовательно, происходит потеря их несущей способности и не обеспечивается безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования в помещениях жилого дома;
- в холодный период года не обеспечивается нормальный температурно-влажностный режим отапливаемых помещений. Выявленные дефекты (щели в местах сопряжения ограждающих конструкций наружных и внутренних стен с цокольным и чердачным перекрытиями) способствуют проникновению холода в помещения жилого дома;
- конструкции жилого дома и его помещения не защищены от проникновения дождевых, талых и грунтовых вод, что приводит к затоплениям чердачного пространства и помещений, находящихся под ним, и цокольного пространства, что ведёт к дополнительному увлажнению грунтов основания, а также снижению прочности и несущей способности оснований и конструкций фундаментов, к разрушению конструктивных элементов свай, фундаментных балок, прогонов, цокольного перекрытия в результате длительного срока эксплуатации, агрессивной влажной среды с появлением грибковых образований гнили и плесени на деревянных элементах конструкций;
- в связи с нарушениями целостности системы трубопроводов системы канализации (выявлены протечки), происходит затопление цокольного пространства сточными водами;
- наличие грибковых образований гнили и плесени, вредные испарения сточных вод из цокольного пространства в жилых помещениях жилого дома также создают угрозу здоровью проживающих в доме граждан;
- восстановление первоначальных технических и эксплуатационных характеристик жилого дома путем капитального ремонта следует считать экономически нецелесообразным и финансово неэффективным. Кроме того, объемно-планировочные и конструктивные решения жилого дома морально устарели и не соответствуют действующим нормативам и требованиям безопасности (требуется полная замена всех несущих конструкций). Кроме того, при организации работ по капитальному ремонту строения, при замене несущих и ограждающих конструкций возможно перераспределение или возникновение дополнительных нагрузок, которые способны привести к ускоренному развитию дефектов и деформаций, что может привести к полному разрушению жилого дома.
По результатам расчётов определено, что накопленный износ здания составляет 82 %, в том числе фактический физический износ - 70 %.
Из представленных управляющей организацией ООО «Жилкомфорт» журнала заявок жильцов дома, а также актов выполнения ремонтно-восстановительных работ следует, что работа по выполнению заявок жильцов дома ведется, неисправности устраняются, однако какие-либо работы по усилению, ремонту несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, не проводились.
В силу вышеизложенного следует признать, что аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем установленный распоряжением администрации Пуровского района от 21.10.2020 № 652-РА срок отселения из указанного дома граждан до 31.12.2027 не отвечает требованиям разумности, поскольку не в полной мере были учтены его износ, заключение компетентного учреждения о состоянии, факт того, что дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем граждан создают реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц.
При этом суд учитывает, что на сегодняшний день в отношении земельного участка принято решение об изъятии. Кроме того, следует учесть, что в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определение срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, потому суд не вправе самостоятельно устанавливать срок для отселения граждан.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 № 440-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Пуровский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа», муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
Со дня вступления в силу названного закона - 23.04.2020, муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур и Пуровский район утратили статус муниципальных образований (ст. 1 Закона ЯНАО от 23.04.2020 № 440-ЗАО).
Как указано в Уставе муниципального образования муниципальный округ Пуровский район, утвержденном решением Думы Пуровского района от 22.10.2020 № 446, муниципальный округ Пуровский район имеет собственную территорию, которую составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 1 ст. 5 Устава).
Исполнительно-распорядительным органом муниципального округа Пуровский район является администрация Пуровского района (п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава, ч. 3 ст. 3 Закона ЯНАО от 23.04.2020 № 440-ЗАО).
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Пуровского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Пуровского района о возложении обязанности определить разумный срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, и провести мероприятия по их отселению удовлетворить.
Обязать Администрацию Пуровского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить разумный срок отселения граждан, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, и в указанный определённый разумный срок провести мероприятия по их отселению.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 04 августа 2022 года.
Председательствующий подпись М.В. Сологуб