Дело №2-667/2022
48RS0009-01-2022-000767-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Данков 28 ноября 2022 года
Данковский городской суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Ермолаева А.А.,
при секретаре Логиновой Ю.А.,
с участием представителя истца Фроловой М.С.,
представителя ответчика Одиноковой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисичкиной Валентины Васильевны к администрации сельского поселения Октябрьский сельсовет Данковского района Липецкой области о признании права собственности на домовладение,
УСТАНОВИЛ:
Лисичкина В.В. обратилась с иском к администрации сельского поселения Октябрьский сельсовет Данковского района Липецкой области о признании права собственности на домовладение.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира, находящаяся в одноквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Фактически указанное здание является отдельно стоящим домовладением (домом). Здание расположено на отдельном земельном участке и имеет вспомогательные здания и сооружения (сараи, уборную и душ).
Вместе с тем, наличие у данного объекта статуса «квартиры» делает затруднительным оформление документации с владением и продажей домовладения, т.к. постоянно возникают противоречия в статусе указанного помещения, отраженных в различных документах.
В связи с чем, Лисичкина В.В. обратилась с иском о признании здания, принадлежащего ей жилым домом и признании за ней права собственности на домовладение и вспомогательные постройки.
Истец Лисичкина В.В. будучи извещённой о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддерживая исковые требования.
Представитель истца Фролова М.С. исковые требования поддержала по указанным основаниям и пояснила, что истец является собственником жилого помещения, которое значится как «квартира» в одноквартирном жилом доме. Фактически указанное здание является частным жилым домом, имеющим отдельные коммуникации, и не имеет помещений, принадлежащих третьим лицам. Вместе с тем, наличие у данного объекта статуса «квартиры» препятствует в оформлении документации с домовладением.
Представитель ответчика Одинокова Г.А. (глава администрации с/п Октябрьский сельский совет) исковые требования признала и пояснила, что поскольку ранее совхозами разрешался вопрос о предоставлении жилья гражданам, но представить гражданину дом не допускалось, то все жилые дома признавались одноквартирными и гражданам предоставлялись именно квартиры в указанных домах и техническому учету подвергались именно квартиры. Вместе с тем, требования Лисичкиной В.В. обоснованы, т.к. фактически указанное ею домовладение является отдельно стоящим жилыми домом с отдельными коммуникациями. Дом располагается на отдельном земельном участке и имеет вспомогательные сооружения. Ранее указанный дом принадлежал Гришиной А.Р., которая после смерти оставила указанный дом истице.
Исследовав представленные материалы дела, и оценив обоснованность доводов представителей сторон, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).
Согласно подп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 ст.260 ГК РФ предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч.1 и 2 ст.37 ГрК РФ).
Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст.ст.35 - 40 ГрК РФ).
В соответствии с ч.ч.2,3 ст.16 ЖК РФ, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом.
Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства России от 28.01.2006 №47). Как следует из указанного пункта Положения, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 ГрК РФ, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Из материалов дела следует, что Лисичкина В.В. с 2004 года является собственником квартиры общей площадью 40 м.2, расположенной по адресу: <адрес>
Квартира, находится в доме, располагающемся на земельном участка с КН <данные изъяты>, принадлежащем Гришиной А.Р. Земельный участок выделен из категории земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно техническому паспорту, выданному 15.07.2022 ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» филиал Данковское БТИ в отношении указанного жилого помещения (квартиры) проведен технический учет здания как жилого дома со следующими характеристиками: Литера «А» (жилой дом) площадью 49,9 м.2, Литера «а» (пристройка) площадью 9,7 м.2, Литера «а1» (пристройка) площадью 5,1 м.2
При этом, в соответствии с техническим паспортом в указанном домовладении не имеется структурно обособленных помещений, обеспечивающих возможность прямого доступа к помещениям общего пользования и состоящих из одной или нескольких комнат (квартир), а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (мест общего пользования).
Вместе с тем, при домовладении имеются хозяйственные постройки: Литера Г (сарай), Литера Г1 (сарай с погребом), Литера Г2 (уборная), Литера Г3 (сарай), Литера Г4 (душ).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное здание является индивидуальным жилым домом в понимании требований ст.16 ЖК РФ.
Следовательно, истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, строительство которого было произведено на земельном участке, вид разрешенного использования которого (для ведения ЛПХ) предполагает возможность возведения жилого помещения.
При этом материалы дела, а также пояснения ответчика не содержат доводов, по которым находящееся в собственности истца здание не может быть признано индивидуальным домом как в силу нарушения вида разрешенного использования земельного участка, так и в связи с допуском при возведении здания нарушений градостроительных и строительных норм.
В связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований судом не установлено.
Факт нахождения домовладения на земельном участке с КН <данные изъяты>, принадлежащем Гришиной А.Р., по мнению суда, не имеет правового значения, поскольку требований о сносе здания (как квартиры, так и индивидуального домовладения) никем не заявляется.
Признание за истцом права собственности на здание в виде «домовладения» не изменяет объема прав собственника здания (истца) и не лишает истца права заявления требований об установлении факта законности владения земельным участком.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Лисичкиной Валентины Васильевны к администрации сельского поселения Октябрьский сельсовет Данковского района Липецкой области о признании права собственности на домовладение удовлетворить.
Признать жилым домом здание, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из зданий: Литера «А» (жилой дом) площадью 49,9 м.2, Литера «а» (пристройка) площадью 9,7 м.2, Литера «а1» (пристройка) площадью 5,1 м.2 и располагающееся на земельном участка с КН <данные изъяты>.
Признать за Лисичкиной Валентиной Васильевной, родившейся 26.03.1963 в д.Рыхотка Данковского района Липецкой области, право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> с хозяйственными постройкам Литера Г (сарай), Литера Г1 (сарай с погребом), Литера Г2 (уборная), Литера Г3 (сарай), Литера Г4 (душ).
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Липецкий областной суд через Данковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А.Ермолаев
Мотивированный текст решения составлен 05.12.2022