Решение по делу № 33-7469/2018 от 27.03.2018

Судья Бабкина Н.А.

Дело № 33-7469/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Екатеринбург 03.05.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Москаленко Ю.П.,

судей

Бурматовой Г.Г.,

Ильиной О.В.

при секретаре Ножниковой М.В. рассмотрела в помещении Свердловского областного суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело

по иску Васильева С.С. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении на учете и предоставлении государственного жилищного сертификата

по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 23.11.2017.

Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., объяснения сторон, судебная коллегия

установила:

Васильев С.С. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГКУ «Центррегионжилье»), с учетом уточнения которого просил обязать ответчика:

восстановить истца с составом семьи 2 человека в списках участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по Министерству обороны Российской Федерации;

выдать государственный жилищный сертификат в пределах недополученной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 420205 руб.

В обоснование иска указано, что истец являлся участником федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы с составом семьи 2 человека, включая супругу Васильеву А.П., по категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (подпункт «б» пункт 5 Правил). Ранее истец проживал в закрытом военном городке по адресу: "адрес" 17.12.2014 истцу с супругой выдан государственный жилищный сертификат серии "номер". Норматив общей площади жилого помещения в сертификате указан 30,30 кв.м. Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения составлял 35 915 руб. На момент получения сертификата супруга истца являлась собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Указанная доля перешла супруге истца по наследству, общая площадь дома составляла 35,1 кв.м. Размер 1/3 доли супруги составлял: 35,1 : 3 = 11,7 кв.м. Указанная доля была учтена при расчете норматива общей площади жилого помещения при выдаче сертификата: 42 кв.м. (норматив на семью из 2 человек) – 11,7 кв.м. (площадь доли жилого помещения, имеющаяся в собственности супруги) = 30,30 кв.м. Письмом от 21.02.2017 № 172/02-11 супруге истца предоставлена копия заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания от 12.04.2011 № 45. Таким образом, задолго до выдачи сертификата жилое помещение, учтенное при выдаче сертификата, признано непригодным для постоянного проживания, следовательно, 1/3 доля супруги в жилом помещении в размере 11,7 кв.м. не подлежала учету при расчете размера норматива общей площади помещения. В марте 2017 г. истец обратился к ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о пересмотре норматива общей площади жилого помещения, однако ответчиком в этом отказано.

Решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 23.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.

С таким решением не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указаны доводы, которые приводились истцом в обоснование иска. Также указано, что на истца в соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее по тексту – Правила) возложена обязанность по предоставлению исчерпывающего перечня документов, который не предусматривает обязанности по предоставлению документов, подтверждающих наличие у истца и членов его семьи объектов недвижимости на праве собственности. Вместе с тем, отсутствие документов, в данной ситуации подтверждающих признание помещения непригодным для постоянного проживания, в учетном деле, не может быть поставлено в вину истцу и ограничивать его конституционное право на обеспечение жильем по установленным нормам. Более того, учитывая факт, что еще до принятия на учет истца участником подпрограммы жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, то у государства в любом случае возникла обязанность по обеспечению истца жилым помещением.

В судебном заседании представитель истца Жуйков А.В., действующий на основании доверенности от 22.02.2017, доводы и требования апелляционной жалобы поддержал, дополнительно указал, что при соблюдении требований Федерального закона от 24.04.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости еще в апреле 2011 г. были бы внесены достоверные сведения о виде жилого помещения, то есть является ли оно жилым. Кроме того признание жилого помещения, принадлежащего на праве общей долевой собственности супруге истца, непригодным для проживания лишь подтверждает их нуждаемость в жилом помещении. Истцу дополнительные документы представить не предлагалось.

Представитель ответчика Тарасов И.В., действующий на основании доверенности от 06.04.2018, возражал относительно доводов апелляционной жалобы.

Третьи лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. От третьего лица Васильевой А.П. в суд поступило заявление, в котором она просила рассмотреть апелляционную жалобу без ее участия. Остальные третьи лица о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации о времени и месте рассмотрения на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru. Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что истец с составом семьи 2 человека (он и супруга Васильева А.П.) был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории, предусмотренной подпунктом «б» пункта 5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

17.12.2014 истцу выдан государственный жилищный сертификат по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы серии "номер". В соответствии с условиями подпрограммы истцу предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере 1 088 225 руб. для приобретения жилого помещения на территории Удмуртской республики, рассчитанная с учетом следующих показателей: норматив общей площади жилого помещения – 30,30 кв.м., норматив стоимости кв.м. общей площади жилого помещения – 35 915 рублей, повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв. м, общей площади жилого помещения - 1:1.

Истец жилищный сертификат "номер" реализовал путем приобретения квартиры по адресу: "адрес".

Право собственности истца и его супруги (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности) на указанную квартиру зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской республике, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права "номер" от 05.02.2015.

Решением ФГКУ «Центррегионжилье» № 134 от 11.06.2015 Васильев С.С. с составом семьи: супруга Васильева А.П., сняты с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с приобретением жилого помещения в п.Игра республики Удмуртии путем реализации государственного жилищного сертификата "номер" от 17.12.2014.

Письмом ФГКУ «Центррегионжилье» от 14.04.2017 № 344/2/7338, сообщено Васильеву С.С., что расчет социальной выплаты на приобретение жилого помещения произведен с учетом 1/3 доли (11,7 кв.м.) в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", находившейся в собственности супруги Васильевой А.П. в период с 07.03.2013 по 21.05.2013. Данный государственный жилищный сертификат получен 20.01.2015. 11.06.2015 истец снят с учета нуждающихся с составом семьи 2 человека в связи с реализацией государственного жилищного сертификата на территории п.Игра Удмуртской республики. На момент выдачи государственного жилищного сертификата документы, подтверждающие признание помещения непригодным для постоянного проживания, в учетном деле отсутствовали, а именно – решение о признании помещения непригодным для проживания граждан, по данным Управления государственной регистрации, кадастра и картографии супруге истца Васильевой А.П. принадлежала на праве собственности 1/3 доля в жилом помещении, общей площадью 35,4 кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.09.2017 № "номер", за Васильевой А.П. на праве общей долевой собственности (1/3 доля), зарегистрировано жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".

12.03.2013 между З.В.В., действующей по доверенности за Васильеву А.П., С.Т.П. (Продавец), и Д.А.В. (Покупатель) был заключен договор купли-продажи, согласно пункту 1.1 которого Продавец продает, а Покупатель покупает на условиях, указанных в настоящем договоре, земельный участок, площадью 2400 кв.м., с кадастровым номером "номер", и квартиру, расположенные по адресу: "адрес", на землях населенных пунктов, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства. Указанный земельный участок принадлежит в 1/3 доле Васильевой А.П. на основании свидетельства о праве на наследство по закону и в 2/3 долях С.Т.П. (пункт 1.2 договора купли-продажи от 12.03.2013). Указанная квартира принадлежит в 1/3 доле Васильевой А.П. на основании свидетельства о праве на наследство по закону и в 2/3 долях С.Т.П..

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в связи с отчуждением 1/3 доли жилого помещения ответчиком в соответствии с пунктом 16.2 Правил произведен расчет размера предоставляемой истцу жилищной субсидии с уменьшением размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, и выдан государственный жилищный сертификат серии 702692, от которого истец не отказался, реализовал его.

При этом суд первой инстанции указал, что отсутствие у истца (члена его семьи) сведений о непригодности ранее имеющегося жилья не имеет правового значения в данном споре. Именно на собственнике лежит обязанность как по содержанию принадлежащего ему имущества, так и по распоряжению сведениями о нем. Именно заявитель несет ответственность за достоверность предоставляемой информации. Супруга истца являлась собственником имущества, обязана следить за принадлежащим ей имуществом, должна и могла знать о состоянии своего имущества. Сам по себе факт признания жилого помещения непригодным для проживания являлся основанием для реализации иных прав, связанных с наступлением соответствующего обстоятельства.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия полагает возможным с указанными выводами суда первой инстанции согласиться, а доводы апелляционной жалобы оставляет без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 16 (2) Правил, в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а", "б", "е" или "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16(1) настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.

Установив факт отчуждения членом семьи истца доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, ответчик обоснованно при расчете размера социальной выплаты учел общую площадь такой доли, принадлежащей ранее супруге истца и проданной ею по договору иному лицу.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности таких действий ответчика со ссылкой на то, что жилое помещение на момент заключения третьим лицом договора купли-продажи уже было признано непригодным, соответственно, не должно учитываться при расчете размера социальной выплаты, судебная коллегия во внимание не принимает, данный довод приводился в суд первой инстанции и обоснованно оставлен без удовлетворения по основаниям, указанным в решении, с чем судебная коллегия соглашается.

Следует также отметить, что Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, на межведомственную комиссию не возложена обязанность по направлению своего заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество.

Ссылки истца положения Федерального закона от 24.04.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции действовавшей до 01.01.2017, судебная коллегия находит несостоятельными, так как указанным законом обязанность на органы государственной власти, органы местного самоуправления по предоставлению информации о признании жилого помещения непригодным для проживания не возложена.

Таким образом, ответчик при расчете размера социальной выплаты обоснованно руководствовался сведениями, которые были им получены из Единого государственного реестра недвижимости.

Доводы о том, что признание жилого помещения, принадлежащего на праве общей долевой собственности супруге истца, непригодным для проживания лишь подтверждает их нуждаемость в жилом помещении, судебная коллегия во внимание не принимает, так как факт нуждаемости семьи истца в жилом помещении не оспаривается.

Кроме того, судом первой инстанции правильно указано, что предоставление дополнительного государственного жилищного сертификата к выданному ранее, на дополнительную сумму законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В силу пункта 11 Правил, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

В соответствии с пунктом 12 Правил, размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

При этом Правилами (пунктом 46 и 47) предусмотрена возможность как замены выданного, но не реализованного сертификата, а также возможность повторной выдачи сертификата в случае, если он не был реализован в установленные сроки его действия.

Механизм предоставления доплаты к ранее выданному и уже реализованному сертификату действующим законодательством не предусмотрен.

Более того, пункт 65 Правил указывает на то, что после предоставления социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, улучшение жилищных условий граждан – участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку государственный жилищный сертификат был реализован, установленный Правилами срок его действия истек, то сумма, указанная в государственном жилищном сертификате истца не подлежит пересчету и доплате.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 327, 327.1 пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 23.11.2017 – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.П. Москаленко

Судья Г.Г. Бурматова

Судья О.В. Ильина

33-7469/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильев С.С.
Ответчики
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Ильина Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
03.05.2018Судебное заседание
11.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее