Решение по делу № 2а-161/2018 от 08.12.2017

Дело № 2а-161/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Калач-на-Дону          21 февраля 2018 года

Волгоградской области

Судья Калачёвского районного суда Волгоградской области Косолапова В.А., при секретаре Бастрыкиной Т.Ю.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области к Колмогорову Н.А, о восстановлении срока на предъявление административного искового заявления, взыскании задолженности по страховым взносам на выплату страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области обратились в суд с иском к Колмогорову Н.А., указав, что Колмогоров Н.А. состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 и в ГУ УПФР в Калачевском районе Волгоградской области в качестве плательщика страховых взносов.

Ответчик Колмогоров Н.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, его деятельность прекращена ДД.ММ.ГГГГ.

МИФНС № 5 обратилась к мировому судьей судебного участка № 12 Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ответчика Колмогорова Н.А., однако 20.10.2017 года мировым судьей судебного участка № 12 Волгоградской области данное заявление налогового органа было возращено, так как мировым судьей были выявлены недостатки указанного заявления.

На основании изложенного, налоговый орган обращается с настоящим административным исковым заявлением. Кроме того, административный истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, пропущенный им по уважительной причине.

В силу ч.2 ст. 289 КАС РФ, неявка в судебное заседание административного истца, явка которого не признана судом обязательной, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Административный ответчик Колмогоров Н.А., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств от него не поступало, уведомление о доставке извещения вернулось в суд с отметкой «не доставлено, истек срок хранения». При возвращении извещения с отметкой «истек срок хранения» в силу положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство все перед судом, неявка лиц в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве. По изложенным выше основаниям суд считает административного ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 18, 25,28 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В соответствии со ст. 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых вносов в более поздние, по сравнению с установленными сроками.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов, в том числе, функции возникшей недоимке по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, возникшей до 01.01.2017 года.

Согласно п.п. 1,2 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ, на территориальные органы ПФР и ФСС возлагается обязанность по передаче налоговым органам: сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017 года и сведений о суммах взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных а отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, если имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности).

До 01.01.2017 года вопросы контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные фонды регламентировались нормами Закона № 212-ФЗ.

В связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с Федеральным Законом от 30.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» в инспекцию поступили требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от ГУ ПФР в адрес МИФНС № 5 Волгоградской области (по периодам до 01.01.2017 года, администрируемых органами Пенсионного фонда РФ).

Ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязанности по уплате задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ, в связи с чем, в настоящее время ответчик имеет задолженность по уплате обязательных платежей и санкций:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 894 рубля 13 копеек;

– по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере ФФОМС до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 352 рублей 31 копеек;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 91 рублей;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017г. в размере 17 рублей 85 копеек, а всего 8 355 рублей 29 копеек.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора должнику направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени задолженность не погашена.

Ответчик является плательщиком страховых вносов и обязан своевременно и в полном объеме их уплачивать. Порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены законом, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, а который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, в переделах суммы, указанных в требовании.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пене, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований МИФНС № 5 по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со для истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Кроме того, взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке гл. 32 в случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, при этом необходимо учитывать соблюдение взыскателем срока на обращение в суд, который в соответствии со ст. 48 НК РФ составляет 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке ( п. 48 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства»).

В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершать процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Частью 5 ст.180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, из смысла приведенных выше правовых норм в совокупности можно сделать вывод о том, что вопрос о восстановлении процессуального срока по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций разрешается судом после возбуждения административного дела, отказ в восстановлении срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Колмогоров Н.А. состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 и в ГУ УПФР в Калачевском районе Волгоградской области в качестве плательщика страховых взносов.

Ответчик Колмогоров Н.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, его деятельность прекращена ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязанности по уплате задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ, в связи с чем, в настоящее время ответчик имеет задолженность по уплате обязательных платежей и санкций:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 894 рубля 13 копеек;

– по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере ФФОМС до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 352 рублей 31 копеек;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 91 рублей;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017г. в размере 17 рублей 85 копеек, а всего 8 355 рублей 29 копеек.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора должнику направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени задолженность не погашена.

Поскольку превышение суммы задолженности свыше 3 000 рублей произошло при выставлении требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, то срок на обращение в суд с настоящим иском необходимо исчислять с момента истечения срока исполнения требований об уплате обязательного платежа в добровольном порядке – с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом приведенных выше положений налогового законодательства, в суд с заявлением о принудительном взыскании с Колмогорова Н.А. образовавшейся задолженности налоговый орган должен был обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

МИФНС № 5 обратилась к мировому судье судебного участка № 12 Волгоградской области в октябре 2017 года с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ответчика Колмогорова Н.А.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судье было вынесено определение о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, поскольку, мировым судьей были установлены недостатки указанного заявления.

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока, поскольку срок исчисляется не с момента вынесения определения мировым судьей, а по общим основаниям с момента исчисления срока исполнения требования об уплате обязательного платежа.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Аналогично, возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании предусмотрена аб.4 п.2 ст. 48 НК РФ.

Как следует из заявления, срок в суд с исковым заявлением пропущен налоговым органом по причине отсутствия документов, свидетельствующих о надлежащем уведомлении налогоплательщика.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 года № 11 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или прав на исполнение судебного акта в разумный срок» такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключающие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а так же обстоятельства, оцененные судом как уважительные). В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств действительного наличия уважительных причин пропуска указанного срока административным истцом не представлено, в связи с чем, суд не усматривает оснований для его восстановления.

Суд считает доводы административного истца необоснованными, поскольку к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка, указанные причины пропуска установленного законом срока для обращения в суд не являются исключительными, не препятствовали и не затрудняли своевременному совершению действий налоговым органом, направленных на взыскание задолженности по налогам с конкретного налогоплательщика.

Суд, учитывая вышеизложенные обстоятельства, а так же то, что административным истцом на момент рассмотрения дела не были указаны как причины пропуска процессуального срока предусмотренного законом, так и не были предоставлены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска указанного срока, что, в свою очередь, является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Руководствуясь статьями 138, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области к Колмогорову Н.А, о восстановлении срока на предъявление административного искового заявления, взыскании задолженности – отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      Косолапова В.А.

2а-161/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области
Ответчики
Колмогоров Н.А.
Колмогоров Николай Александрович
Суд
Калачевский районный суд Волгоградской области
Дело на странице суда
kalah.vol.sudrf.ru
08.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
11.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2018[Адм.] Судебное заседание
21.02.2018[Адм.] Судебное заседание
26.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020Регистрация административного искового заявления
20.04.2020Передача материалов судье
20.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее