Решение по делу № 2а-394/2020 от 07.12.2020

Дело № 2а-394/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2020 г.                             с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Вайзингер М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Пустогачеву К.С. о восстановлении процессуального срока, взыскании недоимки,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя административные исковые требования тем, что согласно выписке из ЕГРИП Пустогачев К.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения о прекращении деятельности. Ответчик выступал страхователем и был зарегистрирован в Управлении в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, как индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов в бюджет ПФ РФ, ФФОМС, был обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Чего им до ДД.ММ.ГГГГ сделано не было. Управлением, за несвоевременную уплату страховых взносов, административному ответчику были начислены пени на общую сумму <данные изъяты> из которых: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления в размере <данные изъяты> по КБК 18210202140062110160 ОКТМО 84625440; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления в сумме <данные изъяты> по КБК 18210202103082011160, ОКТМО 84625440; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления в сумме 355 <данные изъяты> по КБК 18210202103082013160, ОКТМО 84625440. По итогам проверки, ответчику направлено требование об уплате недоимки, которое исполнено не было. С учетом положений ч. 1 ст. 48 НК РФ, было принято решение о взыскании недоимки в судебном порядке. Административный истец просит суд: восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд для взыскания задолженности. Взыскать с Пустогачева К.С. ИНН пени по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления в размере <данные изъяты> по КБК 18210202140062110160 ОКТМО 84625440; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления в сумме <данные изъяты> по КБК 18210202103082011160, ОКТМО 84625440; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления в сумме <данные изъяты> по КБК 18210202103082013160, ОКТМО 84625440.

Представитель административного истца, административный ответчик, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Административный ответчик воспользовался своим правом на отказ от получения судебной корреспонденции, в связи с чем, считается извещенным надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с изложенным суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся сторон.

Изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом в порядке, установленном ст. 95 КАС РФ.

Рассматривая ходатайство представителя административного истца о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, суд приходит к следующему.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

На основании Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 г. Закон № 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, орган контроля, ответственный за своевременное исполнение страхователями обязанности по уплате страховых взносов, вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки, пеней по страховым взносам в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате таких взносов.

Согласно частей 1 и 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании положений ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов).

Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Из анализа ст.ст. 48, 70, 75 НК РФ следует, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующих страховых взносов.

Из материалов дела следует, что Пустогачев К.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и был зарегистрирован в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда РФ в Турочакском районе Республики Алтай в качестве страхователя с присвоенным регистрационным номером в органе контроля за уплатой страховых взносов, что подтверждается представленной в дело выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, административный ответчик в указанный период являлся плательщиком страховых взносов.

Управлением ФНС России по Республике Алтай в адрес административного ответчика направлялось требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить, указанную в требовании задолженность, направление административным истцом указанного требования подтверждается представленным в дело реестром документов.

Административным ответчиком, к сроку указанному в требовании, указанная задолженность погашена не была.

Для взыскания пени административный истец обратился к мировому судье судебного участка Турочакского района Республики Алтай с заявлением о выдаче судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка Турочакского района Республики Алтай вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявления УФНС России по Республике Алтай о выдаче судебного приказа.

В соответствии с абз. 2 п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). В случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» возвращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (части 1 и 2 ст. 123.4 Кодекса).

Если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 3 ст. 123.4, ч. 1 ст. 286, ст. 287 Кодекса).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Турочакского района Республики Алтай вынесено определение о возвращении заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

В ст. 48 НК РФ законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет, ПФ РФ, ОМС, предусмотренных законодательством о налогах и сборах платежей (страховых взносов).

Из материалов дела следует, что срок подачи административного иска истек 19.07.2019. Настоящее административное заявление поступило в суд 07.12.2020 и административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для его подачи.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет.

Судебный приказ на взыскание страховых взносов не выдавался, соответственно, не отменялся.

Управление ФНС России по Республике Алтай является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором страховых взносов и своевременностью их взимания, которое имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе соблюдения правил обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Пропуск срока на обращение в суд административным истцом в административном исковом заявлении ничем не мотивирован, каких-либо доказательств, подтверждающих, что срок обращения в суд административным истцом пропущен по уважительной причине, не представлено.

Факт первоначального обращения административного истца мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа судом не может быть рассмотрен в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд с настоящим иском.

При таких обстоятельствах, оснований для восстановления пропущенного процессуального срока у суда не имеется, в связи с чем, ходатайство истца о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворению не подлежит.

Учитывая, что срок обращения в суд о взыскании задолженности по страховым взносам является пресекательным, и в настоящее время истек, на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции налоговый орган утратил право для взыскания какой-либо задолженности по страховым взносам с административного ответчика за указанный в административном исковом заявлении период, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока, и об отказе в удовлетворении заявленный Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай административных исковых требований в полном объеме.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд и административных исковых требований к Пустогачеву К.С. ИНН о взыскании пени по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления в размере <данные изъяты> по КБК 18210202140062110160 ОКТМО 84625440; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления в сумме <данные изъяты> по КБК 18210202103082011160, ОКТМО 84625440; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления в сумме <данные изъяты> по КБК 18210202103082013160, ОКТМО 84625440, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2021 г.

Судья                                 К.В. Албанчинова

2а-394/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
УФНС по РА
Ответчики
Пустогачев Константин Сергеевич
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова К.В.
Дело на странице суда
turachaksky.ralt.sudrf.ru
07.12.2020Регистрация административного искового заявления
07.12.2020Передача материалов судье
10.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее