Решение по делу № 33-559/2023 (33-5558/2022;) от 23.12.2022

Докладчик Вассияров А.В.

Апелляционное дело № 33-559/2023

Судья Ишуткин Н.В.

Гражданское дело № 2-2829/2022

УИД 21RS0025-01-2022-002512-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 февраля 2023 года город Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Агеева О.В., судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,

при секретаре судебного заседания Федотовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Гурьевой М.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в сельском хозяйстве, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии на решение Московского районного суда города Чебоксары от 8 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вассиярова А.В., судебная коллегия

установила:

Гурьева М.А. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии, в котором просила: признать незаконным отказ ответчика от 4 февраля 2022 года в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве; возложить на ответчика обязанность: включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 01.01.1992 по 30.04.2006 в должности повара в коллективном хозяйстве имени Крупской (Сельскохозяйственном производственном кооперативе им. Крупской) Канашского района Чувашской Республики; произвести перерасчет размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с даты соответствующего обращения.

Исковые требования мотивированы тем, что отказ ответчика во включении в стаж работы в сельском хозяйстве указанного в просительной части иска периода работы является необоснованным, а принятое по поставленному истцом вопросу о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости решение ответчика от 04.02.2022 не учитывает сведения, содержащиеся в трудовой книжке колхозника, из которых следует, что с 01.01.1992 по 30.04.2006 Гурьева М.А. являлась членом коллективного хозяйства (колхоза имени Крупской Канашского района Чувашской Республики), обязанности повара исполняла только в летнее время, в остальное время продолжала работать дояркой.

В судебном заседании суда первой инстанции Гурьева М.А. исковые требования поддержала, представитель ответчика их не признала по мотивам необоснованности, третьи лица Пенсионный фонд Российской Федерации (в настоящее время Государственный внебюджетный фонд – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), Сельскохозяйственный производственный кооператив им. Крупской Канашского района Чувашской Республики, архив Канашского района администрации Канашского района своих представителей в суд не направили.

Решением Московского районного суда города Чебоксары от 8 ноября 2022 года исковые требования Гурьевой М.А. удовлетворены. Признано незаконным решение ответчика об отказе Гурьевой М.А. во включении периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, выраженное в письме ответчика от 4 февраля 2022 года; на последнего возложена обязанность: включить Гурьевой М.А. в стаж работы в сельском хозяйстве период работы в должности повара в колхозе имени Крупской Канашского района Чувашской АССР; произвести перерасчет Гурьевой М.А. фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 марта 2019 года.

Ответчиком поставлен вопрос об отмене судебного постановления с принятием нового отказе в удовлетворении иска в полном объеме по мотивам несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Как указано в апелляционной жалобе, у суда отсутствовали основания для включения спорного периода в подсчет стажа, дающего право на повышенную фиксированную выплату в связи с работой в селе, поскольку профессия повара относится к работникам сферы обслуживания, доказательств членства истца в колхозе в деле не имеется, в трудовой книжке истца такие записи отсутствуют, профессия истца не является рабочей, факт непосредственной занятости на работах на работах (в полях, фермах и т.д.) истцом не доказан. а занимаемая должность в спорный период (повар), не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, дающих право на повышенную фиксированную выплату.

Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 1 февраля 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии.

Выслушав представителя ответчика и третьего лица Государственного внебюджетного фонда – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации Тамбову А.В., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, Гурьева М.А., 17 апреля 1951 года рождения, с 17 апреля 2006 года является получателем страховой пенсии по старости (л.д. 9).

В порядке рассмотрения заявления Гурьевой М.А. от 27.02.2019, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайнное), правопреемником которого является ответчик, своим решением №658 от 28.02.2019 отказало истцу в установлении повышения фиксированной выплаты в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве (30 лет), определив такой стаж заявителя на дату обращения в 20 лет 10 месяцев 22 дня, включив в него периоды работы истца с 15.06.1963 по 31.12.1991 в различных коллективных хозяйствах, в том числе период работы с 01.04.1991 по 31.12.1991 в качестве повара в «Колхозе им. Крупской» и отказав во включении в стаж работы в сельском хозяйстве последующего периода работы в этом же коллективном хозяйстве в качестве повара с 01.01.1992 по 30.04.2006 (л.д. 37).

21 января 2021 года имело место повторное обращение Гурьевой М.А. в адрес ответчика о перерасчете пенсии в связи с длительной работой в сельском хозяйстве, в котором она указала, что с 1973 по 1991 год работала на ферме дояркой, в летние сезоны (с апреля по октябрь) 1991-2006 годов её назначали поваром, в остальные месяцы она продолжала работать на ферме и всегда являлась членом колхоза. В летнее время ей выделяли для ухода участок свеклы. Во время работы в столовой ей приходилось выполнять всю подготовительную работу (заготавливать дрова, носить воду), в период посевной и уборки урожая столовая работала в режиме полевой кухни, заработную плату она получала как член колхоза (л.д. 33).

В ответе на указанное обращение от 04.02.2022 ответчик сообщил истцу об отсутствии правовых оснований для включения в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы поваром после 1 января 1992 года со ссылкой на то, что действующее законодательство приравнивает к лицам, проработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве только занятых на работах и производствах растениеводства, животноводства или рыбоводства, работа истца поваром к такой занятости не относится (л.д. 32).

В подтверждение трудовой деятельности Гурьева М.А. представила в материалы дела трудовую книжку колхозника ..., в которой относительно спорных периодов работы в графе «членство в колхозе» содержатся следующие записи: «1. - 01.01.1973 принята на работу в «Колхоз имени Крупской» Канашского района Чувашской Республики в качестве доярки (протокол №1 от 03.01.1973); 2. – 01.04.1991 Переведена поваром (протокол №4 от 01.04.1991); 3. – 24.11.1992 «Колхоз им. Крупской» преобразовался в «СХПК имени Крупской по решению собрания уполномоченных (протокол №6 от 24.11.1992); 4. 30.04.2005 уволена с работы в связи с уходом на пенсию (приказ №4 от 30.04.2006)». (л.д. 8, 35).

По содержанию архивных справок от 25.02.2019 №18 и от 25.09.2019 №1492, выданных Гурьевой М.А. администрацией Канашского района Чувашской Республики, в документах архивного фонда «СХПК имени Крупской», в ведомостях начисления заработной платы за 1993-1996, 2002-2006 годы, имеются сведения о заработной плате Гурьевой ... (отчество и дата рождения не указаны) в человеко-днях и в денежном выражении (в рублях). В указанных справках отсутствуют начисления за апрель 1993 года, февраль 1995 года, сентябрь 2004 года, в период с января по март 2005 года и август 2005 года, с февраля по апрель 2006 года (л.д. 35, 36). Такие же сведения содержатся в справках от 22.07.2002, представленных Администрацией Канашского района Чувашской Республики по запросу районного суда (л.д. 61-62).

Оценив приведенные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, и разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж работы истца в сельском хозяйстве спорного периода работы с 01.01.1992 по 30.04.2006, при этом исходил из того, что членство в колхозе независимо от занимаемой должности является работой в сельском хозяйстве, предоставляющей право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Установив, что с 1 января 1973 года и вплоть до своего увольнения в связи с выходом на пенсию Гурьева М.А. являлась членом «Колхоза им. Крупской», в последующем «СХПК им. Крупской», а согласно архивным сведениям, имело место раздельное определение трудодней и начисление заработной платы в спорный период и превышение общего количества трудодней над количеством дней в соответствующем месяце, указанные обстоятельства суд посчитал достаточными для вывода об обоснованности иска.

Суд также отметил, что доводы истца о сезонном характере работы в должности повара не опровергнуты, а с учетом спорного периода работы, подлежащего включению в стаж работы в сельском хозяйстве (с 01.01.1992 по 30.04.2006) и стажа работы в сельском хозяйстве, определенного ответчиком в бесспорном порядке (20 лет 10 месяцев 22 дня), по состоянию на 30 апреля 2006 года, т.е. на дату выхода истца на пенсию, у последней имелся стаж работы в сельском хозяйстве, достаточный для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и, учитывая, что с заявлением о перерасчете Гурьева М.А. обратилась 27 февраля 2019 года, такой перерасчет ответчик обязан произвести с 1 марта 2019 года.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее Федеральный закон №400-ФЗ).

В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, пециальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441 (далее по тексту Правила №1441), при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.

Из пункта 3 Правил №1441 следует, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

Согласно пункту 6 Правил №1441 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Списку № 1440 право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого и животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.

В Списке № 1440 в разделе «Наименование работ, производств сельского хозяйства» указано: «1. растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация)». В разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей» поименованы относящиеся к растениеводству соответствующие профессии, должности, специальности, в числе которых отсутствует повар. Вместе с тем, указаны «рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)», а также «член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства».

Аналогичным образом в разделе видов сельского хозяйства указано «2. животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами». При этом в числе относящихся к этому виду деятельности профессий, должностей, специальностей повар отсутствует. Вместе с тем, указаны «рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)», а также «член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства».

В соответствии с пунктом 4 Списка, работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) до 1 января 1992 года, засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

Следовательно, работа до 1 января 1992 года засчитывается в указанный стаж независимо от наименования профессии, специальности, занимаемой должности, начиная же с 1 января 1992 года необходимо подтверждение выполнения такой работы в должностях, предусмотренных Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 26 сентября 2019 года № 2202-О, от 29 сентября 2020 года № 2097-О, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются не все периоды, подлежащие зачету в страховой стаж. Такое правовое регулирование, определяющее условия предоставления льготы в пенсионном обеспечении (повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности), осуществлено в пределах компетенции законодателя и делегированных им Правительству Российской Федерации полномочий и не может расцениваться как нарушающее права заявителя.

Таким образом, системное толкование вышеприведенных положений закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что не все работники сельского хозяйства могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты, а только те, чьи должности прямо предусмотрены Списком № 1440, по ним начислялись страховые взносы, и которые непосредственно осуществляли свою трудовую деятельность в сельском хозяйстве на работах в полевых условиях (в производстве сельскохозяйственных культур, послеуборочной обработке сельскохозяйственной продукции, заготовке, хранении, обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов и др.).

Материалами настоящего гражданского дела установлено, что «Колхоз им. Крупской» и «СХПК им. Крупской» Канашского района Чувашской Республики относятся к организациям, основным видом деятельности которых является сельскохозяйственная деятельность, однако само по себе членство истца в колхозе и факт её работы в должности повара с января 1992 года не является достаточным основанием для включения спорного периода работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве без подтверждения непосредственной занятости на работах, связанных с сельским хозяйством (растениеводством или животноводством).

В соответствии с Основными положениями о ведении трудовых книжек колхозников, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 21.04.1975 № 310, действовавшим до 03.02.2020, трудовая книжка колхозника является основным документом о трудовой деятельности члена колхоза. Трудовые книжки ведутся на всех членов колхозов с момента принятия их в члены колхоза. В трудовую книжку колхозника должны быть внесены не только сведения о колхознике, но и сведения о приеме его в члены колхоза, сведения о работе и трудовом участии в общественное хозяйстве.

Но вместе с тем, выводы районного суда членстве Гурьевой М.А. в колхозе, также не свидетельствуют о возможности включения спорного периода в стаж работы в сельском хозяйстве, так как в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, перечислены должности, работа в которых в сельском хозяйстве дает право на повышение фиксированной выплаты к пенсии. Законодательство не предусматривает возможности включения в стаж работы в сельской местности периода, когда лицо состояло членом колхоза, но не осуществляло трудовую деятельность в должности, поименованной в указанном Списке.

Бремя доказывания стажа работы в сельском хозяйстве, лежит на лице, претендующем на перерасчет страховой пенсии по старости по указанным основаниям, то есть, в данном случае на истце, который, ссылаясь на факт такой работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязан представить тому доказательства, отвечающие требованиям ст. 59 и 60 ГПК РФ. Таких доказательств истец не представила.

Не может согласиться судебная коллегия и с выводами суда в той части, что архивными сведениями подтверждается отдельное начисление истцу заработной платы (за работу дояркой в течение года и за работу поваром в летний сезон) как свидетельство выполнения истцом работы, предусмотренной Списком №1440, поскольку представленные архивные справки содержат такой порядок начислений (человеко-дни /заработная плата в рублях) за все периоды работы, включая и летние.

В ранее действовавшем Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Комитета Российской Федерации стандартизации, метрологии и сертификации № 367 от 26 декабря 1994 года, и в Общероссийском классификаторе занятий «ОК 010-2014 (МСКЗ-08)», принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2020-ст, профессия повара относится к работникам сферы обслуживания и торговли.

Учитывая, что занимаемая истцом должность в спорный период «повар» не предусмотрена Списком № 1440, оснований для включения спорного периода работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве у суда первой инстанции не имелось.

Поскольку отсутствовали основания для включения спорного периода в стаж работы истца в сельском хозяйстве, с выводом суда первой инстанции об обоснованности иска о признании незаконным отказа ответчика от 04.02.2022 в назначении истцу оспариваемой фиксированной выплаты, возложении на ответчика обязанности включить спорный период в стаж работы истца в сельском хозяйстве, судебная коллегия согласиться не может. Учитывая, что решением ответчика №658 от 28.02.2019 стаж работы истца в сельском хозяйстве был определен в 20 лет 10 месяцев 22 дня, спорные периоды не подлежат включению в такой стаж, на ответчика не могла быть возложена и обязанность произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Гурьевой М.В. в удовлетворении её исковых требований.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Чебоксары от 8 ноября 2022 года отменить; принять по делу новое решение, которым Гурьевой М.А. в удовлетворении исковых требований к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии о признании незаконным отказа от 4 февраля 2022 года в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, возложении обязанности включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 01.01.1992 по 30.04.2006 в должности повара колхозе имени Крупской (СХПК им. Крупской) Канашского района Чувашской Республики, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с даты обращения с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий О.В. Агеев

Судьи: А.В. Александрова

А.В. Вассияров

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 февраля 2023 года.

Докладчик Вассияров А.В.

Апелляционное дело № 33-559/2023

Судья Ишуткин Н.В.

Гражданское дело № 2-2829/2022

УИД 21RS0025-01-2022-002512-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 февраля 2023 года город Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Агеева О.В., судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,

при секретаре судебного заседания Федотовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Гурьевой М.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в сельском хозяйстве, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии на решение Московского районного суда города Чебоксары от 8 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вассиярова А.В., судебная коллегия

установила:

Гурьева М.А. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии, в котором просила: признать незаконным отказ ответчика от 4 февраля 2022 года в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве; возложить на ответчика обязанность: включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 01.01.1992 по 30.04.2006 в должности повара в коллективном хозяйстве имени Крупской (Сельскохозяйственном производственном кооперативе им. Крупской) Канашского района Чувашской Республики; произвести перерасчет размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с даты соответствующего обращения.

Исковые требования мотивированы тем, что отказ ответчика во включении в стаж работы в сельском хозяйстве указанного в просительной части иска периода работы является необоснованным, а принятое по поставленному истцом вопросу о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости решение ответчика от 04.02.2022 не учитывает сведения, содержащиеся в трудовой книжке колхозника, из которых следует, что с 01.01.1992 по 30.04.2006 Гурьева М.А. являлась членом коллективного хозяйства (колхоза имени Крупской Канашского района Чувашской Республики), обязанности повара исполняла только в летнее время, в остальное время продолжала работать дояркой.

В судебном заседании суда первой инстанции Гурьева М.А. исковые требования поддержала, представитель ответчика их не признала по мотивам необоснованности, третьи лица Пенсионный фонд Российской Федерации (в настоящее время Государственный внебюджетный фонд – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), Сельскохозяйственный производственный кооператив им. Крупской Канашского района Чувашской Республики, архив Канашского района администрации Канашского района своих представителей в суд не направили.

Решением Московского районного суда города Чебоксары от 8 ноября 2022 года исковые требования Гурьевой М.А. удовлетворены. Признано незаконным решение ответчика об отказе Гурьевой М.А. во включении периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, выраженное в письме ответчика от 4 февраля 2022 года; на последнего возложена обязанность: включить Гурьевой М.А. в стаж работы в сельском хозяйстве период работы в должности повара в колхозе имени Крупской Канашского района Чувашской АССР; произвести перерасчет Гурьевой М.А. фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 марта 2019 года.

Ответчиком поставлен вопрос об отмене судебного постановления с принятием нового отказе в удовлетворении иска в полном объеме по мотивам несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Как указано в апелляционной жалобе, у суда отсутствовали основания для включения спорного периода в подсчет стажа, дающего право на повышенную фиксированную выплату в связи с работой в селе, поскольку профессия повара относится к работникам сферы обслуживания, доказательств членства истца в колхозе в деле не имеется, в трудовой книжке истца такие записи отсутствуют, профессия истца не является рабочей, факт непосредственной занятости на работах на работах (в полях, фермах и т.д.) истцом не доказан. а занимаемая должность в спорный период (повар), не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, дающих право на повышенную фиксированную выплату.

Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 1 февраля 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии.

Выслушав представителя ответчика и третьего лица Государственного внебюджетного фонда – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации Тамбову А.В., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, Гурьева М.А., 17 апреля 1951 года рождения, с 17 апреля 2006 года является получателем страховой пенсии по старости (л.д. 9).

В порядке рассмотрения заявления Гурьевой М.А. от 27.02.2019, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайнное), правопреемником которого является ответчик, своим решением №658 от 28.02.2019 отказало истцу в установлении повышения фиксированной выплаты в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве (30 лет), определив такой стаж заявителя на дату обращения в 20 лет 10 месяцев 22 дня, включив в него периоды работы истца с 15.06.1963 по 31.12.1991 в различных коллективных хозяйствах, в том числе период работы с 01.04.1991 по 31.12.1991 в качестве повара в «Колхозе им. Крупской» и отказав во включении в стаж работы в сельском хозяйстве последующего периода работы в этом же коллективном хозяйстве в качестве повара с 01.01.1992 по 30.04.2006 (л.д. 37).

21 января 2021 года имело место повторное обращение Гурьевой М.А. в адрес ответчика о перерасчете пенсии в связи с длительной работой в сельском хозяйстве, в котором она указала, что с 1973 по 1991 год работала на ферме дояркой, в летние сезоны (с апреля по октябрь) 1991-2006 годов её назначали поваром, в остальные месяцы она продолжала работать на ферме и всегда являлась членом колхоза. В летнее время ей выделяли для ухода участок свеклы. Во время работы в столовой ей приходилось выполнять всю подготовительную работу (заготавливать дрова, носить воду), в период посевной и уборки урожая столовая работала в режиме полевой кухни, заработную плату она получала как член колхоза (л.д. 33).

В ответе на указанное обращение от 04.02.2022 ответчик сообщил истцу об отсутствии правовых оснований для включения в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы поваром после 1 января 1992 года со ссылкой на то, что действующее законодательство приравнивает к лицам, проработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве только занятых на работах и производствах растениеводства, животноводства или рыбоводства, работа истца поваром к такой занятости не относится (л.д. 32).

В подтверждение трудовой деятельности Гурьева М.А. представила в материалы дела трудовую книжку колхозника ..., в которой относительно спорных периодов работы в графе «членство в колхозе» содержатся следующие записи: «1. - 01.01.1973 принята на работу в «Колхоз имени Крупской» Канашского района Чувашской Республики в качестве доярки (протокол №1 от 03.01.1973); 2. – 01.04.1991 Переведена поваром (протокол №4 от 01.04.1991); 3. – 24.11.1992 «Колхоз им. Крупской» преобразовался в «СХПК имени Крупской по решению собрания уполномоченных (протокол №6 от 24.11.1992); 4. 30.04.2005 уволена с работы в связи с уходом на пенсию (приказ №4 от 30.04.2006)». (л.д. 8, 35).

По содержанию архивных справок от 25.02.2019 №18 и от 25.09.2019 №1492, выданных Гурьевой М.А. администрацией Канашского района Чувашской Республики, в документах архивного фонда «СХПК имени Крупской», в ведомостях начисления заработной платы за 1993-1996, 2002-2006 годы, имеются сведения о заработной плате Гурьевой ... (отчество и дата рождения не указаны) в человеко-днях и в денежном выражении (в рублях). В указанных справках отсутствуют начисления за апрель 1993 года, февраль 1995 года, сентябрь 2004 года, в период с января по март 2005 года и август 2005 года, с февраля по апрель 2006 года (л.д. 35, 36). Такие же сведения содержатся в справках от 22.07.2002, представленных Администрацией Канашского района Чувашской Республики по запросу районного суда (л.д. 61-62).

Оценив приведенные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, и разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж работы истца в сельском хозяйстве спорного периода работы с 01.01.1992 по 30.04.2006, при этом исходил из того, что членство в колхозе независимо от занимаемой должности является работой в сельском хозяйстве, предоставляющей право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Установив, что с 1 января 1973 года и вплоть до своего увольнения в связи с выходом на пенсию Гурьева М.А. являлась членом «Колхоза им. Крупской», в последующем «СХПК им. Крупской», а согласно архивным сведениям, имело место раздельное определение трудодней и начисление заработной платы в спорный период и превышение общего количества трудодней над количеством дней в соответствующем месяце, указанные обстоятельства суд посчитал достаточными для вывода об обоснованности иска.

Суд также отметил, что доводы истца о сезонном характере работы в должности повара не опровергнуты, а с учетом спорного периода работы, подлежащего включению в стаж работы в сельском хозяйстве (с 01.01.1992 по 30.04.2006) и стажа работы в сельском хозяйстве, определенного ответчиком в бесспорном порядке (20 лет 10 месяцев 22 дня), по состоянию на 30 апреля 2006 года, т.е. на дату выхода истца на пенсию, у последней имелся стаж работы в сельском хозяйстве, достаточный для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и, учитывая, что с заявлением о перерасчете Гурьева М.А. обратилась 27 февраля 2019 года, такой перерасчет ответчик обязан произвести с 1 марта 2019 года.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее Федеральный закон №400-ФЗ).

В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, пециальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441 (далее по тексту Правила №1441), при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.

Из пункта 3 Правил №1441 следует, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

Согласно пункту 6 Правил №1441 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Списку № 1440 право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого и животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.

В Списке № 1440 в разделе «Наименование работ, производств сельского хозяйства» указано: «1. растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация)». В разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей» поименованы относящиеся к растениеводству соответствующие профессии, должности, специальности, в числе которых отсутствует повар. Вместе с тем, указаны «рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)», а также «член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства».

Аналогичным образом в разделе видов сельского хозяйства указано «2. животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами». При этом в числе относящихся к этому виду деятельности профессий, должностей, специальностей повар отсутствует. Вместе с тем, указаны «рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)», а также «член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства».

В соответствии с пунктом 4 Списка, работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) до 1 января 1992 года, засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

Следовательно, работа до 1 января 1992 года засчитывается в указанный стаж независимо от наименования профессии, специальности, занимаемой должности, начиная же с 1 января 1992 года необходимо подтверждение выполнения такой работы в должностях, предусмотренных Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 26 сентября 2019 года № 2202-О, от 29 сентября 2020 года № 2097-О, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются не все периоды, подлежащие зачету в страховой стаж. Такое правовое регулирование, определяющее условия предоставления льготы в пенсионном обеспечении (повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности), осуществлено в пределах компетенции законодателя и делегированных им Правительству Российской Федерации полномочий и не может расцениваться как нарушающее права заявителя.

Таким образом, системное толкование вышеприведенных положений закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что не все работники сельского хозяйства могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты, а только те, чьи должности прямо предусмотрены Списком № 1440, по ним начислялись страховые взносы, и которые непосредственно осуществляли свою трудовую деятельность в сельском хозяйстве на работах в полевых условиях (в производстве сельскохозяйственных культур, послеуборочной обработке сельскохозяйственной продукции, заготовке, хранении, обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов и др.).

Материалами настоящего гражданского дела установлено, что «Колхоз им. Крупской» и «СХПК им. Крупской» Канашского района Чувашской Республики относятся к организациям, основным видом деятельности которых является сельскохозяйственная деятельность, однако само по себе членство истца в колхозе и факт её работы в должности повара с января 1992 года не является достаточным основанием для включения спорного периода работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве без подтверждения непосредственной занятости на работах, связанных с сельским хозяйством (растениеводством или животноводством).

В соответствии с Основными положениями о ведении трудовых книжек колхозников, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 21.04.1975 № 310, действовавшим до 03.02.2020, трудовая книжка колхозника является основным документом о трудовой деятельности члена колхоза. Трудовые книжки ведутся на всех членов колхозов с момента принятия их в члены колхоза. В трудовую книжку колхозника должны быть внесены не только сведения о колхознике, но и сведения о приеме его в члены колхоза, сведения о работе и трудовом участии в общественное хозяйстве.

Но вместе с тем, выводы районного суда членстве Гурьевой М.А. в колхозе, также не свидетельствуют о возможности включения спорного периода в стаж работы в сельском хозяйстве, так как в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, перечислены должности, работа в которых в сельском хозяйстве дает право на повышение фиксированной выплаты к пенсии. Законодательство не предусматривает возможности включения в стаж работы в сельской местности периода, когда лицо состояло членом колхоза, но не осуществляло трудовую деятельность в должности, поименованной в указанном Списке.

Бремя доказывания стажа работы в сельском хозяйстве, лежит на лице, претендующем на перерасчет страховой пенсии по старости по указанным основаниям, то есть, в данном случае на истце, который, ссылаясь на факт такой работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязан представить тому доказательства, отвечающие требованиям ст. 59 и 60 ГПК РФ. Таких доказательств истец не представила.

Не может согласиться судебная коллегия и с выводами суда в той части, что архивными сведениями подтверждается отдельное начисление истцу заработной платы (за работу дояркой в течение года и за работу поваром в летний сезон) как свидетельство выполнения истцом работы, предусмотренной Списком №1440, поскольку представленные архивные справки содержат такой порядок начислений (человеко-дни /заработная плата в рублях) за все периоды работы, включая и летние.

В ранее действовавшем Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Комитета Российской Федерации стандартизации, метрологии и сертификации № 367 от 26 декабря 1994 года, и в Общероссийском классификаторе занятий «ОК 010-2014 (МСКЗ-08)», принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2020-ст, профессия повара относится к работникам сферы обслуживания и торговли.

Учитывая, что занимаемая истцом должность в спорный период «повар» не предусмотрена Списком № 1440, оснований для включения спорного периода работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве у суда первой инстанции не имелось.

Поскольку отсутствовали основания для включения спорного периода в стаж работы истца в сельском хозяйстве, с выводом суда первой инстанции об обоснованности иска о признании незаконным отказа ответчика от 04.02.2022 в назначении истцу оспариваемой фиксированной выплаты, возложении на ответчика обязанности включить спорный период в стаж работы истца в сельском хозяйстве, судебная коллегия согласиться не может. Учитывая, что решением ответчика №658 от 28.02.2019 стаж работы истца в сельском хозяйстве был определен в 20 лет 10 месяцев 22 дня, спорные периоды не подлежат включению в такой стаж, на ответчика не могла быть возложена и обязанность произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Гурьевой М.В. в удовлетворении её исковых требований.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Чебоксары от 8 ноября 2022 года отменить; принять по делу новое решение, которым Гурьевой М.А. в удовлетворении исковых требований к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии о признании незаконным отказа от 4 февраля 2022 года в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, возложении обязанности включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 01.01.1992 по 30.04.2006 в должности повара колхозе имени Крупской (СХПК им. Крупской) Канашского района Чувашской Республики, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с даты обращения с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий О.В. Агеев

Судьи: А.В. Александрова

А.В. Вассияров

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 февраля 2023 года.

33-559/2023 (33-5558/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Гурьева Мария Афанасьевна
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии
Другие
Архив Канашского района администрации Канашского района
СХПК им.Крупской Канашского района
Пенсионный Фонд Российской Федерации
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Вассияров Алексей Викторович
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
23.12.2022Передача дела судье
01.02.2023Судебное заседание
06.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2023Передано в экспедицию
01.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее