№ 2-1061/2019
УИД: 66RS0011-01-2019-001206-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 26 сентября 2019 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мартынюк С.Л.,
с участием помощника прокурора Баскакова Д.И.,
представителя ответчика МКУ «УГХ» Савельевой А.В.,
представителя ответчика Отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству Коновницына А.М.,
при секретаре Солодниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Администрации города Каменска-Уральского о возложении обязанности устранения повреждений дорожного покрытия улично-дорожной сети города Каменска-Уральского,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Каменска – Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявленным (л.д.4-6) и уточненным (л.д.57-58) иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Администрации города Каменска-Уральского о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в городе Каменске-Уральском.
В уточненном исковом заявлении (л.д.57-58) истец просит:
- Обязать ответчиков в течение 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», участок ул. Попова на участке от Гагарина до ул. Уральская, устранив при этом, повреждение бортового камня на протяжении всего участка; ул. Гагарина на участке от ул. Исетская до ул. Октябрьская, устранив при этом, повреждение бортового камня на протяжении всего участка.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что прокуратурой г. Каменска-Уральского проведена проверка состояния улично-дорожной сети г. Каменска-Уральского. Установлено, что дорожное покрытие не соответствует ГОСТу, имеются повреждения в виде просадок, сетки трещин, сдвигов, волн, колеи. Указанные участки дорог переданы в оперативное управление МКУ УГХ, которое обязано содержать городские автомобильные дороги. Ответчиками не надлежащим образом организуется содержание дорожного покрытия, что привело к нарушению требований ГОСТа, прав и интересов неопределенного круга лиц, создает опасность для жизни и здоровья граждан.
Представитель МКУ «Управление городского хозяйства» в судебном заседании исковые требования признала в части, поддержала доводы письменных отзывов. Суду пояснила, что указанное в иске дорожное полотно имеет поименованные повреждения, дорога находится в оперативном управлении УГХ, однако финансирование было проведено в не полном объеме, а выделенные денежные средства пошли на ремонт центральных улиц и улиц с большей интенсивностью движения транспортных средств. Учреждением неоднократно запрашивались дополнительные денежные средства, но объемы финансирования не позволяли провести ремонт улиц, указанных в иске. При этом полагала, что надлежит предоставить срок для исполнения до 01 ноября 2020 года, поскольку это период окончания сезона и дорога будет отремонтирована при условии выделения финансирования.
Представитель Отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва. Суду пояснил, что отраслевой орган распределяет денежные средства. МКУ «УГХ» является владельцем дорог в г. Каменске-Уральском. Все, что поступило в 2019 году своевременно доведено до МКУ «УГХ». Полагал, что отраслевой орган - ненадлежащий ответчик и к нему требования надлежит оставить без удовлетворения.
Представитель Администрации города в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без их участия (л.д.73). В письменном отзыве (л.д.27-30) исковые требования не признали, указали, что Администрация города самостоятельно не выполняет содержание уличной дорожной сети. Для этого создан МКУ «УГХ», который и должен нести ответственность за ненадлежащее содержание дорожного полотна. Просили в иске к Администрации города – отказать.
Судом определено рассмотреть дело при данной явке лиц (ч.3 ст. 167 ГПК РФ).
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 12) местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132).
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Федерального закона № 196-ФЗ).
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный № 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и пр.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «Город Каменск-Уральский» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 27 апреля 2011 г.
№ 334 утверждено Положение об Органе местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского». Разделом IV предусмотрено, что в полномочия Администрации города входят обеспечение составления проекта бюджета, обеспечение его исполнения (пунктом 21.1); разработка и организация выполнения планов и программ комплексного социального-экономического развития городского округа (пункт 21.2); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (пункт 21.9).
Согласно пунктам 1.1, 1.4 Положения об отраслевом органе администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденного решением Городской думы г. Каменска-Уральского от 26 ноября 2008 г. № 24, отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству является структурным подразделением администрации города, главным распорядителем бюджетных средств. В компетенцию органа входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранность дорог, организация содержания и ремонта автомобильных дорог, мостов и иных транспортных сооружений (пункты 2.4, 3.4). Отраслевой орган по городскому хозяйству разрабатывает и реализует планы мероприятий и перспективных программ развития коммунально-энергетического, дорожно-транспортного и природоохранных комплексов, координирует эти работы и контролирует их выполнение (пункт 4.6).
Уставом МКУ УГХ, утвержденным приказом Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 12 мая 2011 г. № 142, закреплена обязанность учреждения по организации содержания городских автомобильных дорог. Учреждение несет ответственность за качество содержания имущества, переданного в оперативное управление в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели из бюджета муниципального образования (пункты 1.11, 2.2).
В соответствии с выписками из реестра муниципальной собственности от 08.05.2019 года (л.д. 7-8), дороги по ул. Попова, ул. Гагарина переданы в оперативное управление МКУ «Управление городского хозяйства».
Как следует из актов обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети от 08 мая 2019 года (л.д. 9), фотографий улиц (л.д.10-12) на участках дорог по улице Попова на участке от Гагарина до ул. Уральская имеется повреждение бортового камня на протяжении всего участка; ул. Гагарина на участке от ул. Исетская до ул. Октябрьская, ул. Гагарина на участке от ул. Исетская до ул. Октябрьская, имеется повреждение бортового камня на протяжении всего участка.
Суд находит, что ответчики ненадлежаще исполняют возложенные обязанности по содержанию улично-дорожной сети по ул. Попова, ул. Гагарина, с учетом требований обеспечения безопасности для жизни и здоровья участников дорожного движения.
При этом суд не может согласиться с доводами представителей Администрации города, Отраслевого органа по городскому хозяйству о признании их ненадлежащими ответчиками.
На ответчиков возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Несоответствие муниципальных дорог обязательным требованиям свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиками данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.
Создание МКУ «Управление городского хозяйства» в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности, передача автомобильных дорог в оперативное управление данному учреждению не освобождает Администрацию города и Отраслевой орган по городскому хозяйству от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, муниципальному контролю за сохранностью автодорог общего пользования местного значения на территории округа и не может служить основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности.
При рассмотрении дела представители Администрации города и Отраслевого органа по городскому хозяйству не заявляли о ненадлежащем выполнении МКУ УГХ возложенных полномочий в части дорожной деятельности.
Принимая во внимание обязанность Администрации города, Отраслевого органа по городскому хозяйству выполнять требования закона о содержании дорог в надлежащем и безопасном для населения города состоянии, масштабность проблемы, потребность в значительных денежных средствах для устранения нарушений, суд считает, что все ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.
Определяя сроки исполнения решения, суд учитывает объемы необходимых ремонтных воздействий, финансирования, сезонность дорожных работ, устанавливает указанный срок до 01 июля 2020 года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Администрации города Каменска-Уральского о возложении обязанности устранения повреждений дорожного покрытия улично-дорожной сети города Каменска-Уральского удовлетворить.
Обязать МКУ «Управление городского хозяйства», Отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, администрацию города Каменска-Уральского в срок до 01 июля 2020 года привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» следующие участки: участок ул. Попова на участке от Гагарина до ул. Уральская, устранив при этом, повреждение бортового камня на протяжении всего участка; ул. Гагарина на участке от ул. Исетская до ул. Октябрьская, устранив при этом, повреждение бортового камня на протяжении всего участка.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2019 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: С.Л.Мартынюк