Судья Иванова И.В.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2019 года № 33-1788/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Кяргиевой Н.Н.,
судей Вершининой О.Ю., Ехаловой Ю.А.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе, дополнениям к апелляционной жалобе Усольцевой Е. А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 15.02.2019, которым исковые требования Усольцевой Е. А. к муниципальному унитарному предприятию «Оленегорские тепловые сети» муниципального образования город Оленегорск с подведомственностью территорий Мурманской области, обществу с ограниченной ответственностью «Виком» о возложении обязанности осуществить перерасчет оплаты коммунальной услуги оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Ехаловой Ю.А., судебная коллегия
установила:
собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 43,4 кв.м. являются Усольцева Е.А. и её дочь Усольцева Д.А., <ДАТА> года рождения.
ООО «Виком» осуществляет управление многоквартирным домом, в котором находится указанная квартира.
Ссылаясь на то, что расчет платы за коммунальную услугу – отопление производился по нормативу, тогда как в доме должны быть установлены общедомовые приборы учета, исходя из показаний которых и должен производиться расчет, истец Усольцева Е.А. обратилась в суд с иском, в котором, с учетом неоднократных уточнений, просила признать незаконным бездействия ООО «Виком», выразившееся в неосуществлении перерасчетов по отоплению за 2014 и 2015 годы, обязать ООО «Виком» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет оплаты коммунальной услуги по адресу: <адрес> по отоплению за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 в сумме ... рубля ... копейка, обязать МУП «Оленегорские тепловые сети» муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет оплаты коммунальной услуги по адресу: <адрес> по отоплению за период с 01.06.2017 по 31.12.2017 в сумме ... рубля ... копеек, взыскать с ООО «Виком» в ее пользу штраф в размере ... рублей ... копеек, компенсацию морального вреда в сумме ... рублей, взыскать с МУП «Оленегорские тепловые сети» муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области в ее пользу штраф в размере ... рубль ... копеек, а также компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
В судебном заседании истец Усольцева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что счетчик установлен в 2014 году и должен был быть введен в эксплуатацию. Из расчета платы за отопление должны быть исключены летние месяцы, в течение которых коммунальная услуга не предоставлялась.
Представители ответчиков ООО «Виком» и МУП «ОТС» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представили отзывы на исковое заявление, в которых просили в иске отказать, представитель ООО «Виком» заявил о пропуске Усольцевой Е.А. срока исковой давности.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней Усольцева Е.А. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, в обоснование своих требований она указала, что судом первой инстанции не установлены юридически значимые по делу обстоятельства, а именно наличие решения общего собрания собственников многоквартирного дома о выборе в качестве управляющей компании ООО «Виком», о прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями, а также о согласии собственников дома на проведение расчетов за потребляемую тепловую энергию равномерно в течение 2014 и 2015 годов. Полагала, что расчеты за период с 2014 по 2015 год должны производится исходя из периода отопительного сезона на основании установленных нормативов потребления, то есть оплате подлежала сумма ... рублей ... копеек, тогда как фактически счет был выставлен на ... рублей ... копейки, то есть исполнитель неосновательно обогатился на сумму ... рублей ... копейки. Указала, что из-за неправомерных действий ответчиков прибор не был направлен на поверку, в связи с чем начисления велись исходя из нормативов, а не по показаниям приборов учета, в связи с чем должен быть произведен перерасчет, который будет составлять разницу между начислением по нормативу и начислением по показаниям приборов учета, что составит ... рублей ... копеек. Считала неправомерным применение судом сроков исковой давности, поскольку о нарушении своего права она не знала.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая истцу в иске, суд первой инстанции исходил из того, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, введенный в эксплуатацию 31.12.2014, фактически не функционировал в период с 03.02.2015 по 04.10.2016 в связи с нахождением на ремонте, повторно введен в эксплуатацию 04.10.2016, следовательно расчет платы за указанную коммунальную услугу правомерно произведен в соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, действующих на момент возникновения спорных правоотношений с одновременной ежегодной корректировкой расчетов.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции соглашается, полагая доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, только собственник имущества по своему усмотрению совершает в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Согласно пунктам 81, 81(10), 81(13) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником (пользователем) жилого или нежилого помещения.
Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается, в том числе, в случаях неисправности приборов учета.
В силу положений пункта 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета результатов измерений, нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки, механического повреждения прибора учета, превышения допустимой погрешности показаний прибора учета, истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В соответствии с пунктом 59 (1) Правил в редакции на момент выхода общедомового (коллективного) прибора учета из строя, то есть на 03.02.2015, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Если период работы индивидуального или общего (квартирного), комнатного прибора учета (за исключением индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии) составил менее 3 месяцев, в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг (пункт 59 (2) Правил).
Согласно пункту 41 (1) Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа (пункт 42 (2) Правил).
Между тем согласно прежним Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (с 01.06.2016 утратили силу), плата за отопление начислялась круглогодично равными суммами. Норматив потребления устанавливался в расчете на 12 месяцев (формулы 2 и 6 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в первоначальной редакции). Если же дом был оборудован общедомовым прибором учета, а в помещении индивидуальные приборы учета отсутствовали, то размер платы за отопление определялся исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год (формула 7 Приложения 2 к прежним Правилам) с ежегодной корректировкой для приведения начисленного объема потребления к фактическому.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 №857 предусмотрены особенности начисления платы за отопление в период 2012 - 2014 годы, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 которого в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.
В соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области №386-ПП от 05.08.2016, на территории Мурманской области изменен существовавший ранее способ оплаты данной коммунальной услуги. Новый способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению предусматривает внесение платы в течение календарного года.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) приложения №2 к настоящим Правилам.
Таким образом, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению зависит от выбранного способа ее оплаты (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года), даты принятия соответствующего акта органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовые и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, находятся ли они в исправном состоянии, а также от периода, в течение которого прибор учета не функционировал.
До 30.06.2016 расчет размера платы за коммунальные услуги осуществлялся согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 и от 06.04.2013 №307. Поскольку на территории Мурманской области был избран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению ежемесячного равными платежами в течение всего года вне зависимости от отопительного периода, то с учетом периода выхода из строя общедомового прибора учета, а также принимая во внимание период его работы до поломки (с 31.12.2014 по 03.02.2015, то есть менее года), ООО «Виком» правомерно производило начисления исходя из норматива потребления.
МУП «ОТС», на основании предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 21.05.2018, а также с учетом того, что общедомовой прибор учета тепловой энергии не прошел поверку в период с 03.04.2017 по 07.11.2017, то есть находился в неисправном состоянии, произвел начисления за предоставленную коммунальную услугу исходя из действующих на тот момент тарифов, при этом произведя перерасчет за июнь, ноябрь – декабрь 2017 года в соответствии со среднемесячными показателями потребления за отопительный период объема потребления, начиная с даты, когда вышел из строя общедомовой прибор учета, что соотносится с положениями пункта 59 (1) Правил, в связи с чем доводы апеллянта о том, что произведенный МУП «ОТС» расчет за период с 01.06.2017 по 31.12.2017 является неверным, суд апелляционной инстанции полагает подлежащим отклонению.
Довод жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции срока исковой давности, так как о нарушении своего права Усольцева Е.А. не знала, судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку истцу ежемесячно выставлялись счета (квитанции) на оплату коммунальных услуг.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, иные доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, правильности выводов суда не опровергают, оснований для отмены, либо изменения судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.02.2019 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: