Решение по делу № 3а-331/2019 от 01.11.2019

Дело №3а-331/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург    10 декабря 2019    г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника    С.Г.,

при секретаре    Потеминой    А.В.,

с участием прокурора    Чубуковой    А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части постановление Правительства Ленинградской области от 04 декабря 2017 года № 523 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Красносельское сельское поселение Выборгского муниципального района Ленинградской области»,

установил:

04.12.2017 постановлением Правительства Ленинградской области № 523 утвержден Генеральный план муниципального образования Красносельское сельское поселение Выборгского муниципального района Ленинградской области (далее - Генеральный план), который опубликован 04.12.2017 на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Г енеральный план состоит из Положения о территориальном планировании и картографических материалов, к которым относятся карты функциональных зон поселения, населенных пунктов и карты границ населенных пунктов.

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана в части включения в границы населенных пунктов лесных участков в кварталах 54 (часть), 55 (часть) Цвелоду- бовского участкового лесничества, 79 (часть) Чапаевского участкового лесничества, 116 (часть) Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества Ленинградской области, как не соответствующее положениям статей 8, 83,84 Земельного кодекса РФ, 23 и 25 Градостроительного кодекса РФ, 8,11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Проект Генерального плана поступал на согласование в Рослесхоз и, в связи с отсутствием информации о включении в границы населенных пунктов земель лесного фонда, Рослесхоз указал на отсутствие необходимости согласования проекта Генерального плана. Однако, по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы муниципального образования, установлено наложение границ населенных пунктов и границ лесных участков. Следовательно, перевод земельных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов осуществлен автоматически путем установления границ муниципального образования. Таким образом, Генеральный план не соответствует действующему законодательству, поскольку согласование перевода земельных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов Рослесхозом не осуществлялось.

В письменном отзыве административным ответчиком указано, что оспариваемый Генеральный план принят уполномоченным органом в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Из представленных документов не следует необходимость согласования в соответствии с пп.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса РФ.

В письменных объяснениях заинтересованным лицом Минэкономразвития указано, что проект Генерального плана для проведения процедуры согласования, предусмотренной п.1 ст.25 Градостроительного кодекса РФ, в Минэкономразвития не поступал.

В письменном отзыве комитета градостроительной политики Ленинградской области указано о необоснованности довода административного истца о том, что Рослесхоз был введен в заблуждение, поскольку проект Генерального плана не содержал информации о включении в границы населенных пунктов земель лесного фонда. Правительство Ленинградской области и комитет по архитектуре и градостроительству неоднократно в качестве одной из основных проблем подготовки (внесения изменений) генеральных планов отмечали отсутствие актуальных, достоверных сведений о границах земель лесного фонда. В соответствии с имеющимися лесными планшетами комитет по природным ресурсам Ленинградской области не имеет технической возможности установить пересечения с границами лесного фонда. Рослесхоз в соответствии с векторными данными такие пересечения выявляет. При этом, материалы в векторном виде не предоставляются ни органам исполнительной власти, ни органам местного самоуправления, ни разработчикам проектов. Поскольку муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке проекта Генерального плана заключен до вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ, то ссылка административного истца на положения Градостроительного кодекса РФ в действующей редакции некорректна.

В письменных объяснениях заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области указано, что согласование документов территориального планирования с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, законодательством не предусмотрено. Административный истец подтвердил, что проект Генерального плана поступал на согласование в Рослесхоз. Следовательно, процедура согласования и принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена. Оснований для признания Генерального плана недействительным в части не имеется.

В письменных возражениях заинтересованных лиц администраций Красносельского сельского поселения и Выборгского района Ленинградской области указано, что проект Генерального плана прошел все необходимые процедуры и согласования. Поскольку муниципальный контракт на разработку проекта Генерального плана заключен до внесения Федеральным законом от 20.03.2011 № 41- ФЗ изменений в Градостроительный кодекс РФ, то предоставления на согласование с проектом Генерального плана информации о включении в границы населенных пунктов земель лесного фонда в виде отдельной информации (отдельного документа) не требовалось.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Минэкономразвития, Управления Росреестра по Ленинградской области, МТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, комитета градостроительной политики Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Зябирова Р.Ш. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Яковлева Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена и нарушений прав Российской Федерации не допущено. Удовлетворение заявленных Рослесхозом требований приведет к нарушению прав собственников земельных участков.

Присутствующий в судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области Котолевская Н.Л. указала на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. Сообщила, что факт наложения границ земель лесного фонда и земель населенных пунктов не оспаривает.

Представитель заинтересованных лиц администраций Красносельского сельского поселения и Выборгского района Ленинградской области Кононова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований указав, что процедура согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом соблюдена.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, заслушав заключение участвующего в деле прокурора прокуратуры Ленинградской области Чу буковой А. С. о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.8 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из представленного в суд свидетельства о государственной регистрации права от 21.02.2005 следует, что лесной участок Рощинского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 2593360000 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, как на момент рассмотрения проекта генерального плана поселения, на момент его принятия являлся, так и в настоящее время является собственностью Российской Федерации.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером указано, что 18.02.2005 сделана запись о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок Рощинского лесничества, категория земель: земли лесного фонда.

Представленные административным истцом выписки из государственного лесного реестра подтверждают нахождение на государственном учете в государственном лесном реестре лесных участков по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Цвелодубовское участковое лесничество, квартала № 54, 55, Чапаевское участковое лесничество, квартал № 79, Красносельское участковое лесничество, квартал № 116.

В выполненных специалистом филиала «Рослесифорг» «Севзаплеспроект» заключениях указано на пересечение границ лесных участков по адресу Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Цвелодубовское участковое лесничество, квартала № 54, 55, Чапаевское участковое лесничество, квартал № 79, Красносельское участковое лесничество, квартал № 116 с границами населенных пунктов Заводской, Коробицыно, Ровное, Староселье.

В ч.1 ст. 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) указано, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) отнесено, в том числе, осуществление от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Следовательно, Рослесхоз, установив, что в результате принятия Генерального плана в границы населенных пунктов Красносельского сельского поселения Выборгского муниципального района Ленинградской области вошли лесные участки, вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними (ст.8.2 ГрК РФ).

Статьей 18 ГрК РФ к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены генеральные планы поселений.

Областным законом Ленинградской области от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесено утверждение генеральных планов поселений, городских округов, внесение в них изменений.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии со п.2 ч.1 ст.25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса.

Исходя из положений ст.23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Согласно п.7 ч.7 ст.23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

До вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» часть 6 статьи 23 ГрК РФ предусматривала отображение на картах (схемах), содержащихся в генеральном плане, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа и границы земель лесного фонда.

Исходя из положений статей 24 и 25 ГрК РФ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ) проект генерального плана до его утверждения подлежал обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

В период принятия решения о подготовки Генерального плана и заключения муниципального контракта действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований" (далее - Положение о согласовании).

Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ, который в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.

В период направления проекта Генерального плана на согласование, действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориально планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 27.02.2012 № 69 и действовавший до утверждения нового порядка приказом Минэкономразвития РФ от 21.07.2016 № 460.

Согласно пункту 2.1 Порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 в редакции, действовавшей в тот же период, соответствующим уполномоченным органом являлся Рослесхоз. До 1 января 2012 г. в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного Положения также и в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Таким образом, Рослесхоз являлся и является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

Судом установлено, что 21.08.2009 администрацией МО «Красносельское сельское поселение» принято постановление № 57 «О подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области».

16.08.2013 проект Генерального плана опубликован в газете «Выборг».

Письмом от 05.10.2015 Рослехоз указал на отсутствие необходимости согласования проекта Генерального плана в связи с отсутствием информации о включении в границы населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения, земельных участков из состава земель лесного фонда.

01.02.2016 Губернатор Ленинградской области направил главе МО «Красносельское сельское поселение» сводное заключение об отказе в согласовании проекта Генерального плана и копии заключений органов исполнительной власти Ленинградской области.

В заключение комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 15.09.2015 указано об отказе в согласовании проекта Генерального плана в связи в необходимостью откорректировать информацию о площади, составе и границах земель лесного фонда, в соответствии с лесохозяйственными регламентами Рощинского и Приозерского лесничеств. Комитетом обращено внимание, что проектом Генерального плана не предусматривается сокращение земель лесного фонда, однако на представленном картографическом материале часть земель Рощинского и Приозерского лесничеств показаны как земли населенных пунктов. Указано, что в случае включения в граница населенных пунктов земель лесного фонда, материалы необходимо дополнить адресной информацией о землях лесного фонда, планируемых к переводу, с отображением на графическом материале, обосновать данное решение и получить согласование Рослесхоза.

На третьем заседании согласительной комиссии 20.05.2016 представитель комитета по природным ресурсам Ленинградской области указал, что замечания по проекту Г енерального плана сняты.

При этом, в книге 1 тома 2 материалов по обоснованию Г енерального плана в разделе 1.8.1 «Структура земель муниципального образования «Красносельское сельское поселение» по целевому назначению (категориям земель) и их использование» указано, что на территории Красносельского сельского поселения имеются земельные участки, которые по данным Росреестра Ленинградской области имеют категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли запаса, однако, являются землями лесного фонда (по данным лесоустройства Рощинского и Приозерского лесничеств Ленинградской области). Применение функционального зонирования на спорных территориях возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данных территорий к одной из категорий земель.

Указанные материалы по обоснованию датированы 2017 годом.

Доказательств направления откорректированного на согласительных комиссиях проекта Генерального плана на согласование в Рослесхоз административным ответчиком не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при утверждении Генерального плана в границы населенных пунктов были включены лесные участки без соблюдения предусмотренной ГрК РФ процедуры согласования.

Доводы об отсутствии доказательств включения в границы населенных пунктов спорных лесных участков, опровергаются материалами дела.

В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно которому участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Наложение границ земель населенных пунктов на земли лесного фонда подтверждено материалами дела, в том числе фрагментами графического наложения границ населенных пунктов Красносельского сельского поселения на материалы лесоустройства Рощинского лесничества, выполненного филиалом «Рослеси- форг» «Севзаплеспроект»

При этом, вопросы установления границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, на момент подготовки проекта документа территориального планирования административным ответчиком не оспаривался факт включения в границы Красносельского сельского поселения лесных участков, о чем указано в материалах по обоснованию проекта Генерального плана.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о согласовании проекта Г енерального плана Рослесхозом судом оцениваются критически, поскольку из ответа Рослесхоза от 25.10.2015 не следует, что Рослесхоз согласовал включение в границы населенных пунктов лесных участков.

Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 ЛК РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.

Согласно ст.8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку при подготовке проекта генерального плана нарушена предусмотренная ГрК РФ процедура согласования, а также документально подтвержден факт наложения границ населенного пункта на участки лесного фонда, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующим Г енерального плана в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ленинградской области от 04 декабря 2017 года № 523 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Красносельское сельское поселение Выборгского муниципального района Ленинградской области» в части включения в границы населенных пунктов Заводской, Ко- робицыно, Ровное, Староселье лесных участков в кварталах 54 (часть), 55 (часть) Цвелодубовского участкового лесничества, 79 (часть) Чапаевского участкового лесничества, 116 (часть) Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества Ленинградской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печат ном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2019 года.

3а-331/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Правительство ЛО
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Ночевник Сергей Григорьевич
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
23.07.2020Регистрация административного искового заявления
14.11.2019Передача материалов судье
14.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2019Предварительное судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
24.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
10.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее