Судья Кукурекин К.В. Дело № 2-555/2021
(первая инстанция)
№ 33-3876/2021
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 13 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Устинова О.И.,
при секретаре - Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 июля 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Иванушкиной Г. А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о включении в стаж периодов трудовой деятельности, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Истец Иванушкина Г.А. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе, изменив исковые требования, просит включить в подсчет страхового стажа периоды работы в Дошкольном учебном учреждении ПО УО и Управления образования и Науки Севастопольской городской администрации № 91 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 91 комбинированного вида» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с даты назначения пенсии, обязать ответчика принять для расчета пенсии справки о заработке для начисления пенсии № 21, № 22, выданные ДД.ММ.ГГГГ ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №», признать уплаченными Иванушкиной Г.А. страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в постоянного проживания на территории <адрес>, обязать ответчика учесть при подсчете страхового стажа и перерасчете пенсии социальные взносы, уплаченные Иванушкиной Г.А. в Пенсионный Фонд Украины, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из сведений о заработной плате, содержащихся в справках о заработке для начисления пенсии № 21, № 22, выданные ДД.ММ.ГГГГ ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 91», мотивируя исковые требования тем, что с сентября 2016 года истец является гражданкой РФ, до этого времени, она являлась гражданкой Узбекистана, пенсионер по старости. С даты вступления в состав РФ г. Севастополя и Республики Крым ей, в соответствие со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых взносах», была назначена пенсия. Из обращений к ответчику о предоставлении пояснений относительно размера назначенной пенсии, перерасчета пенсии, ей стало известно, что в страховой стаж не включены периоды работы в Дошкольном учебном учреждении ПО УО и Управления образования и Науки Севастопольской городской администрации № 91 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № комбинированного вида» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ в данный период, отсутствия отметки в паспорте о регистрации по г. Севастополю на ДД.ММ.ГГГГ. В период с 2019 года по 2021 год истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, прикладывала документы, подтверждающие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины в период работы на территории города Севастополя, однако в перерасчете пенсии ей необоснованно отказан ответчиком.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 13 июля 2021 года исковые требования Иванушкиной Г.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о включении в стаж периодов трудовой деятельности, обязании совершить определенные действия удовлетворены. Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в г. Севастополе обязано включить в подсчет страхового стажа периоды работы в Дошкольном учебном учреждении ПО УО и Управления образования и Науки Севастопольской городской администрации № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № комбинированного вида» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с даты назначения пенсии. Обязано Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в г. Севастополе принять для расчета пенсии справки о заработке для начисления пенсии №, №, выданные ДД.ММ.ГГГГ ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №». Признаны уплаченными Иванушкиной Г.А. страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязано Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в г. Севастополе учесть при подсчете страхового стажа и перерасчете пенсии социальные взносы, уплаченные Иванушкиной Г.А. в Пенсионный Фонд Украины, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из сведений о заработной плате, содержащихся в справках о заработке для начисления пенсии №, №, выданные ДД.ММ.ГГГГ ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №».
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывает, что при принятии решения судом не были учтены доводы ответчика о том, что с ДД.ММ.ГГГГ трудовой вклад пенсионера определяется суммой страховых взносов, поступивших на его индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования для формирования индивидуального пенсионного коэффициента. Учет периодов работы Иванушкиной Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может повлиять на размер пенсии истца в связи с отсутствием уплаты страховых взносов за указанные периоды работы, поскольку индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при исчислении пенсии за данные периоды, равен нулю, и, соответственно, не влияет на изменение размера пенсии. Возложение судом первой инстанции на пенсионный орган обязанности принять для расчета пенсии справки о заработке от ДД.ММ.ГГГГ №, №, выданные ГБДОУ города Севастополя «Детский сад №» в отношении периодов работы Иванушкиной Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и противоправным, поскольку пенсионным законодательством не предусмотрен учет сведений о заработной плате по справкам работодателя при исчислении размера пенсии относительно периодов работы, имевших место после ДД.ММ.ГГГГ. Законодательство Российской Федерации и нормы Соглашения не предусматривают исчисление размера пенсии в отношении пенсионных прав, приобретенных с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из заработной платы и страховых взносов, уплаченных в пенсионные фонды иностранных государств. При этом, размер страховой пенсии в отношении пенсионных прав, приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ может быть рассчитан с учетом заработной платы и трудового стажа, приобретенного на территории Украины, имевшего место до указанной даты, а с ДД.ММ.ГГГГ только с учетом, начисленных (уплаченных) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, возложение судом первой инстанции на Центр обязанности учесть при подсчете страхового стажа и перерасчете пенсии с взносы, уплаченные Иванушкиной Г.А. в Пенсионный фонд Украины, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не основано на нормах законодательства, поскольку данные взносы не поступали на индивидуальный лицевой счет истца в системе обязательного пенсионного страхования для формирования индивидуального пенсионного коэффициента. Не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда о том, что при принятии решения по заявлению истца о перерасчете размера пенсии Центр необоснованно руководствовался, в том числе, положениями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и городе федерального значения Севастополя». Решение Центра от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Иванушкиной Г.А в перерасчете размера пенсии выносилось без учета положения указанного закона, ссылки на названный закон в тексте решения отсутствуют.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Протокольно определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 44 ГПК РФ произведена замена ответчика Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю его правопреемником Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Иванушкина Г.А. и представитель истца Леснугина А.С. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта районного суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., возражения истца и представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О эмиграции» Нахимовским РО УМВД Украины в г. Севастополе Иванушкиной Г.А. был выдан вид на жительство КР №, место регистрации в Украине с ДД.ММ.ГГГГ - <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Нахимовским ПФУ г. Севастополя было выдано пенсионное удостоверение АБ №, которое удостоверяло право Иванушкиной Г.А. на получение пенсии по возрасту, бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ (номер пенсионного дела №).
В период с 2003 года по настоящее время, в том числе по ДД.ММ.ГГГГ, Иванушкина Г. А. постоянно проживала на территории города Севастополя, осуществляла трудовую деятельность, что подтверждается справками с места жительства, справками о работе и заработке, сведениями об уплате страховых взносов по индивидуальным сведениям застрахованного лица (учетной карточки застрахованного лица №) на территории города Севастополя, трудовой книжкой.
Осуществление трудовой деятельности на территории г. Севастополя, государства Украины, подтверждается записями трудовой книжкой от ДД.ММ.ГГГГ Так, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности уборщицы служебных помещений в Дошкольном учебном учреждении ПО УО и Управления образования и Науки Севастопольской городской администрации №.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность помощника воспитателя специальной группы в том же учреждении. Уволена истец в связи с переводом в Севастопольское коммунальное дошкольное учебное заведение № комбинированного типа Севастопольского городского Совета.
С ДД.ММ.ГГГГ была принята в Севастопольское коммунальное дошкольное учебное заведение № комбинированного типа Севастопольского городского Совета в должность помощника воспитателя специальной группы. ДД.ММ.ГГГГ - Севастопольское коммунальное дошкольное учебное заведение № комбинированного типа Севастопольского городского Совета было реорганизовано в Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № комбинированного вида» на основании Распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором истец работал до ДД.ММ.ГГГГ включительно в той же должности.
В связи с принятием Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, УФМС России по г. Севастополю Иванушкиной Г.А. был выдан новый вид на жительство в РФ (серия 82 №) со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Иванушкиной Г. А. был выдан паспорт РФ, в связи с присвоением ей гражданства РФ на основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации (присвоение гражданства на основании вида на жительства).
ДД.ММ.ГГГГ Иванушкина Г. А. обратилась в Управление Пенсионного Фонда России в г. Севастополе (межрайонное) с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии по старости и включении страховой стаж периодов работы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Севастополе (Межрайонное) сообщило истцу, что в связи с отсутствием в паспорте истца отметки о регистрации в г. Севастополе на ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный пенсионный коэффициент определен без применения ст. 5 Закона № 208-ФЗ, пенсионный вклад пенсионера рассчитан без учета суммы страховых взносов, уплаченных Иванушкиной Г.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя.
В апреле и мае 2021 года истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по тем же основаниями, в подтверждении уплаты страховых взносов прилагала справки о заработке для начисления пенсии №, №, выданные ДД.ММ.ГГГГ ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №», от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования и науки г. Севастополя, № от ДД.ММ.ГГГГ ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №», архивную справку № от ДД.ММ.ГГГГ ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №».
В ответах ответчик сообщал об отказе во включении в страховой стаж спорных периодов работы, в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату в бюджет ПФ РФ за указанный период страховых взносов.
Как следует из ответов Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в г. Севастополе, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ, отказывая в удовлетворении заявления ответчик основывался на положениях Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ч. 1 ст. 1 ФЗ № 208-ФЗ от 21.07.2014 года), указывал что периоды работы в дошкольном учебном учреждении ПО УО и Управления образования и Науки Севастопольской городской администрации № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды работы в ГБДОУ «Детский сад № комбинированного вида» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с даты назначения пенсии включены в общий трудовой стаж, что на размер пенсии не влияет.
Иванушкина Г.А., являясь гражданкой Узбекистана, с 2003 года по настоящее время на законных основаниях постоянно проживает в городе Севастополе (вид на жительство), в том числе, на ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ, истцу, как иностранному гражданину, проживающему на территории РФ, на основании вида на жительства, была установлена пенсия по возрасту, при расчете которой период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж включен не был, сумма уплаченных страховых взносов не включена в пенсионный вклад.
Согласно трудовой книжке, Иванушкина Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Дошкольном учебном учреждении ПО УО и Управления образования и Науки Севастопольской городской администрации №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № комбинированного вида» являющимся правопреемником Севастопольского коммунального дошкольного учебного заведения № комбинированного типа Севастопольского городского Совета, работа для истца в учреждениях являлась основной, таким образом - правоотношения между истцом и работодателем являлись трудовыми.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из их обоснованности и доказанности.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией, Узбекистаном и Украиной, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Закон Украины «О пенсионном обеспечении», Закон Украины от 26.06.97 года № 400/97-ВР «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», Закон Украины «О сборе и учете единого социального взноса на обязательное государственное социальное страхование» устанавливал обязанность организаций, использующих в своей финансово-хозяйственной деятельности наемный труд, уплачивать единый социальный взнос, в который в том числе входил и взнос на пенсионное обеспечение, перечисляемый в Пенсионный фонд Украины.
Статья 7 Соглашения указывает, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствие с ч.1-2 ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно п. 11 указанных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
П. 12 и 13 Правил обращения за пенсией, назначением пенсии и перерасчетом размера пенсии, переходом с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002г. №17/19пб, определяет, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
На основании статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи и работе.
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 мая 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные, предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливает прежде всего Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который, как следует из его статьи 1, определяет их правовое положение и регулирует отношения между иностранными гражданами и лицами без гражданства, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами - с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Признавая иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет вид на жительство как документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. При этом, статья 8 названного Федерального закона предусматривает в качестве общего правила, что вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину по его заявлению в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что спорные периоды работы истца, за которые на территории города Севастополя уплачены страховые взносы работодателем, что подтверждено надлежащими доказательствами, подлежат включению для перерасчета пенсии истца, поскольку истец постоянно проживала с 2003 года на территории города Севастополя на законных основаниях, имела вид на жительство на территории города Севастополя с регистрацией места проживания, как в период украинского законодательства, так и в период применения законодательства РФ, осуществляла трудовую деятельность в городе Севастополе с 2003 года, в спорные периоды работодателем истца осуществлена оплата страховых взносов на суммы заработной платы в пенсионный фонд Украины на территории города Севастополя в период с 2003 года по 2014 год.
Судебная коллегия считает, что решение районного суда, принято в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения, подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 июля 2021 года оставить без удовлетворения.
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 июля 2021 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
О.И.Устинов