Судья: Дудусов Д.А. № 33 - 7988/2017
2.200
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 июня 2017 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.,
судей Гришиной В.Г., Корниенко А.Н.,
при секретаре Сосновской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.
дело по иску министерства лесного хозяйства Красноярского края к Резников С.Н. о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства
по апелляционной жалобе Резникова С.Н.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от <дата>, которым постановлено:
«Исковые требования Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Резников С.Н. об обязании устранить нарушения лесного законодательства удовлетворить в полном объеме.
Обязать Резников С.Н. произвести работы по приведению лесного участка, расположенного в квартале 53 выделе 25, в квартале 54 выделе 15 Инского участкового лесничества КГБУ «Минусинское лесничество» в первоначальное состояние- ликвидировать траншею с проложенным электрокабелем протяженностью 510 метров в квартале 53 выделе 25 и протяженностью 430 метров в квартале 54 выделе 15, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
министерство лесного хозяйства Красноярского края в интересах Российской Федерации обратилось в суд с иском к Резникову С.Н. об устранении нарушений лесного законодательства.
Требования мотивированы тем, что между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ИП Якушевым В.Т. заключен договор аренды лесного участка № от <дата>. Лесной участок, расположенный на территории КГБУ «Минусинское лесничество», Инское участковое лесничество, квартал 53 часть выделов 25, 34, 35 общей площадью 0,348 га, предоставлен ИП Якушеву В.Т. для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно акту осмотра лесного участка от <дата> КГБУ «Минусинское лесничество» установлено, что в квартале 53 выделе 25, в квартале 54 выделе 15 Инского участкового лесничества КГБУ «Минусинское лесничество», от электроподстанции, принадлежащей гражданину Резникову С.Н., проживающему по адресу <адрес>, частично вдоль границы с <адрес>, выкопана траншея, после чего, в нее уложен электрический кабель. По состоянию на <дата> траншея засыпана землей. Подземная кабельная линия соединяет подстанцию гражданина Резникова С.Н. с государственной подстанцией, расположенной за туристической базой «оз. Мал. Кызыкульское». Из объяснений ИП Якушева В.Т. следует, что в конце августа - начале сентября 2016 года, проезжая по части арендованной им территории по договору аренды лесного участка от <дата> №, им был обнаружен экскаватор, проводящий работы по прокладке траншеи. Затем в нее уложена кабельная линия и засыпана землей. Согласование на проведение работ по размещению подземного линейного сооружения с ним, как с арендатором лесного участка, не проводилось. Работы по размещению кабельной линии проводились гражданином Резниковым С.Н. в целях исполнения решения Минусинского городского суда от <дата> об обязании освободить от кабельной линии КЛ-10 кВ территорию земельных участков, находящихся в собственности физических лиц. Таким образом, гражданином Резниковым С.Н. кабельная линия перенесена с территории земельных участков физических лиц на территорию государственного лесного фонда, в том числе на лесной участок, находящийся в пользовании ИП Якушева В.Т. по договору аренды от <дата> №. От органа местного самоуправления Минусинского района поступили разрешительные документы на размещение подземной кабельной линии гражданином Резниковым С.Н., однако правом распоряжения участками государственного лесного фонда администрация Тесинского сельсовета Минусинского района не обладает. Документы, разрешающие использование лесного участка, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в квартале 53 выделе 25, в квартале 54 выделе 15 Инского участкового лесничества КГБУ «Минусинское лесничество», для размещения подземной кабельной линии на площади 0,046 га у гражданина Резникова С.Н. отсутствуют. Договор аренды лесного участка Резниковым С.Н. с министерством лесного хозяйства Красноярского края не заключен. Учитывая вышеизложенное, гражданин Резников С.Н., используя лесной фонд без разрешительных документов, допустил самовольное занятие участков государственного лесного фонда на площади 0,046 га, расположенных в квартале 53 выделе 25, в квартале 54 выделе 15 Инского участкового лесничества КГБУ «Минусинское лесничество», для размещения подземной кабельной линии.
Просило обязать Резникова С.Н. произвести работы по приведению лесного участка, расположенного в квартале 53 выделе 25, в квартале 54 выделе 15 Инского участкового лесничества КГБУ «Минусинское лесничество» в первоначальное состояние - ликвидировать траншею с проложенным электрокабелем протяженностью 510 метров в квартале 53 выделе 25 и протяженностью 430 метров в квартале 54 выделе 15, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Резников С.Н. просит решение отменить. Указывает, что факт нарушения им положений лесного законодательства материалы дела не содержат, поскольку границы земельного участка лесного фонда, границы участка для размещения линейного кабеля, а также границы земельного участка, находящегося в аренде у ИП Якушева В.Т. не стоят на кадастровом учете, в связи с чем им не было допущено нарушение границ при прокладке кабеля.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении (л.д. 205-208,213-214); в связи с чем неявка кого-либо из них в судебное заседание суда апелляционной инстанции не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения Резникова С.Н., представителя третьего лица администрации Минусинского района Петрова В.Н. (доверенность от <дата>), поддержавших жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, лесной участок площадью 84 545 га, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Минусинский район с кадастровым номером № относится к собственности Российской Федерации.
<дата> между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ИП Якушевым В.Т. был заключен договор аренды лесного участка №, по условиям которого лесной участок, расположенный на территории КГБУ «Минусинское лесничество», Инское участковое лесничество, квартал 53 часть выделов 25, 34, 35 общей площадью 0,348 га, предоставлен ИП Якушеву В.Т. для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Из акта осмотра лесного участка от <дата>, составленного лесничим Инского участкового лесничества Кузнецовым П.Е., а также из письменных объяснений ИП Якушева В.Т., следует, что в квартале 53 выделе 25, в квартале 54 выделе 15 Инского участкового лесничества КГБУ «Минусинское лесничество», от электроподстанции, принадлежащей Резникову С.Н., проживающему по адресу <адрес>, частично вдоль границы с <адрес> выкопана траншея, в нее уложен электрический кабель, траншея засыпана землей. Подземная кабельная линия соединяет подстанцию Резникова С.Н. с подстанцией, расположенной за туристической базой «оз. Мал. Кызыкульское». При этом согласование на проведение работ по размещению подземного линейного сооружения с ИП Якушевым В.Т. не производилось.
Работы по размещению кабельной линии как линейного объекта осуществлялись Резниковым С.Н., что не оспаривалось последним. Однако документы, разрешающие использование данного лесного участка, Резникову С.Н. уполномоченными на то государственными органами не выдавались; договор аренды лесного участка Резниковым С.Н. с министерством лесного хозяйства Красноярского края не заключался.
В обоснование своих возражений Резников С.Н. представил в материалы дела разрешение № от <дата> администрации Тесинского сельсовета на использование земельного участка с целью размещения подземного кабельного сооружения на землях, находящихся в государственной собственности. Согласно листу согласования использования земельного участка без предоставления для размещения кабельной линии д. Малый Кызыкуль, кабельная линия должна проходить по границе земель рекреационного назначения и земель Тесинского сельсовета, а также земель государственного лесного фонда.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что согласованное расположение кабельной линии не совпадает с тем расположением кабельной линии, которое утвердила администрация Тесинского сельсовета. В схеме утвержденной Тесинским сельсоветом имеется отклонение от согласованной схемы - отклонение от линии границы рекреационной зоны в сторону земель гослесфонда.
Исходя из генерального плана Тесинского сельсовета и плана лесонасаждений Инского лесничества, частично кабельная линия проходит по границе нескольких земельных участков, расположенных в пределах населенного пункта <адрес>, предоставленных конкретным землепользователям, с землями государственного лесного фонда, частично по земельному участку, предоставленному ИП Якушеву В.Т., частично по землям государственного лесного фонда за пределами границы рекреационной зоны.
Согласно Проекту организации и ведения лесного хозяйства ФГУ Минусинский лесхоз и картографических материалов, квартал 53 граничит с несколькими земельными участками, расположенными в пределах населенного пункта <адрес>, предоставленных конкретным землепользователям; в пределах квартала 53 расположен предоставленный ИП Якушеву В.Т. в аренду земельный участок, также квартал 53 и квартал 54 граничат с землепользованием, которое находится в границах рекреационной зоны и, часть этой рекреационной зоны предоставлена в собственность ИП Якушеву В.Т.- земельный участок с кадастровым номером №. При этом, все перечисленные земельные участки со стороны земель гослесфонда огорожены заборами; кабельная линия проложена по всему периметру заборов с их внешней стороны - со стороны земель гослесфонда.
При разрешении спора в результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд сделал достоверный вывод о том, что кабельная линия проложена ответчиком за границами земель населенного пункта, то есть на землях государственного лесного фонда; при этом линейный объект проходит за пределами земель, предоставленных в собственность ИП Якушеву В.Т., но по земельному участку, предоставленному ИП Якушеву В.Т. в аренду.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 5, 7- 9, 21, 23, 25, 45, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», установив факт самовольного занятия ответчиком земельного участка лесного фонда для размещения единого линейного объекта, суд первой инстанции возложил Резникова С.Н. обязанность устранить допущенные им нарушения, поскольку кабельная линия проложена ответчиком по землям государственного лесного фонда без предоставления последнему в установленном порядке документов, разрешающих использование спорного лесного участка, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Выводы суда подробным образом мотивированы, сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, объективном установлении всех обстоятельств дела и надлежащей оценке доказательств, в связи с чем судебная коллегия считает возможным с ними согласиться.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик осуществлял прокладку кабеля на основании разрешения, выданного администрацией Тесинского сельсовета, обладающего полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, в силу чего он действовал в рамках закона, основан на неверном толковании норм материального права и не может быть принят судебной коллегией во внимание.
В соответствии со ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Согласно п. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК РФ).
Пунктом 1 статьи 82 ЛК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Как следует из п. 5 ст. 73.1 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Указом Губернатора Красноярского края от 13 июля 2016 года № 139-УГ «О внесении изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 13 октября 2014 года № 224-УГ «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», структура органов исполнительной власти Красноярского края изменена и дополнена Министерством лесного хозяйства Красноярского края.
В силу абзацев 1 и 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13 июля 2016 года №560-р, принято решение создать министерство лесного хозяйства Красноярского края, передав ему полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений, установить, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 года № 374-п утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края.
Согласно пункту 1.1 положения, министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края). Согласно пункту 3.3 положения к компетенции министерства лесного хозяйства Красноярского края относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе государственная собственность на которые не разграничена (п. 3.9).
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм материального права, таким полномочием как распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган исполнительной власти - министерство лесного хозяйства Красноярского края, следовательно, выданное ответчику администрацией Тесинского сельсовета разрешение, не является правоустанавливающим документом, позволяющим осуществлять проведение работ по размещению подземного линейного объекта на территории государственного лесного фонда.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости координат границ лесного фонда само по себе не свидетельствует о невозможности установления границ участка лесного фонда, поскольку участок лесного фонда относится к ранее учтенным объектам недвижимости, его границы в силу положений Лесного кодекса Российской Федерации могут определяться по материалам лесоустройства, что анализ которых и был проведен судом первой инстанции посредством исследования представленных стороной истца планшетов и картографических материалов.
Платные также является и пользование иными земельными участками, что предполагает определение площади предоставляемого участка. Администрация Тесинского сельсовета, выдавая ответчику разрешения, не определяла площадь предоставляемого ответчику участка, размер платы за пользование им, что также подтверждается неправомерность такого документа, который не может служить препятствием для удовлетворения исковых требований.
Кабельная линия является единым линейным объектом, что и обусловило удовлетворение исковых требований в полном объеме, поскольку для прокладки такого объекта именно ответчик обязан получить в пользование земельный участок в определенных границах; его ссылки в той части, что линия прокладывалась исключительно по границе населенного пункта и земель лесного фонда, а поэтому нарушений лесного законодательства не допущено, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сопряжены с переоценкой собранных по делу доказательств, оснований для которой не имеется, а поэтому подлежат отклонению судебной коллегией.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Минусинского городского суда Красноярского края от 05 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Резникова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: